Методы и приёмы на занятиях по развитию зрительного восприятия
материал (подготовительная группа) на тему
Методы и приёмы применяемые на занятии для детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы и методы на занятиях по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При обучении таких детей необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов. И в то же время у них развивается зрительное внимание и зрительная память.
Рассмотрим на конкретных примерах сочетание задач формирования элементарных математических представлений, коррекции вторичных отклонений в развитии и лечебно-воспитательной работы на занятиях по математике в подготовительной к школе группе детского сада. Для упражнения составления числа из двух меньших чисел можно предложить задание на обводку по контуру предметных изображений соответствующего размера и количества. Например, чтобы составить число пять, надо обвести по контуру три квадрата и две пирамидки. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляются представления о числе. На этом же занятии, если отдельным детям с близорукостью нужен охранительный зрительный режим, подобное задание они выполняют с предметами или игрушками. Действуя с этими объектами, дети при помощи педагога уточняют их характерные признаки и свойства, что способствует обогащению зрительных впечатлений у детей.
Обучая сравнению двух множеств, смежных чисел, можно использовать рисование по контуру, выкладывание чисел из геометрических фигур, реальных предметов, игрушек, штриховку готовых контурных изображений и др. Например, на листе бумаги нарисованы две полоски. На верхней полоске следует изобразить пять квадратов, на нижней - шесть кругов, сравнить числа, уравнять их, дорисовав один квадрат с шестым кругом и т.д. В данном задании решались задачи формирования счетной деятельности и активного упражнения зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и т.д., - так как рисование геометрических фигур, проведение прямых лилий обеспечивают зрительный анализ формы объектов и пространственной ориентации на микроплоскости. Кроме того, включение рисования способствует закреплению навыков изобразительной деятельности и является упражнениями для руки в плане подготовки к письму в школе.
Широкое применение на занятиях по математике могут получить задания на развитие глазомерных возможностей, формирование умений соразмерять различные по величине предметы и объекты окружающей действительности. Проиллюстрируем это на примере. Детям предлагается обвести по контуру три разного размера изображения рыбок. Разместив их в один ряд. Затем дети под каждой рыбкой рисуют прямоугольник (аквариум), соответствующий размеру рыбки. Можно давать различные варианты подобных заданий. Когда дети подбирают домики и матрешки, иллюстрации к страницам книги соответственно величине книги. Применяя на занятиях по математике разнообразные наборы вкладышей: шары вставляются в лунки, геометрические фигуры - в прорези, карандаши разного размера - в свои ячейки и т.д., - можно обеспечить условия для формирования глазомерных возможностей и представлений о величине предметов.
Детям с нарушением зрения трудно удается счет предметов в большом пространстве, расположенных по кругу, в несколько рядов, находящихся в неупорядоченном состоянии. Для формирования навыков правильной ориентировки и зрительного упражнения надо предлагать детям считать окружающие предметы и объекты: игрушки, мебель, посуду и т.д. Общение в процессе счетной деятельности с реальным миром обогащает зрительные образы у детей.
Для понимания пространственных отношений и признаков надо упражняться в размещении различных предметов и объектов на микро - и макроплоскости. Такие задания могут носить характер зрительных и устных диктантов, когда дети по образцу или словесному указанию педагога размещают, рисуют, располагают объекты.
Широкое использование подвижных игр, движения и ориентировки по заданным схемам в соответствии со световыми, звуковыми сигналами и словом педагога обеспечивает формирование практического ориентирования в пространстве.
Для развития представлений о форме предметов, их пространственном расположении и формирования умений выкладывать и конструировать можно предлагать детям выкладывать из счетных палочек, спичек, природного материала, геометрических фигур простые предметные изображения и сюжеты: лодку, флажок, домик с заборчиком. При конструировании подобных объектов закрепляются представления о счете, числе, связи между элементами во множестве, о независимости числа от его составных единиц и их пространственного расположения. Использование конструирования на занятиях по математике способствует уточнению, конкретизации и обогащению зрительных впечатлений о форме, величине, пространственном расположении реальных объектов окружающей действительности и развитию творческого воображения.
Для повышения интереса к заданиям и обогащения зрительного опыта детей на занятиях необходимо использовать разнообразный иллюстративный материал, при этом для обогащения представлений об объемных признаках и свойствах предметов необходимо чаще применять объемные объекты. Счет и объединение в группы множеств явлений и предметов: звуков дудочки, мигания лампы, листьев на ветке, цветов в вазе, пуговиц на одежде, дырочек на ботинке - обогащает сенсорный опыт детей с нарушением зрения.
В зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы задания на занятиях по математике при подборе наглядно-иллюстративного материала, зрительных нагрузок и способы выполнения практического содержания заданий должны по возможности носить индивидуальный характер. В целях выработки зрительноперцептивного контроля в процессе рисования на занятиях по математике получили широкое распространение контуры и трафареты. Применение контуров и трафаретов позволяет закреплять и уточнять представления о предметах, их форме; образовывать правильные зрительно-двигательные представления о способе его изображения; соотносить выполняемое действие изображения с формой изображаемого объекта. Что имеет важное коррекционное значение.
Для повышения эффективности развития навыков зрительно-пространственной ориентировки успешно применялись дидактические игры, упражнения и подвижные игры. Отдельные занятия по математике проводились на улице города, участке детского сада, в сквере и разнообразных помещениях детского сада, в процессе которых дети ориентировались на выделение в окружающей жизни различных математических явлений. Использование в практике воспитания и обучения на занятиях по математике и в других видах занятий и детской деятельности упражнений на активизацию и коррекцию зрения и зрительного восприятия, сохраняет детям свободное время для игр и бытовой деятельности. Проникновение математических знаний и представлений в детские игры и свободную деятельность возможно тогда, когда дети научатся видеть математические признаки и свойства в окружающем их мире.
Развитие представлений о форме и величине предметов у детей с нарушениями зрения обусловлено состоянием зрения. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме и величине предметов у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия
Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...
Конспект интегрированного открытого занятия по развитию зрительного восприятия. Тема:"Путешествие на ферму"
Это конспект занятия по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе. Проводилось совместно с воспитателем и муз руководителем....
занятие по развитию зрительного восприятия "Птицы"
занятие для детей с нарушением зрения по лексической теме "Птицы"...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия....
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Познавательное развитие. Занятие на развитие зрительного восприятия. «Такие полезные овощи».
Учить называть свойства сенсорных признаков предмета (Цвета, величины, формы); находить заданный признак в предмете; компенсировать нарушения зрительного восприятия в единстве с развитием познавательн...