"Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"
материал (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Из опыта работы по адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_adaptatsii.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

         

«Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».

Добрый день, коллеги!

Я, Ковалева Ирина Александровна, работаю в МБДОУ детский сад №1 г. Велижа  с детьми первой младшей группы, это дети с полутора до трёх лет. Мне доверяют ребенка маленького, нежного, хрупкого, который придя  в детский сад не способен понимать, почему вместо привычного  домашнего окружения он оказывается в совершенно новом, незнакомом месте. Малыш  волнуется, переживает, плачет. Необходимо много терпения, доброты, ласки  любви, чтобы ребенок, почувствовал душой, что его здесь ждут и полюбил свой второй дом – детский сад №1. Я рада приветствовать сегодня всех тех, кто хочет познакомиться с моим опытом работы по теме  «Основные аспекты обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».

Эту тему я считаю актуальной вот почему. С приходом в детский  сад у ребенка меняются социальные условия, а именно: другая обстановка, иной стиль общения, режим дня, отсутствие родителей, непрерывное общение с др. детьми – все это обрушивается на ребенка сразу и является стрессом для нервной системы ребенка. При отсутствии своевременной квалифицированной помощи, невротические реакции могут перейти в неврозы, и как следствие, возникнуть различные заболевания. Как минимум, такие трудности могут привести в дальнейшем к нарушению дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений с воспитателем и детьми.  А также многие родители недооценивают важность этого периода.

 Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.  

Различают три степени адаптационного периода

легкая адаптация — все процессы поведения нормализуются в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает маме скандалов. Такие дети, как правило, болеют нечасто.

 адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца (или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш периодически плачет. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить физическое и психическое истощение организма. У ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Я поставила перед собой цель сделать процесс  адаптации детей более успешным.

Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • создание условий, обеспечивающих  ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации в ДОУ;
  • создание картотеки игр, способствующих сплочению детского и родительского коллективов;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условия м детского сада.

Течение адаптационного периода зависит от следующих факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, уровень сформированности игровой деятельности, особенностей режима дня. Свою работу строю по следующим направлениям: работа с родителями и работа с детьми.

Современные условия жизни убеждают нас в необходимости готовить к началу посещения детского сада не только ребёнка, но и родителей Работа с родителями  начинается еще до поступления ребенка в ДОУ. Родителям даются следующие рекомендации.

  • Расширять круг общения ребенка
  • Развивать подражательность в действиях.
  • Учить делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Приучать к самообслуживанию.

При работе с родителями использую следующие  формы взаимодействия:

Информационно-аналитические:

  • Анкетирование родителей
  • индивидуальные беседы с родителями
  • наблюдение за ребёнком.

 Познавательные:

  • родительское собрание «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ»
  • беседы, игры;
  • индивидуальные консультации по запросам родителей;
  • рекомендации для родителей “Первый раз – в детский сад”

  Наглядно-информационные:

  • консультации «Режим дня – дома и в ДОУ», «Одеваем ребенка правильно», «Что должен уметь ребенок 2-3 лет», «Игры малышей в семье»
  • информационные стенды,  памятки для родителей; алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи".
  • папки-передвижки - «Советы родителям», «Роль родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ», «Игры с детьми в период адаптации».

Работу с детьми начинаю с того,  что на каждого ребёнка завожу  индивидуальный адаптационный лист,  в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ.

При работе с детьми использую следующие формы взаимодействия:

  • Элементы телесной терапии (обнять, погладить, взять на руки)
  • Релаксационные игры с песком
  • Слушание спокойной музыки перед сном
  • Музыкальные  игры «Летали птички», «Жили у бабуси» и др.
  • Игры с мягкими игрушками

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Итак, адаптация ребёнка к условиям жизни в детском саду, это процесс сложный, требующий внимания, терпения, заботы со стороны родителей и воспитателей.  Проводимая работа  дает свои результаты.

Год

Количество детей в группе

Степени  адаптации

%

2015-2016

20

Легкая-9

Средняя-6

Тяжелая- 5

Легкая - 45%

Средняя- 30%

Тяжелая- 25%

2016-2017

25

Легкая-10

Средняя-14

Тяжелая-1

Легкая- 40%

Средняя- 56%

Тяжелая- 4%

2017-2018

18

Легкая-10

Средняя-8

Тяжелая-0

Легкая- 55%

Средняя- 45%

Тяжелая- 0%

Адаптационный период считается завершенным, если:

Эмоциональное состояние ребенка устойчиво, ребенок ест с аппетитом, быстро засыпает, просыпается в хорошем настроении, эмоционально общителен, легко вступает в контакт, играет со сверстниками или один, у ребенка не наблюдается мышечного напряжения, может сам себя занять в свободное время.

В конце периода адаптации оформляется презентация «Наша жизнь в детском саду», где вниманию родителей представляются фото детей  – в группе, на прогулке, во время режимных моментов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. –М.:Просвещение, 2007.

3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. –М. : Просвещение, 2003.

4. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание №8, 2001.

5. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. -Дошкольное воспитание №8, 2005.

6. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. Чиркова С. В. М. ВАКО. 2012

7. Томашевская Л.В.,  Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

8. Григорьева Г.Г. Играем с малышами : Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/05/20/formy-raboty-s-roditelyami-v-adaptatsionnyy-period 

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-kurilova/praktikum-dlja-vospitatelei-mladshih-grup-detskogo-sada-na-temu-igry-s-malyshami-v-adaptacionyi-period.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

       Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...

Консультация «Условия успешной адаптации детей в дошкольном учреждении»

С поступлением ребенка 2хлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые тр...

Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Обобщение положительного опыта работы педагога для создания условий благоприятной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному учреждению....

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению». Как правило под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду. Э...

Консультация для педагогов "Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"

Успех адаптации ребенка к образовательному учреждению определяется готовностью ребенка к выходу из семьи, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе, согласованность их дейст...