Самообразование "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности"
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Утверждено
Заведующий МДОУ
«Детский сад с. Давыдовка»
_____________ А.А.Саиян
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики
у детей раннего возраста через различные
виды деятельности».
Воспитатель: Чумбаева К.М.
2019 - 2020 уч. год
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2019-2020 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | |
Содержание | Задачи | ||
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | ||
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | ||
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | ||
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | ||
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. | Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | ||
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | ||
Д/и «Сухой бассейн» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | ||
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | ||
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. | Памятка «Пальчиковые игры для малышей» |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | ||
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | ||
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | ||
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | ||
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслужива-ния» |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | ||
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | ||
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | ||
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. | Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома». |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | ||
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | ||
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | ||
Февраль | Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. | Создание картотеки потешек для работы с детьми. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | ||
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | ||
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | ||
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | ||
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. | Фотовыставка «Наши с мамой руки» |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | ||
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | ||
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | ||
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | ||
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. | Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | ||
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | ||
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | ||
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | ||
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | ||
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | ||
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | ||
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности
Здесь представлены материалы, котрые могут быть полезны при работе по данной теме...
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной дея...
«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы....
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...