Многофункциональное пособие "Я познаю себя!
методическая разработка (средняя группа) на тему

Богатищева Анна Викторовна

Многофункциональное пособие "Я познаю себя"

Цель: помочь ребенку создать целостное представление о самом себе, своем теле, частях тела, о его основных внутренних органов. Формировать представление детей о семье, семейных ценностях и традициях семьи. Способствовать развитию мелкой моторики рук, определять предметы на ощупь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_sebya_dlya_konkursa.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие «Я познаю себя»

Пояснительная записка

Цель: помочь ребенку создать целостное представление о самом себе, своем теле, частях тела, о его основных внутренних органов. Формировать представление детей о семье, семейных ценностях и традициях семьи. Способствовать развитию мелкой моторики рук, определять предметы на ощупь.

Задачи:

1) Помочь детям понять свой организм, его потребность правильного определения необходимых продуктов питания от их полезности (вредности) для организма.

2) Закреплять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, об основных внутренних органов человека.

3) Формировать у детей чувства семейной сплоченности.

4) Обеспечить развитие памяти, мышления, внимания, воображения.

5) Вызвать желание вести здоровый образ жизни. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков.

Многофункциональное пособие «Я познаю себя» обеспечивает поэтапно социально-личностное развитие дошкольника, его продвижение по пути самопознания. Ориентировано на природную любознательность ребенка, его интереса к себе, своей семье и другим окружающим его. В пособии имеется наглядный материал для более эффективного восприятия ребенка. Пособие помогает воспитывать: соблюдение режима дня, ухода за своим телом, внешнего вида, привитие культурно-гигиенических навыков, о необходимости заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, закаляться.

Дети благодаря пособию получают знания о полезных и вредных продуктах, о значении витаминов, содержащихся в продуктах для пользы здоровья. Учатся выражать свои эмоции.

Также дети через пособие знакомятся со строением человеческого тела, с основными внутренними органами человека и гендерным развитием.

На страничках пособия имеются дидактические игры, способствующие развитию познанию самого себя; на развитие мышления, памяти, воображения, а также мелкой моторики рук.

Многофункциональное пособие используется в НОД, в режимных моментах и в совместной деятельности  педагога и детей.

Прилагаются игры «Чудесный мешочек», «Собери картину», «Разрезные продукты», дидактические игры, конспекты бесед с детьми, конспект непосредственно - образовательной деятельности.

Методическое обеспечение

Конспект дидактической  игры «Семья»

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- обеспечить развитие у детей представления о семье, ее членах;

- побудить у детей чувства любви, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- обеспечить развивать коммуникативные навыки детей;

- вызвать уважение к повседневному труду родителей;

- подвести к мысли семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Предварительная  работа:Рассматривание  сюжетных картинок о семье, беседа с  детьми на тему: «Моя семья», «Чем занимаются члены твоей семьи?».

Ход игры: Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

Дидактическая игра «Родство».

Цель: формирование у детей понятий о семье

 Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Дидактическая игра «Запоминаем имена близких родственников».

Цель: формирование у детей понятий о семье

 Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:

 *имя – дают 1 мал-ю карточку;

 *имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;

 *имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

 Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: систематизировать знания детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.  Мама - мамочка, папа - …; дедушка - …; бабушка - …;

сестра - … ; брат…  .

Дидактическая игра

«Собери картинку»

Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.

Оборудование: Карточки с изображением посуды.

Ход игры: перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

Дидактическая игра "Мои день"

Цель: Игра развивает у детей умение видеть и понимать себя,

свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал . Картинки с изображением поведения

детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры . Педагог предлагает детям послушать стихотворение "Мой день":

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днём я прогулялся сам

Дома поиграл я сам,

Спать улёгся в тишине...

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и всё.

Спасибо мне!

Педагог. Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.

Дидактическая игра «Свари борщ»

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры: Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

Дидактическая игра «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь). 

Ход игры: Дети по очереди берут карточки с изображением предметов для закаливания и называют к какому виду закаливания он относится.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

Цель: закреплять знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.

Материал: Большие карты с изображением веселого человека и грустного; набор карточек с изображением полезных и вредных продуктов для здоровья человека.

Ход игры: На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка – выбрать карточки с полезными для здоровья продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами к карте с грустным человечком.

Дидактическая игра  «Тело человека».
Цели: формировать представления о внешнем и внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его частей.
Задачи: познакомить с внешним и внутренним строением тела человека и пространственным расположением его частей; дать представление о роли частей тела и внутренних органов человека; закрепить знание частей тела человека; развивать мышление, зрительную память, сообразительность.
В макет входят: Плоская основа, в виде тела человека и отдельные части внешнего (руки, ноги, туловище, волосы, брови, глаза, нос, рот, уши) и внутреннего строения (мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки).

Методические приёмы использования макета: рассматривание, отгадывание загадок, наблюдение, беседа.
В данную игру могут играть как воспитатель с детьми, так и дети между собой. Тот, кто отгадал загадку, выкладывает отгаданную часть тела на основу. Таким образом, в процессе отгадывания загадок можно собрать все части внешнего строения человека и  органы внутреннего строения.

Конспект занятия-беседы «Наша дружная семья»

Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи: Уточнить представления детей о понятиях – семья, родственники. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Закрепить знание пословиц о семье. Развивать связанную речь детей.

Ход беседы

Орг. момент:

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)

- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

- А почему? Да, вас ждет ваша семья!

- А кто живет в ваших семьях?

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

- Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа по пословицам (на ковре)

- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

- А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Заключение:

- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)

- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)

Сюрпризный момент:

- Ребята, вы очень хорошо сегодня отвечали на вопросы, играли, очень много рассказали о своих семьях, о том, какие вы дружные и заботливые, как много пословиц вы знаете о семье и поэтому у меня есть для вас небольшой сюрприз.

- Подходите, посмотрите, что здесь лежит? Берите свои призы!

(достает коробку с призами –медальки, одевает на детей и благодарит за участие) .

Познавательный досуг для детей средней группы

Тема: Знакомство дошкольников с организмом человека

Задачи.

  1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  2. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  3. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами, предметные картинки – продукты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания;

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

Игра-показ «Тело человека»

Воспитатель.

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Воспитатель. Какие части туловища мы не назвали?

Дети. Плечи, бедро, стопа.

Воспитатель. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

Воспитатель. Хорошо и с этим заданием вы справились. А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

         Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

И сейчас мы с вами сделаем настоящее личико.

Игра «Лицо»

Лицо человека – дети в кругу.  Один ребенок выбирает шесть детей. Они – два уха, рот, нос, два глаза.

Воспитатель. Молодцы, ребята, красивые личики у вас получились. Садитесь и мы продолжим знакомиться с нашим организмом.

Воспитатель. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Вы знаете, что внутри тела находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться. Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Дети. Да.

 Воспитатель. Что же это такое?

Дети. Это сердце.

Воспитатель. Правильно. (Показывает на схеме). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята, знаете, как работает сердце? Оно работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Воспитатель. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Это легкие у человека их два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

 Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

Воспитатель. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок. Вот так выглядит желудок. (Показывает на схеме орган – желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища попадает в кишечник. Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки. (Педагог на схеме показывает орган – почки). У человека две почки. Почки очищают кровь.

Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Воспитатель. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался?

Воспитатель.  Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д.

Читает стих

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

 

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

  

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

"Познай себя" кружок по психологии

Презентация кружка по психологии "Познай себя"http://ds-8yagodka.ucoz.ru/news/kruzhok/2011-11-01-178 Кружок по психологии«Познай себя» Автор – составитель:Педагог – психолог МБДОУ "Д/с №8 ...

Анализ проектной деятельности "Познай себя"

Анализ проектной деятельности....

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....