Доклад на тему: «Технология педагогического общения».
консультация по теме
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный на значимое изменение в состоянии, поведений личностно – смысловых образованиях его субъектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Технология педагогического общения».
Подготовил доклад: Биктагирова Т.А. 2008год. |
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный на значимое изменение в состоянии, поведений личностно – смысловых образованиях его субъектов. В одних случаях общение рассматривается как форма жизнедеятельности, в других - как определённая сторона деятельности, а также интерпретируется в особый вид деятельности – коммуникативный, который вступает самостоятельно на определённом этапе онтогенеза и обладает всеми элементами, свойственными деятельности вообще: действиями, операциями, мотивами. Педагогическое общение имеет те же характеристики, что и общение в целом, но его специфичность и соответственно цель является целенаправленная передача опыта. С другой стороны, реципиентом получаемой информации является, развивающаяся, формирующаяся личность. От правильного построения диалога преподавателя с обучаемым, от его коммуникативных навыков зависит, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать индивид, на сколько будут развиты его способности, какими окажутся социально – психологические характеристики личности. Структуру общения можно охарактеризовать тремя взаимосвязанными сторонами:
Если определить общение как взаимодействие двух или более людей, направленных на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата , то можно выделить следующие функции общения: организацию совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познания людьми друг друга (М. И. Лисицина) Основой педагогической технологии общения:
Процесс педагогического общения можно представить такой формулой «деятельность – взаимодействие – общение – контакт» С точки зрения общения разделяется на следующие виды (А.А. Леонтьев) * социально ориентированное общение * групповое предметно ориентированное общение * личностно ориентированное общение Предложенные виды общения проиллюстрируем применительно к педагогической ситуации. Резонансное общение возникает, когда партнёры понимают друг друга и обмениваются личностно – смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. (поддакивают, кивают, появляются вопросы к воспитателю) Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнёров, происходит с использованием особых знаков. (у детей есть своя система общения, понятная только им, а педагог воспринимает её как неуважение к нему) Этикетное общение оформляется за счёт соблюдения определенных ритуалов ( приветствие, прощание ) Раппортное общение возникает между родителями и детьми, связанное с незрелостью личности или отсутствием у него свободы выбора. (педагог делает нравоучительное замечание ) Референтное общение возникает тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. ( для повышения познавательной активности на занятии намеренно создаётся ситуация такого общения, предолгая детям проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции) Педагог и ребёнок в общении партнёры, которые должны обладать набором определённых коммуникативных умений, навыков и культурой. К основным коммуникативным качествам относятся _ волевые качества, умение управлять своим поведением. _ внимание, особенно наблюдательность, переключаемость. _ социальная перцепция, или чтение по лицу. _ умение понимать, а не только видеть, адекватно моделировать личность ребёнка, его психическое состояние по внешним признакам. _ умение подать себя в общении с детьми. _ умение оптимально строить свою речь в психологическом плане. _ умение речевого и не речевого контакта с ребёнком. Коммуникативные навыки (Л.А.Поварницина): _навык правильного общения к партнёру: прямое выражение своих желаний без принуждения, угроз или извинения. _ навык отказа партнёру: прямое, недвусмысленное отклонение просьбы партнёра с указанием причины отказа. _ навык выражения одобрения : прямое выражение позитивных чувств в адрес человека или действий. _ навык выражения неодобрения: прямое выражение неудовлетворения или неодобрения действий человека. _навык эмпатии: выражение понимания позиции, чувств партнёра. _ умение попросить обратную связь: прямое обращение к партнёру с просьбой высказать его позицию, мнение относительно ваших действий.
Коммуникативные знания, умения, навыки. _ знание психологических особенностей человека, помогающее разбираться в людях, верно оценивать и интерпретировать их состояние, поведение, настроение. _ знание тех препятствий, которые мешают правильному восприятию и соответствующей оценке другого человека, достижению нравственно психологического единства людей, и путей устранения препятствий. _ умение, способность точно откликаться на психологические состояния другого человека и его поведения. _ умение выбирать по отношению к каждому такую форму обращения, которая отвечала бы его индивидуальными особенностям и в то же не расходилась с требованиями и нормами морали. _ знание и умение требования этикета в проявлении уважения к другим людям. _ постоянная направленность на другого человека. Определение профессионально – педагогического общения должно характеризовать сущность отношений, складывающихся между воспитателями и воспитуемыми в процессе взаимодействия. В отношении с окружающими, в поведении людей делят на три альтернативные пары. Доминант – недоминант. Доминант - жесткий, без комплексов, давящий. Недоминант - противоположное поведение и реакции: робкий, стеснительный, легко подчиняемый. Мобильный – регидный. Мобильный партнёр легко переключается, не может долго сосредотачиваться на одной теме. Экстраверт – интроверт. Экстраверт – направленный на других, интроверт – направленный на себя. Помимо типологических особенностей, характер отношений воспитателя с воспитуемыми определяются рабочими позициями воспитателя. _ позиция «Я – Я» отражают личностные и профессионально – педагогические качества воспитателя, позволяющие ему осознать себя и отрегулировать своё развитие. _ позиция «Я – Он» обозначает внутренний контакт «воспитатель – воспитуемый»; направлена на понимание внутреннего мира другого человека и установление позитивного, дружественного контакта с ним. _ позиция « Я – Мы» отражает личностно профессионально – педагогические особенности преподавательской деятельности.
