Игра - викторина "Мы - Россияне"
материал на тему

ИГРА-ВИКТОРИНА «МЫ-РОССИЯНЕ»

(с участием дошкольников и родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina-my-rossiyane.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ВИКТОРИНА «МЫ-РОССИЯНЕ»

(с участием дошкольников и родителей)

Звучит музыка, выходит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Позвольте приветствовать вас на нашей игровой викторине «Мы – россияне», которая призвана напомнить вам, дорогие друзья, об отдельных событиях и замечательных людях России.

Сегодня вы не только покажите свои знания о родной стране, но и узнаете много нового и интересного. Итак, я приглашаю команды на сцену.

(Звучит музыка, команды занимают свои места на сцене).

Ведущий: Прежде чем начать игру, я объясню ее правила. На стенде вы видите шарики. С их помощью мы будем выбирать конкурс.  

В шариках заключены названия конкурсов, а также есть шарик с сюрпризом. Итак, начинаем игру.

В зависимости от того, какой выпадает конкурс, ведущий объясняет его правила и объявляет максимальную оценку. Всего в игре 4 конкурса:

«Почему мы так говорим»

«Забытые слова»

«Русские старинные загадки»

«Легенды и мифы» (конкурс для капитанов (родителей)

  1. «ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ»

Ведущий: Что делает нашу речь образной, яркой, эмоциональной, лаконичной и выразительной? Какие средства помогают нам довольно экономно выражать сложные понятия, представлять сложные явления жизни? Конечно же, это так называемые «крылатые  слова».  Часто о человеке, хорошо знающем язык  говорят, что он «за словом в карман не полезет», а «если говорит редко, то метко».

А тех, кто с трудом выражает свои мысли, народ строго высмеивает: «что ни скажет, то промажет»; «у него каша во рту застыла»; «у него слово слову костыль подает»; «говорит, как клещами на лошадь хомут тащит».

О крылатых словах говорят: «красное словцо»; «золотое слово»; «вовремя сказанное»; «бьет не в бровь, а в глаз»; «бойкое словцо» и т.д.

Итак, конкурс. Каждая команда получит карточку с крылатой фразой. Ваша задача – объяснить, откуда пошло это изречение и в каких случаях мы употребляем его.

  1. «НЕ ЛЫКОМ ШИТ» - какова история этого выражения? Лыко – один из слоев в стволе липы. Из него на Руси плели туески, короба, лапти. Обувь из лыка носили  бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных. Потом его стали употреблять в более широком смысле: он не простак, он «себе на уме».
  2. «ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ» - о каких зубах идет речь? Положить зубы на полку – значит ограничивать себя в чем-то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование. но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. речь идет о зубах, зубьях орудий труда – пилы, грабель, вил, гребенки. Если работа была, человек был сыт, а не было работы – орудия труда смело можно убирать на полку («зубы на полку») и голодать.
  3. «ПЕРЕСОЛИТЬ. НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ» - почему мы так говорим? Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка стояла около хозяина, и он сам сыпал гостям соль. Разумеется, больше этого лакомства доставалось тому, кого глава дома уважал и любил сильнее, стараясь угодить почетному гостю, он нередко пересаливал. Вот почему до наших дней и сохранилось выражение «пересолить», то есть перестараться. Ну, а уйти откуда-то «не солоно хлебавши», означает «не добившись своего, безрезультатно», «уйти с пустыми руками». Незнатные гости зачастую не получали дорогого лакомства, уходили восвояси, похлебав щей без соли.
  4. Что означает выражение «БИТЬ БАКЛУШИ»? Это выражение исстари относится к бездельникам. Битьем баклуш, заготовкой чурок для изготовления деревянной посуды, занимались лесники. Из чурок выделывали ложки, миски, и т.д. А битье баклуш считалось делом пустячным, нетрудным, подходящим для лодырей.
  5. Почему мы так говорим: «ЛЕЗТЬ НА РОЖОН»? Это выражение означает: в ярости и ослеплении идти вопреки всему на явный риск, а то и на гибель. Рожоном в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожоном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли впереди себя острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.
  6. Что означает выражение «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? Эта поговорка относится к далеким временам, когда люди верили в сверхъестественные силы. В древней Руси охотники держали в тайне, куда и когда они пойдут, на кого будут охотиться. Они верили в силу злых духов, могущих принести вред охоте, а также остерегались недобрых и завистливых людей. Вдогонку охотникам говорили: «Ни пуха, ни пера!» Этим напутствием хотели, как бы обмануть духов, отвести «дурной глаз», т.е. желали удачной охоты. Эта древняя поговорка укоренилась в народе и теперь используется как пожелание успеха вообще.
  1. «РУССКИЕ СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ»

Ведущий: С самого раннего детства вы знакомы с еще одним видом устного народного творчества – загадками. Загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Она выражена в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. А вы знаете загадки? А умеете их разгадывать? Это сейчас мы и проверим.

  1. Стучит, гремит, вертится, никого не боится, считает свой век, сам не человек. (Часы)
  2. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. (Корова)
  3. Из окна в окно золотое бревно. (Солнце)
  4. Маленький да гнутенький, весь дом стережет. (Замок)
  5. Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)
  6. В городах рубят, в деревню щепки летят. (Письмо)
  7. Дыр много, а вылезть некуда. (Решето)
  8. Взгляну в окошко – стоит репы лукошко. (Звездное небо)
  9. Наш зверек с вершок, а хвост с локоток. (Игла с ниткой)
  10. Шла свинья из Питера, вся истыкана. (Наперсток)
  1. ЗАБЫТЫЕ СЛОВА

Ведущий: Все предметы, действия, признаки имеют свое название. Проходят годы, столетия… Появляется в нашем языке множество новых слов. К сожалению, незаслуженно забываются хорошие старые слова, и уже мало кто знает их былое значение. Вот, например, волка в старину называли «бирюк», огонь называли «теплина», затупленный топор – «тупица», а паутину – «мережка». Вот сейчас вам предстоит вспомнить старинные названия. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны по моей команде поднять карточку с номером правильного варианта ответа.  

Кувятка

  1. Инструмент
  2. Головной убор
  3. Новорожденный

Пыжик

  1. Маленький зверек
  2. Малорослый, пухлый человек
  3. Необработанная шерсть

Макляк

  1. Ягода морошка
  2. Маленький топорик
  3. Парень-гуляка

Кныш

  1. Лепешка на масле
  2. Сварливый человек
  3. Сор, хлам

Ендова

  1. Широкий сосуд для разлива напитков
  2. Накидная петля, аркан
  3. Низший полицейский чин в Русском государстве

Цельба

  1. Яство, еда
  2. Лекарство, снадобье
  3. Военный окоп, редут
  4. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (конкурс для капитанов (родителей)

(обычаи)

  1. Самое высокое сооружение Московского Кремля – колокольня Ивана Великого, ее высота 82 метра. Какой смысл придавали зодчие его возведению? (Московский Кремль – прямой символический центр государства, поэтому, его храмы – главные, они – «пуп» Русской земли. Второго не могло быть, именно поэтому в 1600 году колокольню надстроили до нынешней высоты, чтобы она стала самой высокой в государстве. Любая колокольня – символическая мировая ось, ведущая к Богу.)
  2. На севере Руси купола церквей иногда делали из осины. Почему? (Осина, долго оставаясь на открытом воздухе, становится похожей цветом на серебро. Купола из осины со временем смотрятся как серебряные. Но еще важнее здесь другое свойство осины – изгонять и не подпускать нечисть.)
  3. В некоторых русских губерниях был обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Береза – одно из наиболее чтимых деревьев, так как она охраняет от зла. Березовое полено у порога – преграда для нечистой силы.)
  4. Есть ли в доме Бабы-Яги окна? Почему? (Окон в доме Бабы-Яги нет, так как нечистой силе солнечный свет не нужен.)
  5. Какое время считалось наиболее удачным для начала земледельческих работ – новолуние или полнолуние? (Новолуние предпочтительнее, так как молодой растущий месяц как бы способствует всему молодому и растущему в природе.)
  6. Почему Ивана Купалу в народе называют «травником»? (Считалось, что в ночь накануне праздника Ивана Купала любая трава целебна. Поэтому именно в эту ночь собирали чародейные растения. Много чудесных явлений, по мнению наших предков происходило в Иванову ночь с растениями: деревья переходили с места на место, разговаривали друг с другом, а самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады. Он станет сильным, начнет понимать язык животных и птиц.)
  7. Что изображает соломенное чучело, которое сжигается на огромном костре в последний день масленичной недели? (Зиму. Таким образом люди прогоняли в старину зиму и пытались разбудить природу, весну.)

Ведущий: Наша игра подходит к концу, и, пока жюри подведет итоги, мы снова поиграем со зрителями в «Пословицы». Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе! А вы хорошо знаете русские пословицы? Сейчас мы посмотрим... Я буду читать первую половину пословицы, а вы заканчиваете ее. Если пословица хорошо вам известна, можно отвечать хором. Итак...

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Глядит в книгу, видит фигу.

Повторенье - мать ученья.

Дело мастера боится.

Ученье - свет, не ученье - тьма.

Что посеешь, то и пожнешь.

Судят не по словам, а по делам.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Маленький, да удаленький.

Мал золотник, да дорог,

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Окончил дело - гуляй смело.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

Тонул - топор сулил, а вынырнул и топорища жалко.

Ведущий: Молодцы! А сейчас слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-викторины с детьми подготовительной группы по теме "Мы - россияне!"

Начало формирования гражданско-патриотической позиции человека происходит в дошкольном возрасте, поэтому педагогам детского сада очень важно обогащать и систематизировать знания детей о своем родном г...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) "Игра-викторина "Мы - россияне"

Это занятие является закрепляющем раннее полученные знаний  в форме соревнования двух команд детей - викторины. Знания обобщаются по ознакомлению детей с общественной жизнью, одной из задач являе...

«Мы – россияне. Дружба без границ» (Игры народов России)

Развлечение для детей старшей группы детского сада по играм народов России ко дню толерантности...

Игры - соревнование « Мы - Россияне» в средне – подготовительной группе.

Игры -  соревнование « Мы  - Россияне»в средне – подготовительной группе....

Интеллектуальная игра "Мы - россияне", посвященная дню «Народного Единства».

Развлечение предназначено для старшей и подготовительной групп....

«Мы Россияне!» Деловая игра с детьми подготовительной к школе группы

Систематизировать знания детей о Родине. Формировать целостную картину мира....

Конспект игры - викторины "Мы - РОССИЯНЕ" в подготовительной группе

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.Игра-виктор...