"Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».
Добрый день, коллеги!
Я, Ковалева Ирина Александровна, работаю в МБДОУ детский сад №1 г. Велижа с детьми первой младшей группы, это дети с полутора до трёх лет. Мне доверяют ребенка маленького, нежного, хрупкого, который придя в детский сад не способен понимать, почему вместо привычного домашнего окружения он оказывается в совершенно новом, незнакомом месте. Малыш волнуется, переживает, плачет. Необходимо много терпения, доброты, ласки любви, чтобы ребенок, почувствовал душой, что его здесь ждут и полюбил свой второй дом – детский сад №1. Я рада приветствовать сегодня всех тех, кто хочет познакомиться с моим опытом работы по теме «Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».
Эту тему я считаю актуальной вот почему. С приходом в детский сад у ребенка меняются социальные условия, а именно: другая обстановка, иной стиль общения, режим дня, отсутствие родителей, непрерывное общение с др. детьми – все это обрушивается на ребенка сразу и является стрессом для нервной системы ребенка. При отсутствии своевременной квалифицированной помощи, невротические реакции могут перейти в неврозы, и как следствие, возникнуть различные заболевания. Как минимум, такие трудности могут привести в дальнейшем к нарушению дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений с воспитателем и детьми. А также многие родители недооценивают важность этого периода.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Различают три степени адаптационного периода
• легкая адаптация — все процессы поведения нормализуются в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает маме скандалов. Такие дети, как правило, болеют нечасто.
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца (или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш периодически плачет. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить физическое и психическое истощение организма. У ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Я поставила перед собой цель сделать процесс адаптации детей более успешным.
Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
- создание условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации в ДОУ;
- создание картотеки игр, способствующих сплочению детского и родительского коллективов;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условия м детского сада.
Течение адаптационного периода зависит от следующих факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, уровень сформированности игровой деятельности, особенностей режима дня. Свою работу строю по следующим направлениям: работа с родителями и работа с детьми.
Современные условия жизни убеждают нас в необходимости готовить к началу посещения детского сада не только ребёнка, но и родителей Работа с родителями начинается еще до поступления ребенка в ДОУ. Родителям даются следующие рекомендации.
- Расширять круг общения ребенка
- Развивать подражательность в действиях.
- Учить делиться игрушкой, жалеть плачущего.
- Приучать к самообслуживанию.
При работе с родителями использую следующие формы взаимодействия:
Информационно-аналитические:
- Анкетирование родителей
- индивидуальные беседы с родителями
- наблюдение за ребёнком.
Познавательные:
- родительское собрание «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»
- беседы, игры;
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- рекомендации для родителей “Первый раз – в детский сад”
Наглядно-информационные:
- консультации «Режим дня – дома и в ДОУ», «Одеваем ребенка правильно», «Что должен уметь ребенок 2-3 лет», «Игры малышей в семье»
- информационные стенды, памятки для родителей; алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи".
- папки-передвижки - «Советы родителям», «Роль родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ», «Игры с детьми в период адаптации».
Работу с детьми начинаю с того, что на каждого ребёнка завожу индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ.
При работе с детьми использую следующие формы взаимодействия:
- Элементы телесной терапии (обнять, погладить, взять на руки)
- Релаксационные игры с песком
- Слушание спокойной музыки перед сном
- Музыкальные игры «Летали птички», «Жили у бабуси» и др.
- Игры с мягкими игрушками
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Итак, адаптация ребёнка к условиям жизни в детском саду, это процесс сложный, требующий внимания, терпения, заботы со стороны родителей и воспитателей. Проводимая работа дает свои результаты.
Год | Количество детей в группе | Степени адаптации | % |
2015-2016 | 20 | Легкая-9 Средняя-6 Тяжелая- 5 | Легкая - 45% Средняя- 30% Тяжелая- 25% |
2016-2017 | 25 | Легкая-10 Средняя-14 Тяжелая-1 | Легкая- 40% Средняя- 56% Тяжелая- 4% |
2017-2018 | 18 | Легкая-10 Средняя-8 Тяжелая-0 | Легкая- 55% Средняя- 45% Тяжелая- 0% |
Адаптационный период считается завершенным, если:
Эмоциональное состояние ребенка устойчиво, ребенок ест с аппетитом, быстро засыпает, просыпается в хорошем настроении, эмоционально общителен, легко вступает в контакт, играет со сверстниками или один, у ребенка не наблюдается мышечного напряжения, может сам себя занять в свободное время.
В конце периода адаптации оформляется презентация «Наша жизнь в детском саду», где вниманию родителей представляются фото детей – в группе, на прогулке, во время режимных моментов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. –М.:Просвещение, 2007.
3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. –М. : Просвещение, 2003.
4. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание №8, 2001.
5. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. -Дошкольное воспитание №8, 2005.
6. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. Чиркова С. В. М. ВАКО. 2012
7. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
8. Григорьева Г.Г. Играем с малышами : Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...
Консультация «Условия успешной адаптации детей в дошкольном учреждении»
С поступлением ребенка 2хлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые тр...
Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению
Обобщение положительного опыта работы педагога для создания условий благоприятной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному учреждению....
Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...
«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению». Как правило под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду. Э...
Консультация для педагогов "Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"
Успех адаптации ребенка к образовательному учреждению определяется готовностью ребенка к выходу из семьи, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе, согласованность их дейст...