Авторская разработка цикла занятий "Русские, татары, башкиры - все мы едины"
проект (старшая группа) по теме
Данные занятия разработаны и проведены с целью развития патриотизма и толерантности у детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 375 Краснооктябрьского района г. Волгограда
------------------------------------------------------------------------------------------------
400123 г.Волгоград, ул. Триумфальная, 20 тел: 28 33 17 . 28 33 16
Название конкурса:
«Народы России: культура и традиции»
Номинация:
«Авторская методическая разработка серии (цикла) занятий с воспитанниками МОУ по теме конкурса»
Название конкурсной работы:
«Русские, татары и башкиры - все мы едины»
автор разработчик:
воспитатель
Попова Виолетта
Владимировна
Волгоград, 2014
Пояснительная записка
Актуальность
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наша страна огромна и многонациональна. Познакомить детей с обычаями и традициями всех народов очень сложно. Выбор таких народов, как татары и башкиры не случайный. Татарстан расположен в Среднем Поволжье, а с Башкортостаном, в свою очередь, связан исторически, а также имеют схожие традиции и обряды. С чем нам и предстоит познакомиться в ходе реализации цикла занятий.
Длительность реализации цикла занятий: неделя (5 занятий)
1 день – вводное
2 день – «День русских»
3 день – «День татар»
4 день – «День башкир»
5 день – заключительное
Цель:
- формировать представление детей о России как о многонациональном государстве, но единой стране, посредством приобщения к истокам русской народной культуры, обычаев и традиций других народов.
Задачи:
образовательные – дать детям представление о территориальном расположении Татарстана и Башкортостана, углубить и уточнить знания о России, познакомить с традициями, праздниками, фольклоре русских, татар и башкир, закрепить имеющиеся знания о русских народных промыслах.
воспитательные – воспитывать у детей любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма, толерантности, уважения и интереса к жизни и обычаям других народов.
развивающие – развивать любознательность, зрительное и слуховое внимание, речевую активность, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предполагаемый результат
- освоение доступных знаний о народах России (русских, татар и башкир), образе жизни, традициях, обычаях
- изучение народных игр, народного фольклора, народных промыслов
- активное участие детей в запланированной деятельности,
- умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее
- проявление внимания и уважения к людям разных национальностей
Целевая группа – дети старшей группы (5-6 лет) – 25 участников.
Рекомендации к проведению:
- изучить литературу по теме занятий
-подобрать (изготовить) необходимый иллюстративный, раздаточный материал, трафареты, атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм
подготовить аудио и видеоматериалы
-создать эмоционально благоприятную атмосферу с целью появления заинтересованности у детей.
Методы работы:
словесные – чтение народных сказок, пословиц, поговорок, тематические беседы, рассуждения
наглядные - просмотр презентации «Народы России», прослушивание народных песен, рассматривание иллюстраций альбомов, книг, наглядно-демонстрационного материала
практические – интервьюирование, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые народные игры, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, декорирование), театрализация, выставка творческих работ.
Тематический план занятий
1 Занятие – Вводное
Цель:
- Изучить интересы детей по ознакомлению с народами нашей страны
- Путем совместного поиска проблемы, сформулировать тему и разработать содержание дальнейших занятий.
Задачи:
- провести анкетирование родителей «Надо ли детей знакомить с культурой и традициями других народов?»
- вызвать у детей интерес к изучению народов России
Материалы и оборудование для занятия
- электронный вариант книги «Народы России»
- видеоматериалы «Народы России» (презентация), электронная книга «Народы России»
- иллюстрации в книгах
- глобус и географическая карта
Анкетирование родителей
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране.
вопросы – В какой стране мы живем?
Какой город является нашей столицей?
Как называется наш народ?
А могут в нашей стране жить другие народы? (интервью в прил.)
Показ презентации «Народы России» (прил.)
Просмотр электронного варианта книги «Народы России» (прил.)
Воспитатель – Наша страна она большая?
Дети - отвечают
Воспитатель - Давайте посмотрим на глобусе и на карте каковы ее границы
Дети – выходят, показывают
Воспитатель - Да, наша Россия – огромная страна и по размерам и по народам, которые в ней проживают, их более 180. Познакомиться со всеми очень сложно. С какими народами вы, ребята, хотели бы познакомиться поближе, побольше узнать о них?
Дети – С теми, кто живет рядом с нами
Воспитатель – Хорошо. Предлагаю познакомиться с Татарстаном – это наш сосед и с близким ему Башкортостаном. Но перед этим хочу спросить, а все мы знаем про себя, про русских?
Дети – знаем, что говорим по-русски
Воспитатель – Оказывается, о себе мы тоже мало знаем или забыли. А хотите мы устроим «Дни народов» (ответы детей)
-Как мы назовем эти дни?
Воспитатель и дети – «День русских»
«День татар»
«День башкир»
Воспитатель – Что же будем делать в каждый из дней?
Дети – играть, слушать песни, читать сказки
Воспитатель – В добрый путь!
2 Занятие – «День русских»
Цель:
- Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями и обычаями русского народа
Задачи:
- закрепить знания детей о названии страны, в которой мы живем, о ее природе, некоторых событиях, культуре, народных промыслах, закрепить названия овощей, круп посредством дидактических игр
- воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям
Материалы и оборудование для занятия
- глобус
- географическая карта
- иллюстрации с изображением природы России
- книги «Русские народные сказки», пословицы и поговорки
- изделия народно-прикладного искусства (матрешки, петушок в дымковской росписи, индюк в городецкой росписи)
- овощи (картофель, лук, морковь, свекла, капуста)
- трафареты к народно-прикладному искусству
- аудиозаписи (песни)
Ход занятия:
Звучит песня «Мать – Россия моя» (сл. С.Островского, муз. С.Туликова)
Воспитатель – Ребята, как называется наша страна?
Дети – Россия
Воспитатель – Кто может показать на глобусе, карте границы нашей страны?
Дети - показывают границы России
Воспитатель – Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России
Дети - Примерный рассказ детей – Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много грибов и ягод, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезные ископаемые: уголь, железо и другие металлы. А также есть степи.
Воспитатель – Да, наша Россия очень большая, красивая и богатая страна. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Русские люди сочиняли много хороших и интересных сказок.
Какие русские народные сказки вы знаете?
Дети – «Морозко», «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»
Воспитатель – Какие русские пословицы и поговорки знаете?
Дети – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Делу – время, потехе – час», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Дид.игра «Отгадай загадку» (работа с иллюстрациями)
Воспитатель – Наш народ сочинял и красивые песни, хороводы
Физкультминутка «Рязанский хоровод»
(входит коробейник (ребенок с коробом товаров)
Коробейник – Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель – Расскажите о том, что вы купили на ярмарке
(рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских и городецких изделиях, матрешках, посуде из гжели)
Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов (прил.)
Воспитатель – Ребята, мы с вами уже хорошо знакомы с русскими народными промыслами. Предлагаю заняться ими. (работа по группам прил.)
Под. игра «Гуси-лебеди»
Воспитатель – У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
Дети – ответы детей Воспитатель - «Традиция» - слово не русское, а латинское и в переводе оно означает – передача, то есть, традиция – это то, что передается от поколения к поколению, от дедушек, бабушек – папам и мамам, а от них – вам. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день 8 марта и т. д. Есть традиции всенародные: празднование Нового года, Рождества, дня Победы, Масленицы с блинами. А еще, традиции есть с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети – овощи, фрукты, пшеницу
Воспитатель – В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай. Еще русские люди любят щи. Из чего варят щи?
Дети – картошка, лук, морковь, капуста
Дид. игра «Узнай на ощупь» (овощи)
Воспитатель – У русского народа есть такая пословица «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети – Кашу
Физ. минутка – «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша (одна рука согнута в локте, имитируют кастрюлю, другой рукой помешивают)
Если добавить стакан молока (наливаем)
Сахар и соль мы щепоткой кладём (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даём (дающие движения)
Кашка-малашка, ты так хороша
Если добавить кувшин молока (держим кувшин двумя руками)
Сахар и соль мы ложкой кладём (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даём (дающие движения)
Низким голосом
Кашка-малашка, ты так хороша
Если добавить ведро молока (с трудом наливаем)
Сахар и соль мы горстями кладём (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даём (дающие движения)
Воспитатель – Из чего можно сварить кашу?
Дети – Из крупы
Воспитатель – Назовите, какие вы знаете крупы?
Дети - отвечают
Дид.игра «Какая каша»
(из гречки – гречневая, из манки – манная, из риса – рисовая и др.)
Под.игра «Каравай»
Сюж. – рол. игра «Угостим матрёшек чаем»
Итог занятия:
Воспитатель – Что нового мы узнали о нашей стране, какие традиции у русского народа, в какие игры играли, каким творчеством занимались?
