Цикл занятий по формированию позитивных внутригрупповых отношений дошкольников.
план-конспект занятия по теме
"Что за чудо- чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки поглядят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik-2.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
(из опыта работы воспитателя МДОУ детский сад п.Солидарность Гамовой О.К.)
Правила группы
"Что можно делать, а что нельзя
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
- Не завидуй - радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
- В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Традиционное утреннее приветствие «Минута вхождения в день».
Педагог:
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. А за что ты, Кирилл, любишь свои руки? Маша, а ты любишь свои руки?
(Ответы детей.)
Педагог:
Что за чудо- чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки поглядят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощникам
Занятие №1.
Цели:
- уточнить представления детей о том, что значит "уметь дружить";
- научить оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения;
- познакомить с пословицами и поговорками о дружбе;
- снять мышечное напряжение;
- укрепить чувство единства в детском коллективе, развить тактильное восприятие и воображение
- детей;
- научить детей выражать свое отношение к той или иной части занятия;
- настроить на повседневные дела.
Материалы: гроздь винограда; колокольчик; диск с записью марша, польки, вальса, спокойной мелодии и песнями В.Я. Шаинского; магнитофон; канат; текст сказки С.В. Михалкова "Как друзья познаются"; мяч.
Ход занятия:
Упражнение-приветствие "Давайте поздороваемся"
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- под музыку марша — за руку;
- под музыку польки — плечиками;
- под музыку вальса — спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Игра "Виноградная гроздь"
Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать своему соседу. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая "ягодка" должна назвать себя, т. е. дети представляются.
Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держась за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко дружить друг с другом.
Беседа о дружбе
Педагог:
Дети, сегодня я принесла диск с песнями В.Я. Шаинского и хочу вам предложитьпослушать одну из них.
(Звучит песня "Когда мои друзья со мной" сл. М.И. Танича, муз. В.Я. Шаинского.)
Педагог:
О чем эта песня, как вы думаете? Взрослые часто говорят вам: "Нужно быть дружными, дружно жить". Подумайте, и пусть тот, кто хочет, скажет, что такое дружба.
Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, и что вы делаете для того, чтобы дружба была крепкой.
(Ответы детей.)
Педагог: Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, но не только тем, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит, — не ссорится, делится игрушками; если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, — поможет ему, научит. Настоящий друг заметит, кто заплакал, кто загрустил, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.
Сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы подумаете, так ли поступают настоящие друзья.
(Педагог рассказывает или зачитывает сказку С.В. Михалкова "Как друзья познаются", после чего задает вопросы):
- Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?
- Почему Кабан сказал: "Ты иди первым, ты старше, тебе почет"?
- Помогла ли Лиса чем-нибудь Бобру?
- Почему же она закричала: "Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер"?
- Как же поступают настоящие друзья?
Педагог:
(Ответы детей.)
А вы хотели бы иметь таких друзей? Я тоже бы не хотела. Вот послушайте, как в народе говорят о настоящих друзьях: "Сам пропадай, а товарища выручай".
Упражнение с мячом
Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии (какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями.
Упражнение-прощание "Всем-всем, до свиданья"
Дети ставят свои кулачки в единый "столбик", затем громко кричат: "Всем-всем, до свиданья!" и убирают кулачки.
Занятие №2
Цели:
- развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства;
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию позитивных отношений в группе;
- создать атмосферу доверия, психологического комфорта;
- сплотить детей.
Материалы: мяч.
Ход занятия:
Упражнение-приветствие "Общий круг"
Педагог:
Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.(Дети принимают единственное верное решение — сесть в круг.)
Педагог: А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну
первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.
(Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)
Упражнение-разминка "Один за всех"
(Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующие занятие после взаимного приветствия.)
Педагог:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
(Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: "Один за всех и все за одного".)
Игра "Я хочу с тобой подружиться"
Выбирается водящий. Он произносит слова: "Я хочу подружиться с...", а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
Игра "Клубочек"
Педагог исполняет роль "катушки". Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается "ниточка", закрепленная на катушке. Последний ребенок водит "ниточку" по кругу до тех пор, пока вся она не "намотается" на "катушку".
Педагог: Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте
немножко поживем в нем, вместе подышим.
(Некоторое время дети и педагог стоят, не двигаясь, после чего "ниточка" разматывается. Игру можно повторить несколько раз.)
Упражнение с мячом(См. занятие 1.)
Упражнение-прощание "Всем-всем, до свиданья"(См. занятие 1.)
Занятие №3
Цели:
- создать атмосферу доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона;
развивать умение работать в микрогруппах, разбиваться на пары, тройки, действовать согласованно, договариваться;
- создать ощущение единства;
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию внимательного отношения друг к другу;
- способствовать раскрепощению неуверенных в себе детей;
- развивать внимание и координацию движений.
Материалы: картинки с изображением животных (по количеству детей), мяч, крупные игрушки.
Ход занятия:
Упражнение-приветствие "Превращение во взрослых"
Детям поочередно предлагается представиться так, как будто они взрослые, и всех поприветствовать. Остальные ребята отвечают: "Очень приятно" и аплодируют.
Упражнение-разминка "Один за всех" (См. занятие 2.)
Игра "Коровы, собаки, кошки"
Дети вытаскивают из "волшебного мешочка" картинку с изображением коровы, собаки или кошки и таким образом делятся на три группы. Педагог завязывает всем глаза, и ребята несколько минут ходят по группе. По команде они начинают мычать, лаять или мяукать и ищут таким образом своих "родственников" , говорящих на том же языке.
Игра "Помоги другу"
Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра "Зеркало"
Дети разбиваются на пары. Один ребенок — "зеркало". Второй "смотрится" в "зеркало", которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.
Упражнение с мячом(См. занятие 1.)
Упражнение-прощание "Всем-всем, до свиданья"(См. занятие 1.)
Занятие №4
Цели:
- создать ощущение единства;
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, раскрепощению, снятию эмоционального напряжения;
- обогатить словарь детей ласковыми словами;
- формировать нравственные категории.
Материалы: текст стихотворения А. Кузнецовой "Поссорились".
Ход занятия:
Упражнение-приветствие "Давайте поздороваемся" (См. занятие 1.)
Упражнение-разминка "Один за всех" (См. занятие 2.)
Беседа "О ссорах"
Педагог:
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала, только мишку подержала,
Только с мишкой убежала И сказала: "Не отдам!".
(Стихотворение А. Кузнецовой "Поссорились".)
(Педагог задает детям вопросы:
- Что же случилось с подругами ?
- Из-за чего поссорились девочки?
- Нужны ли ссоры?
- Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?
- А тот, с кем он поссорился?
- Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
- А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж серьезными?
- А как можно помирить двух поссорившихся друзей?)
(Дети вспоминают детские шуточные "мирилки". Затем им предлагается подумать, как бы закончилась история двух подружек из стихотворения. В заключение зачитывается авторский вариант.)
Педагог:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!".
Игра "Ругаемся овощами"
Педагог:
Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их "приручить". Как? А вот как! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова — названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т. д.). Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только "овощи". Давайте представим, как это будет выглядеть.
(Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку.)
1-й ребенок: Капуста!
2-й ребенок: Сам — огурец!
1-й ребенок: А ты — редиска!
2-й ребенок: А ты — помидорище!
(Педагог задает игравшим детям вопросы:
- Легко ли так ругаться?
- Что почувствовал каждый?
- Возникла ли охота кричать и ссориться?)
(Игра повторяется несколько раз с разными участниками.)
Игра "Ласковые слова"
Педагог: Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте встанем в круг и по очереди будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он — своему, и так по кругу.
(Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы):
- Вам понравилось играть в эту игру?
- Какие слова были самыми приятными?
- Что труднее — произносить обидные слова или приятные?
- А что приятнее слышать?
Упражнение-прощание "Всем-всем, до свиданья" (См. занятие 1.)
Занятие №5
Цели:
- создать ощущение единства;
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию согласованности в действиях, снятию эмоционального напряжения;
- развивать сотрудничество в группе, создать положительный настрой;
- развивать зрительное восприятие, восприятие цвета и формы, умение общаться друг с другом;
- формировать нравственные категории.
Материалы: круглые, овальные и квадратные значки четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый); мяч.
Ход занятия:
Упражнение-приветствие "Дождик"
(Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога.)
Педагог:
Набежали тучки, и пошел дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!
Беседа "О дружбе"
Педагог:
Ребята, только что мы с вами играли в игру "Дождик". Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто — настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? А если у него есть друзья и близкие? А как вы думаете, кому легче и интереснее жить — человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людям?
(Ответы детей.)
Упражнение-разминка "Один за всех" (См. занятие 2.)
Игра "Ладошки"
(Каждому ребенку дается значок и прикрепляется таким образом, чтобы его могли видеть остальные члены группы.)
Педагог:
Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету (красный к красному, синий к синему и т. д.) и хлопнуть друг друга ладошкой, назвав при этом имя того, с кем здороваешься. Если я хлопну два раза в ладоши, вы должны найти пару по форме значка (квадратик к квадратику, кружочек к кружочку) и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого приветствуешь.
(Дети выполняют задание.)
Игра "Доброе животное"
Дети вместе с педагогом — одно большое, доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
Упражнение с мячом (См. занятие 1.)
Упражнение-прощание "Всем-всем до свиданья"(См. занятие 1.)
Gamova Olga Konstantinovna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл мероприятий этического характера при формировании социально-нравственных отношений дошкольников.
Обеспечение коммуникативной готовности ребенка к школе путем формирования нравственных отношений. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенности в себе. Формировани...
"Формирование позитивных внутригрупповых взаимоотношений между дошкольниками"
Это мой многолетней опыт . Обобщить его я решила за трехлетний период работы по воспитанию детей дошкольного возраста.Надеюсь пригодится многим педагогам уделяющим...
Использование современных игровых технологий как эффективное средство для формирования позитивных межличностных отношений, развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста
Материал проведенного семинара-практикума для воспитателей...
Формирования позитивных межличностных отношений в разновозрастной группе детей дошкольного возраста
Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая вступает в противоречие с ее недостаточной изученностью. В отечественной литературе практически нет...
Цикл занятий по формированию ЗОЖ у старших дошкольников
План-конспект занятия...
Проект Формирование позитивных межличностных отношений между детьми
В данном проекте представлен результат работы по морально-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению....