ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО: КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
консультация
Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребенка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Как же выстроить свое общение с детьми, чтобы их самооценка и эмоциональное благополучие были в норме?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_slovo_i_koshke_priyatno.docx | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО: КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребенка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Как же выстроить свое общение с детьми, чтобы их самооценка и эмоциональное благополучие были в норме?
Для взрослого, как правило, естественно обучать детей правильному обращению с предметами и правильному поведению в отношении других людей. Передавать определенные культурные традиции – нормальная человеческая потребность. Но в то же время важно учитывать интересы ребенка, уметь становиться на его позицию, способствовать повышению его самооценки. Как утверждает американский психолог Джером Брунер (2006), самооценка – это существенный компонент структуры личности. Она отражает наши представления о собственных возможностях, куда входят и представления о пределах доступного.
Низкая самооценка порождает чувство вины и состояние глубокой депрессии, может вызывать гневный протест. В дальнейшем человеку не удается реализовать свои способности, и собственная несостоятельность делает его еще более уязвимым перед лицом жизненных обстоятельств. Между тем, мнение окружающих не всегда объективно, и ценность человека не обязательно зависит от количества его достижений, признанных другими людьми.
Завышенная самооценка, порождая у человека убеждение, что весь мир должен быть у его ног, влечет за собой неумение приспособиться к социуму, что нередко приводит к конфликтным ситуациям и одиночеству.
Адекватная самооценка обычно сопровождается направленностью личности на конструктивную деятельность, то есть на активную жизненную позицию. При адекватной самооценке человека не разрушают негативные чувства (наподобие зависти), ему легко адаптироваться к нестандартным жизненным обстоятельствам.
Вот несколько способов повысить самооценку ребенка, не перехваливая его:
- Молодец!
- Правильно!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобою!
- Я знал(а), что ты справишься!
- Неплохо!
- Отлично!
- Ты быстро научился!
- Это то, что надо!
- Я сам(а) не смог(ла) бы сделать лучше.
- С каждым днем у тебя получается лучше.
Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все перепутала!» «Ох, я и растяпа!» и т. п. Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если поймет, что в признании своих ошибок нет ничего страшного.
Попытайтесь действовать в проблемных ситуациях конструктивно. Вот несколько примеров, как это можно сделать:
- Постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?» – заменив этим окрик «Надень сейчас же туфли!»
- «Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься», – звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать!»
- «Давай поменяемся: я тебе – эту игрушку, а ты мне – эту вещь», – скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием «Дай мне немедленно эту вещь!»
- Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой я», – но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»
- Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», – а не одергивайте: «Не смей бить собаку!»
- Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты закончишь на сегодня», – но никак не «Кончай возиться с конструктором!»
- «Твоя очередь через минуту, а сейчас дай поиграть сестренке» вместо «Не вырывай у сестры!»
- Несколько лукавое «Давай посчитаем, сколько ложек ты можешь съесть» лучше, чем «Ешь быстрее!»
- «Как тебе кажется, ты сумеешь обогнать вон того дядю?» вместо «Иди быстрее, я из-за тебя опаздываю!»
Чтобы обеспечить атмосферу тепла и заботы, а также создать у ребенка мотивацию необходимой вам деятельности и сформировать правильный стереотип поведения, постарайтесь следовать советам врача-психиатра Светланы Юрьевны Бениловой.
Рекомендации врача.
Во время общения с ребенком:
- выражение вашего лица и тон голоса должно быть доброжелательным, приветливым, спокойным, нераздраженным;
- избегайте употребления в речи:
- частицы НЕ, ведь русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить, не используя отрицания;
- фраз, произнесенных в приказном тоне;
- глаголов в повелительном наклонении;
- слов должен, обязан, нужно;
- местоимений я, ты.
- включайте в речь:
- глаголы в сослагательном наклонении;
- местоимение мы.
- не надо:
- вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребенка публично, – лучше потом, без посторонних, спокойно, стараясь понять причины его поведения, обсудить с ребенком возникшую проблему и помочь ему ее решить;
- хвалить в присутствии ребенка других детей и ставить кого-либо в пример.
- помните о том, что:
- телевизор, видеоприставка, DVD-плейер и т. д. – не должны выполнять функции няньки. Смотрите телевизионные передачи, мультфильмы вместе с вашим ребенком – это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает и улучшает эмоциональный контакт с ребенком, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного им;
- если вы огорчены чем-то, нужно обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ним, будете в лучшем настроении, так как ваш сын или дочь – это ваша радость;
- ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов – обнять, погладить, приголубить, приласкать.
- следите за содержанием и интонацией вашей речи:
- не говорите с иронией и насмешкой;
- не делайте постоянных замечаний, особенно мелочных;
- не ругайтесь и не кричите на ребенка;
- будьте всегда с ребенком вежливы;
- не торопите и не подгоняйте его;
- как можно чаще высказывайте одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
- не говорите ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
- не давайте ребенку чувствовать себя плохим;
- как можно чаще подтверждайте, декларируйте свою любовь к нему.
Если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении, или его действия носят дезорганизующий характер, или он находится в состоянии глубокого напряжения и негативизма, то переключите его внимание, отвлеките, предложив не менее двух-трех вариантов деятельности или занятий.
И помните, главный девиз понимающего взрослого – это ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Познание "Доброе слово и кошке приятно" (2 млад.гр.)
НОД – КОММУНИКАЦИЯ (2 мл)...
Конспект НОД для средней группы "Доброе слово и кошке приятно"
Цель: Учить различать эмоциональное состояние человека по невербальным признакам, формировать потребность в доброжелательном общении....
Конспект НОД «Доброе слово и кошке приятно»
Цель: Учить различать эмоциональное состояние человека по невербальным признакам, формировать потребность в доброжелательном общении....
Краткосрочный проект "Ласковое слово и кошке приятно"
Краткосрочный проект в работе логопеда с детьми 4-5 лет (средняя группа) направлен на совершенствование грамматической стороны речи....
Конспект нод "Доброе слово и кошке приятно"
Конспект нод "Доброе слово и кошке приятно"...
Конспект "Доброе слово и кошке приятно"
Цель:Способствовать усвоению дошкольниками нравственных понятий: доброта, вежливость, доброжелательность, отзывчивость.Задачи:Обратить внимание дошкольников на то, что слово человека очень могуществен...
Конспект занятия: Доброе слово и кошке приятно.
1 слайд Доброе слово и кошке приятно....