Памятка для воспитателей "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"
материал по теме

Фитё Елена Владимировна

Формы,методы, приёмы, средства....для развития социальных навыков у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

Педагогические условия

для социально – личностного развития дошкольников

Формы   работы
по развитию  социальных   навыков   детей

1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.

2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.

3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, без­опасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.

4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.

Методы и приемы

1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество.

2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.

3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений.

4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.

Средства
развития социальных навыков

1. Различные виды игр:

интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);

ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);

коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);

ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),

творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);

• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);

игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).

2.  Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

• упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.

 4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).

5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.

6. Техники использования метафор как способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.

7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).

Формы  работы с родителями

 

• анкетирование родителей и совместное заполнение семейной анкеты с ребенком;

• домашние совместные творческие задания;

• родительские собрания;

• открытые или совместные занятия с детьми (с использованием конспектов занятий программы или дополнительные);

• коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы;

• выставки работ детей и родителей на темы: «Вот я какой!», «Моя семья» и т.д.;

• проведение Дня семьи с оформлением стенда с совместными работами, с конкурсами, чаепитием;

• индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;

• оформление группы, создание атрибутики группы;

• ведение журналов, отражающих жизнь группы: «Книга добрых дел» с записями о помощи родителей в организации жизни группы, «Наша группа» с отражением летописи группы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

Социально-личностное развитие дошкольников в условиях совместной деятельности

Одним из основных направлений работы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными требованиями является социально-личностное воспитание дошкольников. В статье рассказывается о том, как происходи...

Презентация "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"

Формы, методы, приёмы, средства, материалы...для социального развития дошкольников...

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение явл...

"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"

Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников....