Конспект НОД по ознакомлению с нотной грамотой. "Музыкальная шкатулка" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство с длинными и короткими звуками. С мажором и минором, знакомство с нотами через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_muzykalnogo_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_notnoy_gramotoy.1.docx | 37.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детский сад «Ромашка»
____________О.В. Ванявкина
Конспект открытой НОД
по ознакомлению с нотной грамотой. "Музыкальная шкатулка"
в старшей группе
Составитель:
Макеева С.А.
Музыкальный руководитель
12 ноября 2014год
Программное содержание.
Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.
Цель:
Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте.
Образовательные задачи:
1. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
2. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.
2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения определить на слух долгие и короткие звуки.
3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.
Воспитательные задачи:
1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к классической музыке. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
3. Воспитывать самостоятельность, активность.
Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах.
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, работать с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.
Словарная работа: Скрипичный ключ, нотный стан.
Демонстрационный материал: осеннее листья, иллюстрации, портрет композитора П. И. Чайковского, музыкально-дидактический материал, нотки, ритмические формулы.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты: металлофоны и ксилофоны, листочки-платочки, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки .
Оборудование: Ноутбук, магнитофон, дивипроигрыватель, аккордеон, детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под муз. Ю. Чичкова "Музыкальная шкатулка"
и становятся врассыпную.
Муз. рук.:
Проходите, проходите, и места свои займите!
Врассыпную становитесь, и гостям всем улыбнитесь!
Муз. рук.:
Сегодня к нам пришли гости, и я хочу.
чтобы вы пожелали им "Доброго дня"
Дети:(поют)
« Добрый день, добрый день, (1-2-3-4-5-6 ступени)
Нам здороваться не лень.( 5-4-3-2-1-1-1 ступени)
Этими словами (1-2-3-4-5-5 ступени)
Здороваемся с вами!»( 5-5-4-3-2-1-1 ступени)
Муз. рук.:
Ребята, а вы рады видеть друг друга?
Я думаю, что да ведь вы друзья!
Тогда наша игра "Здравствуй, друг" для вас.
Проводится песня-игра «Здравствуй, друг!»)
Вступление и проигрыш:
Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
1 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу.
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга.
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу.
Посмотри-ка ты вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне только улыбнись! Улыбаются, друг другу.
Крепко обнимись! Обнимаются.
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
повторить 3раза
Зашагали ножки прямо по дорожке.
По дорожке дети шли и на стульчики пришли.
По окончании игры дети присаживаются на стульчики.
Муз. рук.:
Ребята, посмотрите, какая маленькая шкатулочка у меня!
Вам нравится!
Дети: Да.
Муз. рук.:
Мне тоже, открою - ка я её, посмотрю, что же внутри!
(Муз.рук. открывает, играет музыка)
Муз. рук.:
Какая легкая музыка звучит, в шкатулочке что-то лежит!
(Достаёт скрипичный ключ)
Муз. рук.:
Что это за ключик, ребят
Дети:
Скрипичный ключик.
Муз.рук.:
Ребята, так если это ключик, значит я могу им что-то открыть, например вот эту коробочку, которую нам прислала королева Музыки.
Что нарисовано на коробочке?
Дети:
Ноты, скрипичный ключик, солнышко.
Муз. рук.:
Правильно, наверное, это непростая коробочка, а музыкальная шкатулка.
Надо скорей её открыть.
(Муз. рук. скрипичным ключом открывает коробочку).
Муз. рук.:(достаёт солнышко)
Ой, что это , ребята?
Дети:
Это солнышко.
Муз.рук.: (Солнышко в руках м. р. говорит)
Да, я солнышко. но не простое, а музыкальное.
Я люблю петь и моя любимая песенка "Та-та-та".
У меня есть младший брат, и его зовут "Ти".
Он любит прыгать и петь свою любимую песенку "Ти-ти-ти".
Ребята, я предлагаю, вам спеть песенки, которые поют наши солнышки.
Когда я буду показывать большое солнышко, будем петь "Та", когда маленькое "Ти". Готовы?
Муз. рук. показывает, то большое, то маленькое солнышко.
Дети поют их песенки.
Муз. рук.:
Ребята, а вы любите играть на музыкальных инструментах?
Дети: (Ответы)
Муз. рук.:
Королева музыки нарисовала и прислала нам вот такую картинку
(показывает детям), что на ней нарисовано?
Дети: Солнышко, ноты, нотный домик (стан).
Муз. рук.:
Правильно! Солнышко, ноты, нотный стан (нотный домик).
Это потешка "Петушок".
Я вам уже рассказывала, что нотки есть...
Дети: Длинные, а есть короткие.
Муз. рук.:
Правильно, а вы заметили, если над ноткой большое солнышко, то нотка
без "хвостика", значит петь её надо долго тянуть "Та", а если маленькое,
то с "хвостиком", и петь её надо быстро, коротко "Ти".
