"Формирование позитивных внутригрупповых взаимоотношений между дошкольниками"
статья по теме

Гамова Ольга Константиновна

 Это   мой  многолетней  опыт . Обобщить его я решила за  трехлетний период  работы по воспитанию детей дошкольного возраста.Надеюсь пригодится многим педагогам уделяющим особое внимание вопросам воспитания

«Давайте будем дружно жить

И крепкой дружбой дорожить.

Ведь если рядом добрый друг,

То веселее мир вокруг.

Не интересно никому

Все делать в жизни одному.

Будь верным другом, и тогда-

Любое горе не беда!»

В.Зубкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik-1.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

        

на тему:

 

воспитателя МДОУ детский сад п.Солидарность:

   

Елецкий район  2012год.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач не возможно без создания позитивного микроклимата в группе детского сада.

Формирование позитивных внутригрупповых отношений между дошкольниками - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации.  

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.    Поэтому немаловажные задачи в работе педагога — формирование позитивных внутригрупповых отношений между дошкольниками и установление положительного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления.

        

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному процессу в целом. Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать разногласия.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано — уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения; они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений педагогами широко используется игра.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему позитивную направленность, способствуют их сплочению.

Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.

Необходимость активного, целенаправленного формирования интересов, потребностей личности имеет существенное значение для повышения уровня нравственного воспитания детей разных возрастов. Характер детской дружбы, ее нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и потребности ее скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединения детей 6—7 лет строятся        в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.). Кроме того, при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества: справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, четкое следование правилам игры и др.

В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда).

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на позитивных, дружеских чувствах и отношениях.

Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно следующими показателями позитивных внутригрупповых отношений между дошкольниками:

  • предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
  • интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
  • проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы), желание выручить товарища;
  • известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу
    товарища (по справедливости), получая при этом
     удовлетворение;
  • выражение дружеских отношений по собственному
    побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);
  • дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при формировании позитивных внутригрупповых отношений у дошкольников.

                        

Чтобы правильно построить работу, направленную на формирование позитивных внутригрупповых отношений между  дошкольниками мною была проведена следующая работа:

  • диагностика эмоциональных связей в группе;
  • измерена степень сплоченности/ разобщенности детей;

определены эмоциональные привязанности;

  • выявлено "социометрические позиции", т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
  • обнаружены внутригрупповые "союзы";
  • определен круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя.

Эти задачи были решены с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено "Социометрия" и методика Н.В. Микляевой "Цветовой тест отношений").

Методика "Социометрия" позволила сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Методика "Цветовой тест отношений" базируется на психологической характеристике цветов и позволила выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.

В процессе работы выявились следующие проблемы:

  • импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
  • отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
  • преобладание детей с невысоким
    социометрическим статусом;
  • низкий уровень групповой сплоченности;
  •  низкий уровень благополучия группе.

 Мною подобран был цикл занятий способствующих формированию позитивных внутригрупповых отношений между дошкольниками (приложение).

Цели занятий:

  • снятие напряжения в коллективе;
  • развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • раскрепощение неуверенных себе детей;
  • сплочение группы.

Кроме этого,  каждое утро в детском саду начиналось с приветствия "Минута вхождения в день", которое стало нашей доброй традицией. "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие (например -начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки и т. д.).

Вместе с тем, проводятся специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей, это- коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (дается задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих).

Для формирования позитивных внутригрупповых отношений между дошкольниками, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу мною подобраны различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам — научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.

Совместно с детьми были составлены правила группы: «Что можно делать, а что нельзя».

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводились индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

        

Такая система работы по данной проблеме дала хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию позитивных отношений детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Моя задача вместе с родителями помочь детям «приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка все это формирует  эмоционально-позитивный микроклимат в группе, что в свою очередь оказывает влияние на нравственное становление личности.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

  Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Мягче стал микроклимат в детском коллективе, больше сочувствия, доброты проявляют дети друг к другу. Меньше конфликтов, раздоров, обид. Дошкольники стали вежливее  и веселее, в группе царит атмосфера дружелюбия и взаимного уважения. Дети не проявляют агрессивность по отношению друг к другу.        Дошкольный возраст это начало развития отношений с людьми, пока еще возможно открыть ребенку другого человека ни как конкурента, а как интересную личность и сделать это могут только взрослые.

 А закончить хочется словами классика:

«Ввести ребенка в мир человеческих от
ношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения».

В.А. Сухомлинский

                                                               Gamova  Olga Konstantinovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по формированию позитивных внутригрупповых отношений дошкольников.

"Что за чудо- чудеса:Раз рука и два рука!Вот ладошка правая,Вот ладошка левая.И скажу вам, не тая,Руки всем нужны, друзья!Сильные руки не бросятся в драку,Добрые руки поглядят собаку,Умные руки умеют ...

Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средствами физической культуры

Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать по-доброму как в привычных, так и нестандартных ситуациях является велением вр...

Конспект НОД по формированию культуры поведения и положительных взаимоотношений между дошкольниками.Тема: " Спорь,но не вздорь"

Данный материал будет полезным для воспитателей старших групп ДОУ в  комплексе с проведением дополнительных занятий и игровых ситуаций по данной теме.Образовательные области: речевое развитие, со...

Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".

       Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...

Проект Формирование позитивных межличностных отношений между детьми

В данном проекте представлен результат работы по морально-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению....

ПОУЧАТЬ или ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? Роль Семейной гостиной в формировании крепких положительных взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников.

В данной статье приведен портрет современных родителей (амбициозных и высококомпетентных в профессиональном плане, обеспокоенных проблемами быта, занятых работой и мало эмоциональных со своими детьми)...