лекция концерт "Фортепианная ансамблевая музыка"
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция – концерт фортепианной ансамблевой музыки
Сегодня у нас необычный концерт, сегодня мы предлагаем вашему вниманию концерт ансамблевой музыки, который мы назвали «Вместе весело играть»!
Немного поговорим о задачах которые мы, преподаватели, решаем вместе с нашими учениками.
Главная цель обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента,
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в школьных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним.
В семье завершается процесс закрепления приобретенного в музыкальной школе. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность , преподаватель музыки и родители.
Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке
Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами, способствующими выработке тех или иных музыкальных навыков, и, безусловно, понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.
Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций – концертов. Вот и сегодня мы хотим познакомить вас немного с другим видом деятельности. А именно с ансамблевым музицированием. В ходе нашего концерта мы постараемся рассказать о пользе ансамблевого музицирования в развитии музыкальных и умственных способностей и возможностей у наших детей.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение.
Начнём мы выступления с самых маленьких наших артистов. Выступает Гибадулина Таня, она исполнит
- «Белоснежку»
2.Кошкина Катя исполнит «Вальс принцессы».
Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование - идеальное средство. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Ансамблевое музицирование позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду.
3.Перед нами выступает ученица 3-го кл Коркина Даша. Она исполнит «Танец утят».
Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного».
4.Выступает Шувалова В. Она исполнит: « Танцевать 2 мишки вышли» и « Про Петю» Кабалевского.
5. Давайте послушаем Эдимясову Эльвину, уч-цу 4-го кл. она исполнит пьесу «Солнце встаёт».
Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления.
С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.
Вика и Вероника Толкуновы уже 4 года выступают в ансамбле, они чувствуют и понимают друг друга уже с полуслова. В их исполнении прозвучит :
6.«Регтайм»
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. В пределах одного произведения темп может варьироваться.
Исполнение в унисон (т.е.игра вместе. Одинаково) требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.
7. Давайте послушаем ансамбль Мачарашвили Давида, он исполнит пьесу « Лодка по морю плывёт».
Итак, делаем выводы:
1. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха.
2. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метро-ритмическими категориями.
3. Ансамблевое музицирование способствует развитию памяти.
4. Работа над фортепианным ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий.
5. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.
6. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе (импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху).
8.А сейчас мы послушаем импровизацию на генерал басе «Звёздная колыбель»
Импровизация – это не заученное наизусть произведение, а собственное мышление или сочинение на заданную мелодию. Послушаем , что нам сейчас предложат Зуевы Алёна и Яна.
Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.
9.Выступает Варкова Юля 3 кл. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
10. Кошкина Катя и Гибадулина Таня исполнят «Весёлые буги».
Ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта.
Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и лешко изменяет нравы и обычаи.
Сюньцзы
11.Послушаем в исполнении Косенко Люды вальс из драмы Лермонтова «Маскарад».
Наш концерт был бы незавершённым, если бы мы не услышали и наших преподавателей, которые также как и их ученики стремятся совершенствовать своё мастерство в ансамблевом музицировании.
12. Гершвин. « Колыбельная». Исполняют Килякова В.В. и Косенко Е.Г.
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы будем очень рады , если наш концерт помог и вам и нам понять наших детей, понять нас преподавателей, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество между вами-- родителями и нами—преподавателями в общем нашем деле – в музыкальном воспитании и развитии ребёнка, как личности.
Подготовила и провела преподаватель I категории Килякова В.В. Тюльганская ДШИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"
В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...
Оркестр в детском саду. Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей и навыков ансамблевой игры на детских музыкальных инструментах.
Программа с примерным тематическим планированием для старшего и подготовительного к школе возраста...
"Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля"
конспект открытого занятия по дисциплине "Ансамбль" по классу скрипкипо ДОП "Музыкальное исполнительство: оркестровые инструменты" 3 года...
АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Для эмоционально – эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических чувств и э...
Ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Хоровое и ансамблевое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняеиого произведения. ...
«Путешествие в мир сказки». Конспект вводного занятия по подпрограмме «Русское народное ансамблевое пение» комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая вода»
На занятиях в фольклорной студии «Жаворонок» главным образом реализуется одна из основных задач - воспитание духовно-нравственной личности через изучение детского музыкального фольклора. В...
АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Для эмоционально – эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических чувс...