Муз. рук.:
Я буду играть и петь, а вы повторяйте за мной и прохлопывайте
песенку в ладоши. "Ти-ти-та, ти-ти-та".
Дети подпевают за музыкальным руководителем песню на слоги.
Муз. рук.:
Но, у потешки есть и другие слова: Петушок, петушок...
(М.р. берёт в руки металлофон и исполняет потешку, дети подпевают и прохлопывают ритм).
Муз. рук.:
С потешкой мы познакомились, и сейчас я предлагаю вам взять музыкальные инструменты, у нас будет маленький оркестр, а я вашим дирижёром.
Исполняется потешка "Петушок"
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Ку-ка-ре-ку.
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки маленького Петушка.
Петушок:
Кукареку, спасибо за песенку!
Муз. рук.:
Вот видите, ребята, даже Петушку, понравился как вы играете.
Положите инструменты на место. и проходите на стульчики.
Муз. рук.:
Что же ещё нам прислала королева Музыки?
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки, 2 человечков.
Муз. рук.:
Ребята, кто это, вы не знаете?
Дети:
Мальчики.
Муз. рук.:
Да это два брата. Но почему-то у одного, какое лицо?
Дети:
Грустное.
Муз. рук.:
Да, грустное, задумчивое. А у другого?
Дети:
Веселое, радостное.
Муз. рук.:
Правильно, веселое, радостное. Я кажется знаю почему они оказались в нашей шкатулке!
Это два брата: Мажор и Минор из страны Ладии.
И я знаю сказку про них рассказать.
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные —
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую.
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся,
И все заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
Услышали про эту историю два брата из страны Ладия.
Они были такие разные. Один весёлый плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал звукам король.
- Запевать все изволь! Раз-два! Раз-два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, - Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд -
Получился ЗВУКОРЯД.
Скомандовал им Мажор:
«На тон-полутон рассчитайсь!»
Звуки быстренько рассчитались:
Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой - МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
Тон, полутон,Тон, тон, полутон. Тон, тон.
- Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин - Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появиться.
Стали звуки жить Ладно.
И песни звучали складно.
Понравилась вам сказка про двух братьев Мажора и Минора.
Давайте представим, что мы жители маленького сказочного города, которые решили устроить праздник. А помогли нам в этом празднике наши братья мажор и минор. Минор задумчивый, грустный братец, ему нравилась музыка Композитора Чайковского Времена года "Осенняя песня", ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Муз. руководитель:
Осень печальное время года, нам жалко расставаться с летом, чаще идут дожди, опадают разноцветные листья.
(Муз. рук. разбрасывает цветные платочки и приговаривает).
Листья падают летят под ногами шелестят.
Девочки гулять пойдут и листочки соберут.
Исполняется танец с цветными платочками под музыку П.И. Чайковского "Осенняя песня"
Муз. рук.:
Музыка затихала и девочки, расходились по местам.
А в это время веселый братец мажор готовил для мальчишек веселый, задорный танец. И я приглашаю наших мальчиков.
Исполняется русская народная пляска.
1.Присядка.
2. Волчок.
3. Самоварчики.
4. Выбрасывание ног вперед, из положения полусидя.
Муз. рук.:
Вот так наши плясуны и задорны и ловки.
Проходите, проходите и места свои займите.
Ребята, а музыка какого братца вам больше всего понравилась Мажора или Минора?
(Ответы детей).
Муз. рук.:
А мне кажется, что всякая музыка хороша, если относиться к ней с душой.
Но нам пора обратиться к нашей музыкальной шкатулке, что ещё положила нам королева музыки?
(Достаёт ноту). Что это?
Дети: Нота.
Муз. рук.:
Правильно нота! Без неё не будет звучать не один звук, не длинный не короткий, не грустная мелодия не веселая.
Никто не знает, когда и как появились нотки, но про это есть много историй. Одну такую сказочную историю я вам сейчас расскажу.
(Выбрав нотку ей одевают соответствующую этой нотке шапочку).
Вы знаете, что одна нотка не могла дождаться, когда паучок доплетёт свои паутинки, и стала жить на маленьком кусочке паутинки, который паучок сплёл для образца. Когда же у ноток появился свой дом – нотоносец,
она не смогла расстаться с этим маленьким кусочком. Нотка эта была очень
до-обрая.
- Как же я могу выбросить эту мою полочку – линеечку? Я с ней так подружилась! – говорила эта до-обрая нотка.
Так и не бросила, а просто поселилась вместе с ней возле нотоносца. Все нотки поняли, что она действительно очень до-обрая, и стали её называть просто До.
Есть у каждой нотки дом.
- Где живёшь ты нотка До?
- Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Давайте кА мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой доброй «До».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «До».
Муз. руководитель: Дальше события развивались стремительно. Решительно расталкивая всех
остальных, решительная нотка заняла место сразу под первой линеечкой и решительно всем объявила:
- Я вам ре-ешительно заявляю: это моё место!
И эту решительную нотку стали называть Ре.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ре-ешительной ноткой «Ре».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ре».
Муз. руководитель:
Сразу за ней, на первой линеечке примостилась очень милая нотка. Она бочком протиснулась вперёд других и ми-ило при этом извинялась:
- Ах, простите! Ах, извините!
- Какая ми-илая! – сказали остальные нотки и стали называть её Ми.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Ми».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ми».
Муз. руководитель: Четвёртая нотка, занимая место между первой и второй линейками, приговаривала:
- Фантастика! У нас есть свой дом! Это просто фантастично! Фа-антастично!
Муз. руководитель: Ребята, а как вы думаете, её звали? Конечно Фа.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет фантастической ноткой «Фа».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Фа».
Муз. руководитель: На второй линейке поселилась нотка, у которой уже было имя. Почему? Да потому, что она пересаливала все обеды, когда подходила её очередь готовить обеды для всех ноток. А когда готовили другие, она всегда говорила:
- Всё недосолено! Где соль? Дайте мне соль!
Её уже давно так и звали – Соль.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Соль».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Соль».
Муз. руководитель: И у следующей нотки, которая стала жить между второй и третьей линейками, тоже было имя. Да и как его могло не быть, если она всё время что-то напевала: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля!» Ну, угадали её имя? Правильно, это нотка Ля.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Ля».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ля».
Муз. руководитель: И только одна нотка совсем не торопилась занять место на нотоносце. Она была большая модница и часто смотрелась в зеркало. Смотрится и приговаривает:
- Си-импатичная какая! Ах, какая же я си-импатичная!
Посмотрела на нотоносец – все нотки сидят на своих местах. Заторопилась она наверх, на третью линеечку, приговаривая:
- Симпатичная, си-импатичная, си…
И чуть не упала! Ведь под ноги не смотрела! Так и осталось у неё это имя: Си.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет симпатичной ноткой «Си».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Си».
Муз. рук.:
Ребята, я хочу ещё раз представить вам наши нотки.
муз.рук.: Наша очень добрая нотка –
ребёнок: -До
муз.рук.: Самая решительная нотка –
ребёнок:Ре
муз.рук.: Миленькая нотка –
ребёнок:Ми
муз.рук.: Фантастичная нотка –
ребёнок: Фа
муз.рук.: Очень солёная –
ребёнок: Соль
муз.рук.: Певучая нотка –
ребёнок: Ля
муз.рук.: Симпатичная –
ребёнок: Си
(Весь рассказ м.р. сопровождает показом: на фланелеграфе, на
нотоносце прикрепляет нотки, о которых идёт речь.)
Муз. рук.:
Нотки все подряд стоят
Познакомить нас хотят.
Ну-ка, нотки запоём,
Песенку от вас мы ждём.
А наши детки вам помогут.
Исполняется песня "До, ре, ми, фа, соль..."
Муз.рук.:
Ребята вам понравились путешествия по нашим сказкам? ( да)
Я вижу, что у вас отличное настроение !
Вот и подошло к концу наше знакомство с музыкальной шкатулкой.
Мы с вами познакомились с нотками давайте ещё раз повторим их: "До - ре - ми - фа - соль - ля - си", а как звали братьев из страны Звуколяндия: Минор и Мажор", вспомним какими бывают звуки: короткими и длинными. "Как звали большое солнышко "Та", маленькое "Ти". Молодцы!
Королева музыки приготовила для вас небольшие подарки.
Вы любите рисовать, разукрашивать? Королева положила в свою музыкальную шкатулку музыкальные раскраски. Принимайте подарки.
До-ре-ми-фа-соль
Слова: Зоя Петрова
Музыка: Аркадий Островский
Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок у нас не зря прошёл,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!
Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Возьмём свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"
Занятие построено на ознакомлении с нотной грамотой и формировании ладового чувства с дошкольниками старшего возраста...
Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»
Использованны разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются знания детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...
Конспект образовательной деятельности по обучению воспитанников нотной грамоте "Музыкальный теремок"
Музыкальное занятие в игровой форме, помогающее воспитанникам изучить название нот и музыкальных терминов...
Сценарий праздника для мам "Музыкальная шкатулка" подготовительная группа
Сценарий праздника для мам "Музыкальная шкатулка" подготовительная группа...
Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...
Развлечение "Музыкальная шкатулка" - старшая группа
для детей дошкольного возраста...
Развлечение "Музыкальная шкатулка" младшая группа
для детей дошкольного возраста...