«Два основных критерия успешной адаптации»
материал на тему

Узденова Вайдат Ануаровна

Предварительный просмотр:

Адаптация -  это приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально – психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно – воспитательное учреждение, при вхождении в новый коллектив.

Новая социальная среда предъявляет к человеку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям  и склонностям. Поступление человека в любое учреждение связанно с включением его в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Встречаются жизненные ситуации с небольшими осложнениями, если человек приходит в уже существующий коллектив, в котором сложились определенные взаимоотношения, и если ему не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования могут оказаться непосильной нагрузкой. Это может привести к нервному переживанию и срыву. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи  в ДОУ.

Два основных критерия успешной адаптации:

Внутренний комфорт                                        Внешняя адекватность поведения

              (Эмоциональная

                 удовлетворенность)                                                                      (Способность легко

                                                                                                                             и точно выполнять

                                                                                                         требования среды)

Три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза: частые соматические  заболевания, нарушения сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности(длится примерно один месяц)
  2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются  по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен
  3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Для каждого ребенка острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности.

  Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход  и своевременная информирование всех заинтересованных сторон.

                Общаясь с ребенком, ведется наблюдение за тем,  как  ребенок  адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует его типичное поведение по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как  он будет осваиваться в группе,  именно здесь можно увидеть проблемы.  

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

 Проблема диагностики и коррекции детей всегда была, есть и будет одной из самых деликатных в педагогике, Страхи родителей, сталкивающихся с ней, понять можно и нужно. Но уходить от диагностики – значит обрекать ребенка на возможное появление тех или  иных проблем.

Диагностика  актуального развития,  эмоционально – волевой сферы и развитие социальных навыков проходит в  II этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап- исследование  актуального развития и эмоционально – волевой сферы, и развитие социальных навыков.

При обследовании ребенка важно определить, какое звено или какие звенья в структуре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекционное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не только то, что ребенок умеет и знает, но и чему его можно научить, чем он может овладеть. Что в состоянии овладеть и знать.

При обследовании психических функции ребенка обращается внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследования психических функция всегда предусматривает возрастные особенности развития психики ребенка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, восприятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регуляция произвольной деятельности ребенка.

Проводиться диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке, проводиться обучающий эксперимент.  

Особо затрудненно обследование непонимающих и неговорящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, повышенной психической истощаемостью(утомляемостью)Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые являются принципиально различными нарушениями. При  внешне сходных проявлениях нарушения могут  оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам их вызвавшим, и по прогнозу лечебно- оздоровительного и психолого – педагогичсекого воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.

Обследование ребенка не может быть  и не должно быть стандартизировано. Его индивидуальная направленность проявляется на отборе задания, упражнений видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Индивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятельности и контроле за ней, максимальный учет индивидуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

Памятка для родителей. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Памятка для родителей. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...

Основные рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Навыки Подготовьте ребенка материальноПодготовьте ребенка моральноПодготовьте ребенка физически....