Дети - отвечают
Воспитатель - Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.
3 Занятие «День татар»
Цель:
- Познакомить детей с народом, проживающим в Среднем Поволжье – татарами
- Воспитывать дружеские чувства, эмоционально-положительное отношение к соседнему народу
Задачи:
- формировать представления детей о традициях и обычаях татар, отметить отличительные и сходные с русскими традиции
- развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, народному творчеству, культуре, национальным блюдам.
Материалы и оборудование для занятия
- иллюстрации с изображением народных костюмов татар
- книги с иллюстрациями природы Татарстана
- иллюстрации Ф.Х. Валеева «Орнамент казанских татар»
- книги с татарскими народными сказками, пословицами и поговорками
- трафареты тюбетейки, татарских сапог (ичиги), растительного орнамента
- аудиозаписи с татарскими песнями
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, мы продолжаем наши «Дни народов». «День русских» у нас прошёл, сегодня наступил «День татар». Мы поговорим о народе, живущем в соседней республике. Эта республика находится в России и называется Татарстан, а народ, который там живёт – татары. Это многочисленный народ и живут они не только в Татарстане, но и по всей России. Столица Татарстана – город Казань. Река, которая там протекает та же, как и в нашем родном городе – Волга. Это большой и красивый город.
(рассматривание книг с иллюстрациями природы Татарстана)
Говорят татары на татарском языке, но многие и на русском. Послушайте, как звучит татарский язык в песне (включается аудиозапись с татарскими песнями).
«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исеммэсыс»
Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.
Дети – здороваются.
Воспитатель – Молодцы. «Якши» - значит хорошо по-татарски. Повторите за мной.
Дети – повторяют
Воспитатель – Как вы думаете, ребята, как можно узнать татар?
Дети – по языку, по одежде
(рассматривание иллюстраций народных костюмов татар)
Дид.игра «Сложи картинку» из (национального татарского костюма)
Воспитатель – Татары ходят редко в национальных костюмах. А русские?
Дети - отвечают
Физ.минута «Как у тёти Фани» (показывают соответствующие движения)
Как у тёти Фани было семеро детей
Было семь сыновей
Вот с такими вот ушами
Вот с такими вот глазами
Вот с такими вот носами
Вот с такими вот зубами
Вот с такой головой
Вот с такой бородой
Вот такими вот ногами
Вот такими животами
Воспитатель – В Татарстане выращивают те же овощи и фрукты, что и в нашей стране. Назовите их.
Дети - отвечают
Дид.игра «Что лишнее» (фрукты и овощи)
Воспитатель – Хотите услышать народную татарскую сказку?
Дети – да!
Воспитатель – Чтение татарской народной сказки «Падчерица»
На какую русскую народную сказку она похожа?
Дети – «Морозко»
Под.игра «Габдула – продавец горшков»
Правила игры: Водящий – покупатель горшков, остальные дети – продавцы. Покупатель подходит к продавцам и спрашивает «Почём горшок?», дети отвечают «По 1, по 2, по 3 рубля», не более. Как только кто-то ошибётся в цене, дети меняются местами, водящий старается занять одно из освободившихся мест. Водящие меняются.
Воспитатель – В татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар – мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой «бялиш». Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников – Сабантуй. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках.
Под.игра «Буш урын» (скок-перескок)
Правила игры: На земле чертят круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки 30-35 см для каждого участника. Я немного изменила – внутри обруча для троих, не более участников. Водящий стоит в центре большого круга, говорит «Перескок». После этого слова игроки быстро меняются местами (обручами), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Воспитатель – Ребята, послушайте татарские пословицы и поговорки:
- без труда и зайца не поймаешь
- для злого и день и ночь темны
- добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий
человек
- даже если сидишь криво, говори – прямо
Как вы понимаете их?
Дети - отвечают
Сюж.-рол. игра «Путешествие в Казань»
Воспитатель – А сейчас, ребята, мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Он растительного происхождения. Основные элементы: тюльпан обычный, заострённый, листья разной формы и размеров. Основные цвета: зелёный, красный, синий, жёлтый, оранжевый.
(Просмотр иллюстраций «Орнамент казанских татар» и образцов готовых тюбетеек и ичигов)
Воспитатель – Предлагаю познакомиться с традиционным татарским головным убором – тюбетейкой и ичигами (татарскими сапогами). Давайте, ребята, украсим их к празднику Сабантую орнаментом.
Аппликация (раздаточный материал: трафареты тюбетейки и ичиг, орнаментов)
Воспитатель – чтение татарской народной сказки «Зилян»
Итог занятия:
Воспитатель – С каким народом мы познакомились, где они живут, какая у них столица, какие традиции, праздники, в какие игры играли, какие сказки узнали, что украшали татарским орнаментом.
Дети - отвечают
4 Занятие «День башкир»
Цель:
- Познакомить детей с Башкортостаном, его жителями
- Воспитывать толерантное отношение детей к башкирам
Задачи:
- формировать представления детей о традициях и обычаях башкир в сравнении с русским и татарским народами
- обогатить духовный мир детей посредством национальных традиций и культуры башкир
- познакомить с народным творчеством, обычаями, национальными блюдами
Материалы и оборудование для занятия:
- иллюстрации с изображением народных костюмов башкир
- книги с иллюстрациями природы Башкортостана
- аудиозаписи с башкирскими песнями
- книги с башкирскими сказками, пословицами и поговорками
- трафареты башкирского ковра
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, в гостях у татар мы побывали, отправимся теперь и к башкирам. Башкиры живут в Башкортостане. Это республика, которая находится также на территории России. Её столица – город Уфа. В Башкортостане живут не только башкиры, но и татары, и русские. Раньше башкиры жили в степях и кочевали с одного места на другое. Башкиры известны как земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды. Дома башкир раньше называли юрта. Полы выстилали коврами, на ковёр стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ очень гостеприимный.
- Что значит, ребята, быть гостеприимным?
Дети - отвечают
Сюж.-рол игра «В гостях у башкир» (прил.)
Воспитатель – У башкир любимый праздник Сабантуй. Знаем мы про такой праздник?
Дети – да, знаем
Воспитатель – У какого народа есть такой же праздник? Расскажите о нём
Дети – У татар. Проходят соревнования.
Воспитатель – На этот праздник каждый человек приносит вышитое полотенце или платочек
Физ.минута «Белый клён, синий клён»
Воспитатель – Ребята, как вы думаете, у башкир есть свои народные костюмы?
Дети - отвечают
Предлагаю посмотреть иллюстрации башкирских народных костюмов
(рассматривание иллюстраций) (прил.)
Дид.игра «Узнай по описанию» (отдельные элементы башкирских и татарских костюмов)
Воспитатель – Хотите услышать как звучит башкирский язык?
Дети - отвечают
(аудиозапись с башкирскими песнями) (прил.)
Воспитатель - Башкиры, как и русские, и татары любили сочинять сказки.
Чтение башкирской народной сказки «Дочь, любившая отца, как соль»
Под.игра «Бесэй менэн сыскан» (кот и мыши)
Правила игры:
Кот сидит в кругу закрыв глаза. Дети-мыши бегают по кругу очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети-мыши должны присесть и не двигаться.
Кот произносит слова:
- Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню,
Схвачу и проглочу.
После окончания слов кот ловит мышей, которые встали или пошевелились. Тех, кого поймал, забирает себе. Кот меняется после того, как переловит несколько мышей.
Воспитатель – Ребята, послушайте башкирские пословицы и поговорки:
- без труда не появится еда
- за работой и время быстрей бежит
- у кого работа, у того сила
- земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает
-Как вы понимаете их?
Дети – рассуждают, объясняют
Воспитатель – У башкир, как и у татар существует народный орнамент. Чаще - геометрические фигуры.
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
Дети – называют геометрические фигуры
Воспитатель – Правильно, а цвета, которые любят использовать башкиры при декорировании ковров, полотенец, платков – красный, желтый, черный, реже – синий, белый, зеленый.
-Украсим ковер башкирским орнаментом
(рисование гуашью по заранее подготовленным трафаретам) (прил.)
Под.игра «Муйуш алыш» (уголки)
Правила игры: По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них сидят дети. В центре стоит водящий. Он подходит к каждому ребенку и по очереди задает вопрос: «Хозяйка (хозяин), можно истопить у тебя баню?
1 игрок отвечает – Моя баня занята
2 игрок отвечает – Моя собака ощенилась
3 игрок отвечает – Печка обвалилась
4 игрок отвечает – Воды нет
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши и кричит «Хоп, хоп, хоп!». За это время хозяева меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул. Можно и больше стульев и детей. Меняться можно только по хлопку водящего.
Чтение башкирской народной сказки «Самый вкусный гостинец»
Итог занятия:
Воспитатель – С каким народом мы познакомились, какова столица Башкортостана, что общего у башкир и татар, что общего с русским?
