Метод диагностики психофизиологического развития детей 4-5 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод диагностики психофизиологического развития детей 4-5 лет | 693.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с ребенком. Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Дата_________________Группа______________Возраст____________________________________
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________________
- Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию_________________________________
- Сколько тебе лет?__________ Когда ты родился?_____________________________________
- С кем ты живешь? Назови членов своей семьи.______________________________________
_______________________________________________________________________________
- Как зовут маму?_________________________________________________________________
Кем и где она работает?___________________________________________________________
- Как зовут папу?__________________________________________________________________
Кем и где он работает?____________________________________________________________
- Назови свой домашний адрес. Где ты живешь?________________________________________
- Как ты ведешь себя дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?_______________________________________________________________________
- Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо что-то делаешь, что тебе говорит папа или как тебя наказывает? А мама? __________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Кому ты больше всех жалуешься, если тебя обидят? _______________________________
- Ходишь ли ты в кино, театр, зоопарк, музеи? Как часто и с кем? ____________________
________________________________________________________________________________
- Есть ли у вас дома компьютер, телевизор? Какие ты смотришь передачи? В какие игры играешь? _________________________________________________________________
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?___________________________________________
- Какие сказки ты знаешь?_________________________________________________________
- Чего ты боишься больше всего?___________________________________________________
- Какие времена года ты знаешь?___________________________________________________
- Как зовут твоих воспитателей?____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Кто из них тебе больше нравится? Почему?________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Нравится ли тебе в детском саду?____________________________________________________
- Почему?_________________________________________________________________________
Диагностическая карта
Старшая группа
Ф.И.ребенка__________________________________возраст______группа____
Тесты, использовавшиеся в исследовании
№ | Содержание тестов | баллы | итог |
1 | Тест на внимание детей "Лабиринт" | ||
2 | Тест на внимание ребенка "Найди отличие" | ||
3 | Тест на восприятие детей "Чего не хватает на этих рис | ||
4 | Тест на восприятие детей "Какие предметы спрятаны в рисунке" | ||
5 | Тест на восприятие детей «Узнай, кто это» | ||
6 | Тест на мышление детей "Нелепицы" | ||
7 | Тест на оценку устойчивости внимания детей | ||
8 | Тест на память детей "10 предметов" | ||
9 | Методика "Определение активного словарного запаса" | ||
10 | Методика "Чем залатать коврик?" | ||
11 | Четвертый лишний. | ||
12 | Дорисуй. | ||
13 | Разрезные картинки | ||
Заключение:
- Тест на внимание детей "Лабиринт"
- Тест на внимание ребенка "Найди отличие"
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания.
Задание ребенку Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты.
Оценка результатов 13-15 баллов — выше среднего; 8-12 баллов - средний уровень; 4-7балла — ниже среднего; 0-3 балла — низкий уровень.
|
- Тест на восприятие детей "Чего не хватает на этих рисунках"
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Выводы об уровне развития 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
6. Тест на мышление детей "Нелепицы"
|
Методика "Определение активного словарного запаса"
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п | Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребёнком |
1 | Существительные |
|
2 | Глаголы |
|
3 | Причастия |
|
4 | Деепричастия |
|
5 | Прилагательные в начальной форме |
|
6 | Прилагательные в сравнительной степени |
|
7 | Прилагательные в превосходной степени |
|
8 | Союзы |
|
9 | Предлоги |
|
10 | Частицы |
|
11 | Однородные члены предложения |
|
12 | Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. |
|
13 | Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. |
|
14 | Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
|
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. |
Методика "Чем залатать коврик?"
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Картинки к методике «Чем залатать коврик?»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий |
- Четвертый лишний.
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Дорисуй.
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет.Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет
Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет...
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»
Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...
Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)
Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Методы диагностики речевого развития детей
Методы диагностики речевого развития детей...
Методы диагностики психофизического развития детей до 3-х лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формировани...