"Эрзянский народный зимний календарь"
презентация к уроку на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Нaши дaлекие  мoрдовские прeдки дeлили гoд на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанского озондомс, эрзянского озномс «молиться») не имели точной календарной даты проведения. Oни, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных землeдельческих работ.

Праздники были общественные и устраивались всем селом.  Цикл обрядoв и праздников начинался зимой, когда дин становились длиннее и солнце поворачивало на лето: «Cвятки (с 24 декабря по 6 января) – это самое веселое праздничное время у мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени». Святки y мордвы сопровождались обрядами: играми, песнями, плясками, гаданием, ряженьем и т. п. Рoждественский сoчельник по-мордовски называется калядань-чи (день коляды). В этoт день мордва начинала колядовать: петь песни-кoлядки о семенном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота.

Многие элементы прaздника коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова, который сопровождался разнообразными святочными обрядами, увеселительными играми, в которых участвовала, главным образом, молодежь. Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей в частности медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения. Этому же способствовали и различные игровые элементы, которые, как правило, были подвижные, носили театрализованный характер. Все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья.

В новогодних обрядах видное место занимают приметы и гадания, которые затрагивают две важные темы, касающиеся жизнеобеспечения семьи: земли и урожая; личной жизни, судьбы человека и его брачного союза. Первая больше интересует стариков, вторая – молодежь. Но обе темы направлены на жизнеобеспечение семьи, продолжение рода. Смысл этих гаданий, в основном, сводится к психологическим размышлениям людей о своем будущем в наступающем году. Но гадания, вероятно, имеют двоякое значение: после подобных процедур человек может настроиться на ожидание приятных событий или, наоборот, может быть нежелательный эффект для здоровья гадающего.

Следующим праздником мордвы,  было крещение. На этот праздник в прошлом совершали семейный молян «Алашань озкс». Пекли коньки, фигурки животных из теста, по количеству имеющихся в хозяйстве лошадей. Кроме того, на крещение святили воду. Календарные зимние праздники в большинстве своем проводились не только дома, но и на открытом воздухе, с элементами подвижных игр, катаний и гуляний. В этот период у мордвы проводились и другие обряды, которые, якобы, способствовали жизнеобеспечению, а, следовательно, и здоровью семьи.

Во многих из этих праздников я участвовала  сама. В детстве наряжались в разных зверей и ходили по домам колядовать. Пели на эрзянском языке вот такие  калядки:

-А каляда! Каляда!

Кудыкеле чекене,

Чекенть лангсо паргине,

Паргонть лангсо гулькине,

Тупуром-тапором, давай бабай сюкором!

Нам давали разную выпечку, сладости, и мы довольные вываливали все из сумок и все вместе ели. Было так весело, интересно.  

Я составила небольшую презентацию  эрзянских зимних народных праздников, написала  приметы. Вот  что у меня получилось

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_1.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима Теле Три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль. Зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега. В одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра.

Слайд 2

Ацамков Потихоньку приходит зима , покрывает землю белым пушистым снегом, чтобы не замерзли всходы и деревья. Этот месяц эрзяне называют «покровом» – ацамков (декабрь). Дни совсем исчезли, продолжительность их сильно сократилась. С 21 числа световой день вновь начинает расти, эрзяне начинают проводить различные мероприятия, отмечают праздник растущего дня, проводят моления, пекут блины, катаются на санках, лыжах. В декабре эрзяне отмечают праздники: 19 Ацамков – Тувоньсяй (свиной день) 21 Ацамков - Масторавань чи (день Матери-Земли) 25 Ацамков – Чинь Раштамо (день рождения солнца)

Слайд 3

Большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля в декабре - к урожаю. В декабре вода в колодце тихая - к хорошей зиме . В декабре обычно случается до четырех оттепелей . Иней в декабре - к урожаю овса. Северный декабрьский ветер - к большим морозам. Покш лекш , ловонь пандот и пек кельмезь модась ацамковсто-урожайс . Ацамковсто ведесь лисьмасо сэтьме-вадря телес. Ацамковсто нилекс эрси слотась . Лекше ацамковсто - пинемень чачомас . Пелевеенксонь ацамковонь вармась-виев якшамос . Приметы

Слайд 4

«Святки » – это самое веселое праздничное время у мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени». Святки у мордвы, как и у русских, сопровождались обрядами: играми, песнями, плясками, гаданием, ряженьем и т. п. Рождественский сочельник по-мордовски называется калядань-чи (день коляды). В этот день мордва начинала колядовать: петь песни-колядки о семенном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота . Этому же способствовали и различные игровые элементы, которые, как правило, были подвижные, носили театрализованный характер. Игры на праздниках являлись биологической потребностью организма, и, по мнению специалистов, не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья. Святки Калядкат

Слайд 5

МЕСЯЦ ЯНВАРЬ - ЗИМЕ ГОСУДАРЬ Январь назван по имени древнеримского бога времени Януса. Январь — году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще . Хотя день и поворачивается к лету, мороз свирепствует ещё сильней, приходит самый холодный морозный месяц – якшамков (январь) . Эрзяне не сдаются, отмечают много праздников и проводят моления с целью прогнать холода: Тувоньсяй , Калядат - калядки . .. Якшамков

Слайд 6

Чем крепче морозы в начале января — тем жарче лето . Январь пасмурный — к плохому урожаю. Январь теплый — к поздней весне. Холодный январь — предвестник пожарного лета. Бути пек якшамсто ушодови якшамковось-кизэсь карми пси. Якшамковось сэтьме - берень урожаесь . Якшамковось лембе - тундось сы позда . Якшамо якшамковось - кизэнь т олгельс . Приметы

Слайд 7

Рождество Христово ( Роштова ) Он считается величайшим праздником, который служит началом и основанием для прочих праздников в году. К этому дню пекли хлеб, блины, варили позу. С утра священник со своими певчими заходили в каждый дом с молитвой и освещал дома После батюшки ходили – колядовали пастухи, которые нанимались пасти скот каждый год. Они заходили в каждый дом и совершали обряд посевания , т.е. рассыпали зерно по дому. На Рождество молодежь устраивала гуляния. В некоторых местах с Рождества до Крещения она собиралась в специальные Рождественские дома — Рошту-ванъ куд (о) или дома плясок — кштимань куд (о) , которые были на каждой улице. Кроме молодых людей;. сюда приходили их родители и женатые молодые пары, последние также принимали участие в веселье. В играх, песнях часто присутствовала идея плодородия не только земли, но и людей. Это выражалось в большом количестве эротических игр.

Слайд 8

Крещение ( Хрещения ) Следующим праздником мордвы, впрочем как и других народов, было крещение. На этот праздник в прошлом совершали семейный молян « Алашань озкс ». Пекли коньки, фигурки животных из теста, по количеству имеющихся в хозяйстве лошадей. Кроме того, на крещение святили воду. Как видно из приведенных примеров, календарные зимние праздники в большинстве своем проводились не только дома, но и на открытом воздухе, с элементами подвижных игр, катаний и гуляний. В этот период у мордвы проводились и другие обряды, которые, якобы, способствовали жизнеобеспечению, а, следовательно, и здоровью семьи.

Слайд 9

ДАВОЛКОВ Вот и пришёл последний месяц зимы – февраль. Он же бокогрей , снежень , стежень , лютый, сечень , межень. По утрам, в выходные дни, когда ещё относительно тихо и только рассвет медленно растекается в небе тонкими серебряными струйками, кажется, что стоит присмотреться и можно увидеть саму фигуру февраля, привставшую на цыпочки и любующуюся рассветом – парчовый кафтан, серебряные сапожки и шапка, съехавшая на затылок… Окликнуть? Не окликнуть? Лучше не надо, а то исчезнет, растворится в воздухе - и только снег осыплется с ветки берёзы прохладной белой пыльцой на горячие губы … ветра начинают менять свои направления, дуть в разные стороны, образуются снежные заносы, дороги заметает, этот месяц получил имя «вихревого, ураганного», месяца ветров - даволков (февраль), также называют его еще « кичкере кинь шка », что в переводе с эрзянского языка означает дословно «время кривого пути». Мороз напоследок показывает зубы, но недолго осталось ему озоровать: через 2-3 недели солнце его победит.

Слайд 10

В феврале сильные морозы случаются зачастую ночью. В феврале ветер дует, как правило, без снега. Сильные морозы - к короткой зиме. Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету. Даволковсто пек якшамо эрси чокшнестэ . Даволковсто вармась пуви ловтомо . Пек кежей якшамось-нурькине телес. Даволковось лембе-якшамо тундос , бути якшамо-вадря кизэс . Приметы

Слайд 11

Масленица… Широкая масленица…( Мастень недля ) Так называется последний зимний праздник. Издревле отмечается этот праздник у славянских народов, в том числе и у мордвы. В селах нашего района праздновали масленицу всю неделю. Пекли блины, варили позу. Люди, одетые в праздничный наряд, собирались на площади. Здесь проходило основное гулянье. Молодые люди катались на санках и эйгиве . По всем улицам разливались мордовские песни. Празднование масленицы не обходилось и без катания на лошадях. Звон колокольчиков разливался по всей округе. На разукрашенных цветными лоскутками и колокольчиками лошадях разъезжали люди с песнями под гармошку. В пятницу или субботу прощали крестников. Крёстные звали к себе в гости крестника. Накрывали стол, и за столом дарили ложку и чашку с гостинцами. В последний день масленицы, в воскресенье, люди ходили друг к другу просить прощения. Этот день назывался «прощёным» воскресеньем .

Слайд 12

Д ень Ефрема Сирина в эти дни эрзяне и мокшане молятся и приносят в домах жертву — Юртова-озаису . Ефрем родился во время царствования Константина Великого и дожил до царствования Феодосия Великого. Известно, что родители преподобного Ефрема были праведными христианами. В юные годы святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. Он получил от Бога дар премудрости: говорили, что из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Этот дар был предзнаменован ему в самом раннем возрасте. Когда Ефрем был еще ребенком, родители увидели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа.

Слайд 13

Телень якшамосонть - весемесь одонзи . Ацамковось иенть пряды , а теленть ушоды . Якшамковонтень-озоронтень – якшамот , даволковонтень -бурят. Вармат ды бурят фпрасть . Даволковось сась – учок якшамот . Тельня качамось верев моли – буря ули . В зимний холод – всякий молод. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январю-батюшке – морозы, февралю – метели. Вьюги да метели на февраль налетели. Наступил февраль – жди сильных морозов. Зимой дым тянется вверх – будет буря. Приметы

Слайд 14

Коляда ! Коляда ! Посеянная рожь выросла бы ! Коляда ! Коляда ! Расколола бы землю ! Коляда ! Коляда ! С оглоблю бы солома ! Коляда ! Коляда ! С кнутовище бы колос ! Коляда ! Коляда ! С яичный желток бы зерно ! Коляда ! Коляда ! С ореховую скорлупу бы мякина ! Коляда ! Коляда ! Принеси-ка, бабушка, пирожок ! Коляда ! Коляда ! С поймы-поля, с новой земли ! Коляда ! Коляда ! Из зерна урожайного года ! Коляда ! Коляда ! Намазанное масло с него ! Коляда ! Коляда ! По моей корзине текло бы ! КОЛЯДКИ

Слайд 15

Эрзянь Таусей Таусей , Таусей кудыкеле варсей Ой бабакай пильгень палсть Якинь сюро пурнамо Гулька ливтязь Зерна капоць Шкизе яжызе Прякакс панизе Пецкас тонгизе Пецкасто таркизе Вальмалангс путызе Пишки лепешки Дай бабай орешки Ки максы вишпряка Сень церазо дрищака Ки максы сюло Сень церазо туло Тавунся ! Бабушка, отвори, ноги замерзли! Тавунся ! Куда ты, милый, ходил? Тавунся ! Ходил просо смотреть. Тавунся ! Какое, милый, просо? Тавунся ! С яичный желток зерно. Тавунся ! С большой пирог колос. Тавунся ! С оглоблю стебель. Тавунся ! Лутушки , лутушки . Тавунся ! Давай, бабушка, пирожок! Таусей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры"

Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры" .Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: Васильев день (Новый год по старому стилю) - Святки.Участие детей...

Досуг "Народные зимние забавы"

Сценарий досуга "Народные зимние забавы" для детей средней группы....

ЭРЗЯНСКИЙ НАРОДНЫЙ ВЕСЕННИЙ КАЛЕНДАРЬ

Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только исто...

Зимний календарь 2016 г.

Обратите внимание на наш календарь,Здесь вы видите все три месяца:Декабрь, январь, февраль,Знаменательные даты здесь отмеченыИ были они обезьянками замечены.Задаются они вопросом:Кто же приходит к дет...

НОД "Зимний календарь"

Цель: развитие познавательных интересов у детейЗадачи:Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной природе, интереса к изучению природы, любовь к ней. Воспитывать инициативность и самостоятельность.Об...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по развитию речи "Зимний календарь"

Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме Зима. Мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки зимы, формируем умени...

Образовательная ситуация «Зимний календарь знатоков природы»

Систематизация представлений детей о зиме, зимней природе...