Метод диагностики психофизиологического развития детей 4-5 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 693.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с ребенком. Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Дата_________________Группа______________Возраст____________________________________
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________________
- Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию_________________________________
- Сколько тебе лет?__________ Когда ты родился?_____________________________________
- С кем ты живешь? Назови членов своей семьи.______________________________________
_______________________________________________________________________________
- Как зовут маму?_________________________________________________________________
Кем и где она работает?___________________________________________________________
- Как зовут папу?__________________________________________________________________
Кем и где он работает?____________________________________________________________
- Назови свой домашний адрес. Где ты живешь?________________________________________
- Как ты ведешь себя дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?_______________________________________________________________________
- Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо что-то делаешь, что тебе говорит папа или как тебя наказывает? А мама? __________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Кому ты больше всех жалуешься, если тебя обидят? _______________________________
- Ходишь ли ты в кино, театр, зоопарк, музеи? Как часто и с кем? ____________________
________________________________________________________________________________
- Есть ли у вас дома компьютер, телевизор? Какие ты смотришь передачи? В какие игры играешь? _________________________________________________________________
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?___________________________________________
- Какие сказки ты знаешь?_________________________________________________________
- Чего ты боишься больше всего?___________________________________________________
- Какие времена года ты знаешь?___________________________________________________
- Как зовут твоих воспитателей?____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Кто из них тебе больше нравится? Почему?________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Нравится ли тебе в детском саду?____________________________________________________
- Почему?_________________________________________________________________________
Диагностическая карта
Старшая группа
Ф.И.ребенка__________________________________возраст______группа____
Тесты, использовавшиеся в исследовании
№ | Содержание тестов | баллы | итог |
1 | Тест на внимание детей "Лабиринт" | ||
2 | Тест на внимание ребенка "Найди отличие" | ||
3 | Тест на восприятие детей "Чего не хватает на этих рис | ||
4 | Тест на восприятие детей "Какие предметы спрятаны в рисунке" | ||
5 | Тест на восприятие детей «Узнай, кто это» | ||
6 | Тест на мышление детей "Нелепицы" | ||
7 | Тест на оценку устойчивости внимания детей | ||
8 | Тест на память детей "10 предметов" | ||
9 | Методика "Определение активного словарного запаса" | ||
10 | Методика "Чем залатать коврик?" | ||
11 | Четвертый лишний. | ||
12 | Дорисуй. | ||
13 | Разрезные картинки | ||
Заключение:
- Тест на внимание детей "Лабиринт"
- Тест на внимание ребенка "Найди отличие"
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания.
Задание ребенку Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты.
Оценка результатов 13-15 баллов — выше среднего; 8-12 баллов - средний уровень; 4-7балла — ниже среднего; 0-3 балла — низкий уровень.
|
- Тест на восприятие детей "Чего не хватает на этих рисунках"
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Выводы об уровне развития 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
6. Тест на мышление детей "Нелепицы"
|
Методика "Определение активного словарного запаса"
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п | Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребёнком |
1 | Существительные |
|
2 | Глаголы |
|
3 | Причастия |
|
4 | Деепричастия |
|
5 | Прилагательные в начальной форме |
|
6 | Прилагательные в сравнительной степени |
|
7 | Прилагательные в превосходной степени |
|
8 | Союзы |
|
9 | Предлоги |
|
10 | Частицы |
|
11 | Однородные члены предложения |
|
12 | Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. |
|
13 | Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. |
|
14 | Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
|
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. |
Методика "Чем залатать коврик?"
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Картинки к методике «Чем залатать коврик?»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий |
- Четвертый лишний.
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Дорисуй.
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-336743-1413100158.jpg)
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет.Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет
Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-674636-1443887046.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»
Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-56679-1384553833.jpg)
Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1085162-1633803971.jpg)
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)
Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-1056543-1644230757.jpg)
Методы диагностики психофизического развития детей до 3-х лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формировани...