"Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
конспект открытого занятия по дисциплине "Ансамбль" по классу скрипки
по ДОП "Музыкальное исполнительство: оркестровые инструменты" 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_sayt.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Киришская детская школа искусств»
Конспект учебного занятия
Особенности ансамблевого мастерства
в классе камерного струнного ансамбля
Составила и провела:
Концертмейстер Запольских Л. П.
Дата проведения урока: 19 марта 2014г.
г. Кириши
ОП: «Музыкальное исполнительство:
оркестровые инструменты» 3 года
Дисциплина: «Ансамбль» по классу скрипки
Урок проводится с учащимися 5-го класса 3-го года обучения
Количество учащихся – 2 девочки (15 лет и 17 лет)
Продолжительность занятия - 40 минут
Тема урока: «Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля»
на примере пьесы Ф. Шуберта «Музыкальный момент» N3 ор. 94
Место в программе: 3 занятие по данной теме
Цель урока: добиться от учащихся максимальной синхронности
и целостности исполнения музыкального материала
при максимальной свободе эмоционального выражения
Задачи урока:
1.Обучающие:
● закрепить исполнительские ансамблевые навыки
● знакомить с особенностями ансамблевого исполнения
● проверить и обобщить знания, полученные ранее
2. Развивающие:
● стимулировать развитие эмоциональности
● развивать музыкальную память, мышление,
внимание, метроритмическое чувство
● умение донести до публики своё понимание произведения
3. Воспитательные:
● формировать уважительное отношение друг к другу
● усиливать мотивацию учащихся работать в коллективе
● воспитывать творческую активность и волю
Форма урока: учебное занятие
Форма организации урока: мелко-групповая – дуэт
Структура урока:
1.Вводная часть (5 минут)
● организационный момент
● прослушивание домашнего задания
● анализ ошибок и положительных моментов в исполнении
2. Основная часть (30 минут)
● беседа о композиторе, стиле, жанре, форме,
характере, особенностях выбранной пьесы
● прослушивание материала в записи – три разных
интерпретации
● сравнительный анализ прослушанного материала
● практическая работа над музыкальным произведением
3.Подведение итогов (5 минут)
● соединение поставленных задач
● понимание нюансов ансамблевого исполнения
● задание на дом
Планируемый результат урока:
● Продемонстрировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках учебного предмета «Ансамбль»
● Продемонстрировать творческие способности учащихся
● Стимулировать учащихся проявлять максимальное внимание, чуткость, сплочённость и ответственность при совместной работе
Материально-техническое оснащение:
● Кабинет 16 кв.м.
● Скрипки (2 инструмента)
● Фортепиано, ноты
● Пюпитры (2 шт.)
● Метроном
● Ноутбук
● Флешкарта с записями музыкального материала
● Учебно-методическая литература
● Стол, стулья, зеркало в рост учащихся
Методы обучения:
Репродуктивные: ●информационно-рецептивный
●репродуктивный
Продуктивные: ●частично-поисковый
Характеристика учащихся: Ани Мурадян 15 лет и Татев Мурадян 17 лет – сестры. Имеют хорошие музыкальные и физические данные для своего возраста. Быстро и грамотно разбирают новые произведения. С музыкальной памятью проблем нет. Хорошо развиты все виды памяти – моторная, слуховая, зрительная. Двигательный аппарат (постановка рук на инструмент) развит хорошо, руки свободные. Татев – более активна, импульсивна
и целеустремленна. Проявляет больший интерес к учёбе, много выступает. Ани - более спокойна, сдержанна в эмоциях, скромна. Занимаются с интересом. Выступают с желанием.
Ход урока.
1. Водная часть (5 минут)
● Организационный момент (2 минуты)
Учащиеся входят в класс, здороваются, достают дневники, ноты, инструменты.Ставят пюпитры, ноты, настраивают инструменты.
Концертмейстер Запольских Лариса Петровна приветствует всех присутствующих:
- Добрый день. Сегодня я, при участии преподавателя класса скрипки Смирновой Ольги Владимировны, представляю открытый урок. Тема нашего открытого урока - «Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля» на примере пьесы Ф. Шуберта «Музыкальный момент» N3 ор. 94.