По закону направленности отношения между преподавателями и студентами можно обозначить как: _ взаимно – положительные – психологическая совместимость, оказание помощи и просьбы о помощи. _ взаимно – отрицательные - конфликтогенные, возникают как следствие коммуникативной некомпетентности педагога как следствие деформации его личности. Нужно в корне изменить отношение к студенту, т.е. поменять свою позицию, а это непросто. _ односторонне – положительно – отрицательные неустойчивые, нестабильные, возникают как следствие штампов в общении: предвзятость поведенческих реакций, следование строго запланированной схемы, закрытость. Трудно уйти от таких отношений, так как требуются позитивный настрой и преодоление разнообразных барьеров общения. _ противоречиво – положительные, возникают, когда колеблются симпатии и антипатии. Основа таких отношений это педагогический такт воспитателя. _ односторонне – противоречиво – отрицательные и взаимно – противоречивые отношения – отношения со знаком минус, их трудно преодолеть. _ объект – объектные отношения, обезличивают процесс общения и сводят его к формальности, поэтому нет не эмоций, ни прочности в знаниях. Общение пронизывает все стороны формирования личности, формы его многообразны и определяются, характером общественных отношений. Человек в процессе общения испытывает на себе влияние окружающих, сам при этом оказывая определенное влияние на них. Стиль педагогического общения. Стиль общения представляет собой индивидуально – типологические особенности взаимодействия воспитателя и воспитуемого, выражает коммуникативные возможности воспитателя, а также достигнутый уровень взаимоотношений воспитателя и воспитуемого. 6 стилей общения. 1. Доверительно – диалогический – характеризуются высокой степенью активности, эффективность общения, педагогическим оптимизмом, его стремление сотрудничать с детьми, индивидуальному подходу, профессиональному и личностному росту. 2. Альтруистический – выражается в полной самоотдаче воспитателя с детьми, отзывчивость и понимание детей. Слабые моменты этого стиля общения – слабея рефлексия, отсутствие стремления к личностному росту, слабая активность воспитателя. 3. Конформный – поверхностное депроблематизированным общением с детьми, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у воспитателя, внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или тревожностью педагога, низкая самооценка педагога. 4. Пассивно - индифферентный – подчёркнутая дистанцированность, замкнутость педагога, низкая чувствительность к состоянию детей, высокая самооценка и, наоборот, скрытое неприятие результатов общения. 5. Рефлексивно - манипулятивный - это эгоцентрическая направленность личность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон ребёнка в сочетании с собственной закрытостью, неискренность. 6. Авторитарно – монологический - ориентация педагога на принуждение, требовательность согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного ребёнка или целой группы в целом, стереотипизацией педагогический действий. Особенности педагогического общения с дошкольниками. На протяжении всего дошкольного возраста взрослые выступают для ребёнка значимым объектом окружающего мира. Длительная автономия диады «ребёнок – взрослый» может привести к деформации детской личности. _интерес к сверстнику рано становится важнейшей социогенной потребностью ребёнка. _ взаимодействия ребёнка со взрослым, статус каждой из сторон осознаётся по – разному : ребёнок способен к субъектное – субъектному восприятию этого взаимодействия, взрослый чаще всего воспринимает ребёнка как объект своих действий. Взаимодействия ребёнка со взрослым и при взаимодействии ребёнка со сверстниками является непосредственно – эмоциональная форма общения. Структура взаимодействия детей. Когнитивный осознание и принятие цели взаимодействия как общей, планирование действий и способов их достижений. Эмоциональный стремление ребёнка взаимодействовать со сверстниками, в желании или нежелании принять мотивы действий партнёров, эмоциональное отношение к партнёру, переживании удачи или не удачи взаимодействия с партнёром. Операционный осознание цели взаимодействия, системы индивидуальных взаимодействий и действий по согласованию индивидуальных операций, коррекции действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей. Уровни взаимодействия детей. Эмоциональный уровень – базовый и наиболее доступный уровень общения. Эмоциональный – деловой уровень – теперь он стремится к контакту с эмоционально привлекательным ровесником в условиях какого – либо предметного действия. Сверстнику делегируются функции взрослого партнёра. Когнитивно – деловой уровень - ребёнок осознал преимущество избирательного партнёрства, овладел уровнем разнообразных действий. На этом этапе формируются важнейшие компоненты предметного взаимодействия детей: цели, деловые мотивы, предметные действия и действия по их согласованию, коррекции и оценке. Избирательность касается больше содержания деятельности, нежели партнёра. Личностный уровень- характерен для старшего дошкольника. Взаимодействия со сверстниками приобретает достаточно структурный характер. Ребёнок относится избирательно к деятельности и сверстникам, исходя из этого строит отношения с другими детьми. В совместной деятельности проявляется творчество, осознаётся статусное положение в группе сверстников. В связи с обозначенными моделями взаимодействия педагог может наметить направления в развитии общения детей в группе сверстников: возникновения и развития у ребёнка потребности в общении с другими детьми; усложнение мотивации общения; развитие индивидуального стиля общения. Таким образом, знание педагогом вышеперечисленных особенностей общения в дошкольном возрасте позволяет приблизиться к реализации личностного ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком, реализуя цель общения: психическую защищённость, доверие ребёнка к миру, формирование базисной культуры, развитие индивидуальности ребёнка, выделяя центральными такие способы общения, как понимание, признание и принятие личности, избирая как тактику общения с ребёнком сотрудничество на основе разнообразия стиле общения, высказывая личностную позицию: уважение на основе учёта интереса ребёнка, с взглядом на него как на полноценного партнёра по общению.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Технология активации творческой деятельности как компонент здоровьесберегающей технологии"
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государсвта. В современной школе абсолютно здоровых детей практически нет. Как сделать процесс обучения эфекти...
Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»
Технология проектной деятельностив ДОУ...
Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"
Материал предназначен для педагогов детского сада....
Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».
Для успешного решения задач экологического воспитания в своейработе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого - &l...
Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду» Воспитатель: Клементьева А.А.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развити...
Доклад по теме:"Технология ручного вышивания на пластиковой канве"
Пояснительная запискаЧем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусс...
Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...