Дети - отвечают
5 Занятие – Заключительное
Цель:
- Выявить уровень освоения детьми новых знаний и представлений о народах (русских, татар и башкир)
Задачи:
- определить сформировалось ли толерантное отношение у детей к народам России
- определить насколько заинтересовал детей цикл проведенных занятий
- выявить и понять какие чувства и переживания возникли у детей
- проанализировать имело ли смысл проведение данных мероприятий
Материалы и оборудование для занятия:
- атрибуты к театрализации (народные костюмы, головные уборы, посуда)
- аудио и видеоматериалы (мультфильмы «Заяц-слуга», «Лиса-сирота», песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна)
Ход занятия:
Выставка творческих работ детей (прил.)
- русских народных промыслов
- татарской тюбетейки, ичигов
- башкирского ковра
(звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна» в исп. детской группы «Непоседы»
Воспитатель – Ребята, с какими народами познакомились?
- Где они живут?
- На каком языке разговаривают?
- Какие сказки узнали?
- В какие игры играли?
- Какими промыслами занимались?
Дети – отвечают
Театрализация татарской народной сказки «Падчерица»
Под. игра «Габдула – продавец горшков» (татарская народная)
Театрализация башкирской народной сказки «Дочь, любившая отца, как соль»
Под. игра «Муйуш алыш» (уголки) (башкирская народная)
Просмотр мультфильмов в переводе на русский язык
«Заяц – слуга» - татарский
«Лиса – сирота» - башкирский
Результат работы
Цикл проведенных занятий показал положительные результаты. Дети очень активно участвовали во всех предложенных мероприятиях, задавали дополнительные вопросы, пытаясь получить новые знания, что говорит о успешном проведении занятий. Была создана мотивация, что в свою очередь, развило любознательность у детей и неподдельный интерес ко всему происходящему. В перспективе, считаю возможным, продолжать заданную тематику. И скорее всего, следующими «Днями народов» станут «День абхаз», по просьбе Димы Дбар и «День грузин», по просьбе Максима Мельникова, воспитанников нашей группы. Мальчики, обсуждая с родителями проведенные занятия, узнали, что один из них наполовину абхаз, а другой – наполовину грузин (с согласия родителей).
Рекомендации родителям:
- Расскажите детям о том, что толерантность – залог мира на Земле
- Объясняйте детям, что дружить надо с людьми разных национальностей
- Посещайте Краеведческие музеи, выставки, массовые городские мероприятия, так как, на них чаще всего выступают народные творческие коллективы
- Читайте сказки, как русские, так и сказки других народов
- Будьте примером для своих детей
Список используемой литературы:
1 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004
2 Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы – Школьная пресса, 2011
3 Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре. – М.: Просвещение, 2008
4 Кузина Т.Ф. , Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998
5 Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПБ: Детство – Пресс, 2004
6 Ляпина Л.А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009
7 «Народы России». Энциклопедия. : Москва, «Росмэн», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка цикла кратких конспектов НОД в области художественно-эстетического развития
Данный цикл содержит краткие конспекты НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам и приемам композиции с использованием тестовых рисунков....
Методическая разработка цикла детско - родительских занятий " Вместе - дружная семья"
Цикл занятий расчитан на детей - дошкольников и их родителей. Цель занятий - гармонизация детско- родительских отношений....
Разработка цикла наблюдений за хомяком
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА Г. МОСКВЫС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ...
цикл занятий проводимых в рамках Акции "Единый день здоровья"
Цикл занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста...
Цикл развивающих игр по УМК с использованием информационно – коммуникативных технологий «Уйнап үсә сабыйлар» авторская разработка
Воспитатели по обучению татарскому языкувысшей квалификационной категорииДавлетшина Р.М.Леонтьева Х.Ф. Үстерешле уеннарМәктәпкәчә яшьтәге балалар ѳчен уен - дѳньяны танып белү чарасы. ...
Авторский материал (цикл НОД по грамоте)
Цикл НОД по обучению грамоте...
Методическая разработка:«Полосы препятствий, эстафеты и скоростно-силовые упражнения, в игровой форме, для внедрения на занятияхпо физическому воспитанию в детском саду» Авторская разработка
В данной работе представлены примеры эстафет, полос препятствий и скоросто-силовых упражнений, направленных на развитие основных физических качеств человека, для применения на занятиях по физическому ...