● Прослушивание домашнего задания (2минуты)
Прочитав домашнее задание, преподаватель просит учащихся и концертмейстера исполнить пьесу. Учащиеся исполняют пьесу наизусть.
● Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении
(1 минута)
Преподаватель:
- Наизусть вы играете уверенно, но как-то всё это очень по-ученически, очень однообразно и невыразительно. Вам так не кажется?
Концертмейстер:
- Друг друга не слушаете. Аккомпанемент тоже. Каждая занята своей партией. А ведь ансамбль – это единый организм и самая главная наша задача – постараться делать всё максимально синхронно и слаженно, будто бы нас не трое, а один человек.
Татев:
- Да. Как-то скучновато. Аня как всегда прячется. Я ее не слышу.
Ани:
- Согласны. Татев как всегда несётся. За ней не угнаться.
2. Основная часть (30 минут)
● Экскурс-беседа о композиторе, стиле, жанре, форме, характере, особенностях выбранной пьесы (5 минут)
Концертмейстер:
- Ну что ж, тогда давайте немного побеседуем, сделаем историко-теоретический экскурс по нашей пьесе.
Ани, что ты можешь рассказать о композиторе Франце Шуберте?
Ани:
- Франц Шуберт - великий австрийский композитор конца 18 - начала 19 века, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а так же большого количества камерной и фортепианной музыки.
Сам играл на скрипке и фортепиано.
Концертмейстер:
- Спасибо, Ани. Татев, что ты можешь сказать о жанре «Музыкального момента»?
Татев:
- Музыкальный момент, с французского музыкальное мгновение – это небольшая инструментальная пьеса, преимущественно фортепианная, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирического высказывания.
Концертмейстер:
- Спасибо, Татев. Хотелось бы добавить, что обозначение «музыкальный момент» вошло в обиход в 30-40-х годах 19 века, когда приобрели популярность 6 Музыкальных моментов для фортепиано Ф. Шуберта, изданные в 1828 году (op. 94). Но название этим пьесам дал не сам автор, а его издатель
М. Лейдесдорф, одновременно являвшийся и композитором
и незадолго до этого опубликовавший свои собственные пьесы
под заглавием «Меланхолические моменты».
Преподаватель:
- А я бы хотела подчеркнуть, что подобно другим романтическим сочинениям малых форм, таким как экспромт, ноктюрн, прелюдия, музыкальный момент - обычно выдержан в одном настроении.
Концертмейстер:
- Спасибо, Ольга Владимировна. Теперь давайте «рассмотрим» нашу пьесу чуть подробнее…
«Музыкальный момент» Шуберта op. 94 №3 имеет жанровые признаки чешского танца польки. Это характерная ритмоформула в мелодии в размере 2/4 - восьмая, 2 шестнадцатые и 2 восьмые и характерный аккомпанемент - бас-аккорд, бас-аккорд. Однако танец здесь одухотворён Шубертом. Его окутывает тонкая лирическая атмосфера. Пьеса проникнута тёплым чувством. Индивидуальность и изящество теме придают форшлаги.
Форма приближается к трёхчастной. Смена минора сначала параллельным, а затем одноименным мажором ассоциируется со сменой тени и света, печали и радости. Музыкальный момент заканчивается светлым мажором. В общем все эти метаморфозы мы и должны показать в нашем исполнении.
Я подготовила 3 разных интерпретации нашей пьесы в записи. Давайте внимательно послушаем их, попутно отмечая для себя варианты трактовки, создавая основу для нашей интерпретации.
И обратим наше внимание на то, как интересно можно исполнить казалось бы простую на 1 взгляд пьесу и конечно на «ансамбль» исполнения. Затем обсудим.
● Прослушивание пьесы в записи (3 минут)
Звучат 3 разные записи «Музыкального момента» N3 Шуберта:
1. СПб ГАСО - дирижёр Эдуард Дядюра
2. Оркестр, дирижёр - Леопо́льд Стоко́вский,
британский и американский дирижёр и органист
польско-ирландского происхождения. Умер в 1977г.
3. Вильгельм Кемпф — всемирно известный немецкий пианист и композитор. Один из величайших пианистов 20 века
● Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты)
Концертмейстер:
- Ну что ж, давайте обсудим. Какое исполнение понравилось больше? И какие моменты вы бы хотели воспроизвести в своей интерпретации?
Татев:
- Мне больше понравилось 1 исполнение. И по темпу и по выразительности. Всё очень деликатно, сдержано, окончания фраз закруглены, слушается легко. 2 исполнение по-моему затянуто по темпу. 3 исполнение наиболее разнообразно по нюансам, но только потому что исполняет солист, а не ансамбль. Одному конечно легче самовыражаться, чем троим одновременно.
Концертмейстер:
- Спасибо, Татев. Ты очень обстоятельно выразила своё мнение.
Ани:
- Мне больше понравилось 2 исполнение. Я лучше слышала свою партию, потому что её исполняют более объёмно, более выразительно.
Концертмейстер:
- Спасибо Ани, твоё мнение понятно. Ольга Владимировна, вы как оцениваете подобранные мною исполнения?
Преподаватель:
- Ну, все исполнения по-своему хороши и вполне могут быть аргументированы. Каждый исполнитель имеет право создать свой образ – в силу своего темперамента, владения звуком, настроения. Многие произведения музыканты исполняют на протяжении всей своей жизни и в разные годы играют их по-разному. К сожалению, музыка – это временное искусство и исполнить пьесу два раза совершенно одинаково невозможно, но всегда нужно стремиться показать слушателю красоту музыки, которую ты чувствуешь сам.
Концертмейстер:
- Спасибо за Ваши мнения. Действительно, несмотря на всё разнообразие прослушанных записей, все они очень интересные.
По крайней мере я старалась подобрать записи, которые были бы нам полезны. Мы можем выбрать из них всё самое лучшее и постараться соединить это в своей интерпретации.
Теперь давайте посмотрим, всё ли у нас получается в плане ансамблевого исполнения.
● практическая работа над музыкальным произведением
(20 минут)
Концертмейстер:
- Роль концертмейстера в коллективе – сродни дирижёрской, ведь на нём лежит огромная ответственность: за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.
Отработка совместного начала и завершения – это всегда камень преткновения. Здесь нам повезло – у нас есть вступление 2 такта,
в течении которых я задаю темп и общее настроение пьесы.
Давайте сыграем вместе 1 часть.
Играем 1 часть пьесы.
Концертмейстер:
- Девочки, я бы хотела чтобы «украшения» вы играли короче, компактнее, филиграннее. Это придаст им более изящный вид.
И вообще штрих суше. Ани, не «размазывай» звук. Стремись к штриху Татев. А ты, Татев, не укорачивай длительности, иначе ты «убегаешь» от нас. Найдите «золотую середину» в исполнении этого штриха. В 8 такте мы договаривались сделать небольшое замедление, помните? Но за последующие 9 и 10 такты мы должны сыграть 16-тые с хорошим ускорением. Это придаст фразе движение и будет выглядеть гораздо интереснее. Согласны?
Тогда давайте ещё раз сыграем 1 часть и постараемся выполнить всё, что задумали.
Играем 1 часть пьесы ещё раз.
Концертмейстер:
- Татев, не надо так накидываться на f в 8 такте. Это всего лишь кульминация 1 части, а не всей пьесы. Легче, легче.
Теперь давайте посмотрим 2 часть.
Играем 2 часть пьесы.
Концертмейстер:
- Здесь мы играем несколько ярче, чем в 1 части. А вообще, вся 2 часть имеет конфигурацию «вопрос-ответ», заметили? 11-14 такты - это вопрос, а 15-18 такты - это ответ. Или можно представить как разные группы инструментов. Кстати в 2 записи как раз так и есть – играют разные группы инструментов. Не забываем закруглять «концы», не надо их перетягивать. Ани, прибавь объёма. Твой подголосок должен звучать чуть плотнее, как тебе и понравилось при прослушивании 2 записи. Давайте ещё раз.
Играем 2 часть пьесы ещё раз.
Концертмейстер:
- Ани, уже лучше, молодец. Играй суше по штриху. Вот добрались и до 3 части. Там f , фанфары, не забываем, да? Давайте сыграем.
Играем 3 часть пьесы.
Концертмейстер:
- f - это не значит, что мы просто гремим что есть мочи, да? Мы не должны забывать о фразировке, даже если у нас f. Здесь мы пытаемся объединять по 2 такта – 19-20 и 21-22 с небольшими подъёмами, а потом в 23 такте у нас sub.p...Татев, что такое sub.p?
Татев:
- Субито пиано – это внезапно тихо.
Концертмейстер:
- Правильно. Вот и продемонстрируйте это - внезапно и конечно же синхронно. А то вы вспоминаете об этом пиано, через полтакта после того, как оно наступило. Можно даже сделать перед ним небольшую цезуру. Чтоб добиться большего эффекта.
Давайте ещё раз.
Играем 3 часть пьесы ещё раз.
Концертмейстер:
- Молодцы отличное субито пиано. Получилось очень эффектно.
Переходим к репризе и коде. Там у нас повторяется материал
1 части, но естественно он должен звучать на другом уровне.
И особое внимание на конец. Помним о синхронности.
Играем репризу и коду пьесы.
Концертмейстер:
- Девочки вы отлично выполнили всё то, о чём мы говорили в начале. Но…обратите внимание, что у нас тут есть момент, который надо особенно выделить …это 40 такт. Что у нас тут происходит, Ани?
Ани:
- Кульминация.Во 2 записи тут очень интересно сделано ритенуто.
Концертмейстер:
- Правильно, Ани. Мне тоже понравилось как оркестр обыграл кульминацию. Попробуем сделать также. Только внимательнее. И не забываем про конец – не тянем, не бросаем, а очень деликатно слушаем друг друга.
Играем репризу и коду пьесы ещё раз.
3.Подведение итогов (5 минут)
● соединение поставленных задач (2 минуты)
Преподаватель:
- Вы сегодня отлично поработали, добились видимых результатов. Послушали хорошие исполнения и смогли претворить в своей интерпретации лучшие моменты, под чутким руководством концертмейстера.
● понимание нюансов ансамблевого исполнения (2 минуты)
Концертмейстер:
- Девочки, вы сегодня молодцы - старались слушать и меня и друг друга. Сегодня мы добились прекрасных результатов - у нас получился замечательный «ансамбль», наша пьеса звучит очень приятно, выразительно и в стиле. Я думаю, это отлично - пятёрки.
● задание на дом (1 минута)
Преподаватель:
- Для хорошего, слаженного ансамбля важнее всего систематичная репетиционная практика. Чем чаще вы совместно, репетируете, тем лучше вы друг друга чувствуете. Ну и конечно помнить все наши «находки», которые вы сегодня почерпнули в классной работе.
Учащиеся складывают инструменты, ноты, дневники и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2018г. 8 Открытый районный фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера « Снегирёк» номинация «Эстрадный вокал» ансамбль (очное) Вокальный ансамбль "Брусничка" Диплом 2 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
Школа педагогического мастерства: мастер класс для педагогов
Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возрастаЦель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместн...
Мастер-класс по изготовлению самодельного струнного музыкального инструмента "Укулеле"
Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию по изготовлению струнного музыкального инструмента "укулеле" из карона в домашних условиях...
Выступление педагога на "Ступенях мастерства". Мастер-класс для воспитателей "Технология "Storysack" или "Мешок историй" в детском саду"
Мастер-класс для воспитателей «Технология «Storysack» или «Мешок историй» в детском саду»Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого р...
Мастер – класс по актерскому мастерству «Развитие театральных способностей детей средствами актерского мастерства»
Целевая аудитория: воспитатели дошкольного учрежденияФормы организации: игровые упражнения, пластические этюды, речевые разминки, упражнения на отработку техники речи, ритмопластика.Условия: В ходе ма...
Мастер-класс по речевому развитию «В игры играем - речь развиваем» для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех ученика» - 2023 г.
для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех ученика» - 2023 г....
Образовательная технология «Лаборатория педагогическо-го мастерства. Мастер-классы, проекты, семинар-практикум». В.Е. Лапман, М.Г. Попова, С.В. Попова
Цель использования образовательной технологииРазвитие творческих способностей педагогов в разработке и проведении мастер-классов, семинаров-практикумов; создание условий для внедрения в воспитательно-...