Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"
статья по теме
Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_semey.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников
в условиях введения ФГОС ДО.
Уважаемые коллеги, тема моего доклада «Взаимодействие дошкольной организации с семьей в процессе введения ФГОС дошкольного образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Советом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г., зарегистрированный в Минюсте 14 ноября 2013 года за №30384, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:
-диагностирование семей;
-психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), обмен опытом;
-вовлечение родителей в педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;
- участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;
-индивидуальная работа.
В соответствии с ФГОС, «в содержательном разделе Программы должны быть представлены: б). особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» (см. ФГОС 2.11.2.). В своем докладе я постараюсь раскрыть особенности работы своего детского сада.
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом - самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями (законными представителями).
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.
Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с коллективом с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей).
Доктор педагогических наук, профессор, Сергей Леонидович Рубинштейн, в своей статье «К вопросу о стадиях наблюдения» писал: «Изучать, чтобы воспитывать и обучать - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии человека»
Изучение семей обучающихся (воспитанников) – это органичная часть целостного образовательного процесса.
Практика показывает, что оно делает работу образовательной организации осмысленной и эффективной, позволяет «держать руку на пульсе», получать обратную связь, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие.
К примеру, сбор сведений о родителях (законных представителях), их образовательном уровне, социальном статусе, интересах способствует в том числе и привлечению семьи в оказании дополнительных услуг ДОУ, направленных на создание условий согласно требованиям ФГОС, с учетом их способностей и возможностей (пошив костюмов, исполнение ролей на праздниках и др.).
ФГОС нацеливает нас на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. По результатам анкетирования мы сделали вывод о том, что Удовлетворенность родителей уровнем информированности составил 100%, так как они имеют возможность получения информации:
- на официальном сайте ДОУ в сети Интернет,
-на стендах в групповых, ( информация воспитателей и специалистов ДОУ: медицинской сестры, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре, музыкального работника):
-через индивидуальные беседы, иные формы.
Удовлетворенность уровнем оказания услуг (по уходу, воспитанию и обучению дошкольников) составляет 93% , 15% высказали пожелание оказания услуг дополнительного образования в ДОУ. В ДОУ уже осуществляется работа по дополнительному образованию: кружки дополнительного образования по познавательно-речевому развитию «Веселый английский», «Колокольчик».
100% родителей (законны представителей) считают, что педагоги при работе с детьми учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.
Удовлетворенность уровнем социально-медицинского обеспечения составляет 89%. 100% родителей (законных представителей) отметили, что им нравится помещение детского сада, оснащение, благоустройство территории.
Результаты проведенного тестирования родителей (законных представителей) по уровню осведомленности современного законодательства в области образования (закон об образовании, ФГОС) выявили уровень знаний семьи и проблемные зоны, что позволило наметить план психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей),
(6,7 слайд) в который включили следующие мероприятия :
На общесадовском уровне -
- Родительское собрание «ФГОС ДО новый стандарт дошкольного образования»;
- Лекции «Психологический комфорт в семье и детском саду — условие успешного развития ребенка»;
- Информационный стенд: «Правила здорового питания», «Закаливание и оздоровление ребенка», «Нужен ли режим дня дошкольнику»;
- Заседания семейного клуба «Папа, мама, я – здоровая семья».
С родителями подготовительной группы-
- Дискуссионный стол при участии учителя начальных классов МОУ СОШ № 5 г.Павлово: «Преемственность учреждений образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»;
В группах:
- Круглый стол при участии социального педагога «Права и обязанности ребенка»;
- Круглый стол при участии педагога-психолога «Стандарт дошкольного образования и требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования»;
Консультации специалистов в группах
Педагога-психолога: «Коммуникационные особенности в общении с детьми», «Как ликвидировать конфликт с ребенком?», «Как преодолеть детские «кризисы»,
- Тренинг «Уроки бесконфликтного общения»;
Социального педагога: «Толерантность –терпимость или слабоволие?», «Девианты среди дошкольников – кто они?», «Нужно ли наказывать ребенка»
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный подход с целью оказания помощи семье в обеспечении ребенку-инвалиду его максимального приспособления к окружающей среде и обществу используют специалисты (педагог-психолог и социальный педагог), при проведении:
консультаций «О социальной адаптации ребенка с инвалидностью», «Психологическая готовность ребенка-инвалида к школе»;
тренингов «Создаем благоприятный психологический климат в семье»;
при подборе литературы для чтения родителям и семейного чтения с ребенком;
Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО указывают на то, что Организация должна создать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы (3.2.8., 3).). Прежде всего обсуждение состоялось с родителями участвующими в управлении образовательной организацией и образовательным процессом.
1.Совет Учреждения, в состав которого входят родители (законные представители) воспитанников в количестве 3 человек, которые были избраны открытым голосованием на Родительском комитете Учреждения;
- На заседаниях Совета ДОУ рассмотрены следующие вопросы:
-определение приоритетных направлений деятельности Учреждения в рамках, которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС ДО;
-разработка Договоров об образовании между родителями (законными представителями) и МБДОУ детским садом;
- решение вопросов укрепления материальной базы Учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и привлечения дополнительных финансовых средств.
Вторая форма участия родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией – это Родительский комитет, который создан в целях содействия руководству Учреждения и совершенствования условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в Учреждении, в состав его входит по одному родителю (законному представителю) от каждой возрастной группы.
На заседаниях Родительского комитета Учреждения решались такие вопросы как
- оказание содействия в организации и проведении родительских собраний и иных мероприятий, в рамках которых было запланировано ознакомление с основными положениями ФГОС ДО;
-содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-принятие участия в организации и проведении культурных и спортивных мероприятий;
-привлечение родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС.
Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО направлены так же на создание условий для вовлечения и участия семей в образовательной деятельности (3.1., 6).; 3.2.1., 8)., 3.2.5.,5).). Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям, считаются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов.
Совместное творчество позволяет родителям активно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве субъекта педагогического процесса.
Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной – это во многом зависит от их желания и возможностей.
Так участие в конкурсах ДОУ, таких традиционных как «Лучший летний участок», «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», которые позволяют семьям продемонстрировать мастерство и стать победителями.
Сопричастность к событиям в жизни страны, детского сада смогли прочувствовать семьи, оказавшие помощь в организации детской зимней Олимпиады 2014 ( написание эссе, изготовление буклетов, альбомов, газет по теме «Мама, папа, я – спортивная семья», создание детских презентаций «Символы Олимпиады», «История Олимпийских игр»).
Объединению педагогов детского сада, родителей и ребенка содействуют тематические праздники («Давайте знакомиться», «Мы - Павловчане», «Защитники Отечества», «Мамочка любимая моя»), где каждый стремится внести свой вклад (подготовка атрибутов, призов, исполнение ролей). Кроме того, праздники помогают родителям (законным представителям) отработать способы взаимодействия с детьми в совместной деятельности, учат организовывать семейный досуг.
Организация совместной работы по благоустройству и озеленению территории дошкольной организации способствует развитию эстетических чувств, как у детей, так и у взрослых, уважения к труду, гордости за результат своего труда, любви и привязанности к детскому саду.
Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие образования в целом, расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном результате, но и вселяет уверенность в получении качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных представителей) к образовательной организации, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, чьи родители уважаемы и востребованы в детском саду, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников...
«Инновационные формы работы с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Статья для педагогов ДОУ....
Доклад по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО".
ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ? Информа...
Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"
Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС ДО
Одним из условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредс...
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...