Консультация - практикум "Стресс и его последствия"
консультация на тему

Тур Ольга Валерьевна

Консультация – практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Стресс и его последствия»

Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов

Задачи:

·         познакомить педагогов с понятием «стресс», с его симптомами и фазами;

·         познакомить участников консультации-практикума со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психического здоровья как основы формирования профессионального долголетия;

·         отработать приёмы снятия мышечного напряжения;

·         снять эмоциональное напряжение у педагогов.

Тезисы консультации-практикума:

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

Что происходит с человеком во время стресса?

Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» - гипоталамус, откуда в течение долей секунды она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

Признаки и симптомы стресса.

Поведение человека становится активным, проявляется беспокойство, агрессия, стремление к бегству. Поведение может быть и пассивным, наблюдается оцепенение, напряжение всей мускулатуры, торможение. Появляются боли в области сердца, желудка. Стресс может сопровождаться повышенным аппетитом или полной его потерей, а также бессонницей, что связано с постоянным обдумыванием стрессовой ситуацией.

Фазы стресса.

Существуют три фазы стресса:

1. Тревога

2. Приспособление к трудной ситуации.

3. Истощение. Именно эта фаза приводит к заболеваниям и в некоторых случаях и к смерти.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо:

·         выявить симптомы;

·         определить причины стресса;

·         принять меры по устранению симптомов, а затем причин.

Средства самопомощи.

1. Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными,  музыка, пение (караоке) и многое другое.

2. Физическая нагрузка (спорт,  движение, танцы,  т.д.)

3. Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4. Надо иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5. Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6. Необходимо общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7. Сон, массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса.

 

  • Расслабление рук через напряжение

 

  • Расслабление лица и шеи через напряжение

 

  • Потягивание
  • Рисуйте. Нарисуйте абстрактный сюжет, выбирайте цвета в соответствии с вашими переживаниями. На обратной стороне листа напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Разорвите лист и выбросите его.
  • Релаксации  надо проводить  в спокойной обстановке, удобной позе, с закрытыми глазами. Воображайте те образы, которые вам приятны.

      - Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Сначала   попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

-  Внимательно следите за своим дыханием. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1- 2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

- Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле.  При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

Концентрация - неумение сосредоточиться. Фактор, тесно связанный со стрессом.

·        Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

·        Сядьте на табуретку. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

·        Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения).

·        Дышите через нос спокойно, не напряженно (дышите глубже если взволнованны).

Ауторегуляция дыхания. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

- Дышите глубже, если вы взволнованы.

- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

- Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

- Увеличение продолжительности выхода способствуют успокоению и полной релаксации.

- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминание и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

Основной вывод, можно сформулировать таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно  от нас зависит, каким будет на образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

  • Используйте самоприказ: «Молчать!», «Разговаривай спокойно», Это поможет сдержать эмоции.
  • Самопрограммируйтесь: «Именно сегодня у меня всё получится!»

А сейчас сядьте удобно, расслабьтесь. Цвет и музыка – наши помощники в борьбе со стрессом. Приятного просмотра.

(презентация  «Цветотерапия в борьбе со стрессом»)

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Апчел В.Я., Цыган В.Н. стресс и стрессоустойчивость человека – СПб.: ВМА, 2005. – 395с.

2.     Педаяс М.И. эмоциональность как фактор взаимодействия // Вззаимодействие коллектива и личности. – Таллин, 1999.

3.     Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Владос, 1992. – 318с.

4.     Семенова Е.М. тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»

Уважаемые родители!         Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

Консультация для родителей: "Неправильное питание детей и его последствия"

В консультации описаны ошибки допускаемые в детском питании, предоставлен перечень продуктов, в которых имеются вещества экопротекторы (витамины, микроэлементы, фофолипиды) полезные для гармоничного р...

Консультация для родителей «Отдых без последствий».

                                                      ...

консультация-тренинг для педагогов "Стресс и его последствия"

Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально...

Консультация для родителей. Наказание и преступление. Последствия родительской жестокости.

В данной статье на примерах из жизни показано, какие страдания приносит детям физисеская и моральная жестокость родителей....

Консультация для родителей. Наказание и преступление. Последствия родительской жестокости.

В данной статье на примерах из жизни показано, какие страдания приносит детям физическая и моральная жестокость родителей....

Консультация для родителей: Родителям о последствиях вредных привычек у детей

Нарушение речи- достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых....