Программа театральной студии "В гостях у Петрушки"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа театральной студии "В гостях у Петрушки" для детей старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа театральной студии "В гостях у Петрушки" | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»
Программа
по дополнительной платной
образовательной услуге
театральная студия «В гостях у Петрушки»
для детей старшего дошкольного возраста
(от 5 до 7 лет)
Составитель:
воспитатель
1 квалификационной категории
Рассказова Наталья Геннадьевна
г. Лангепас
2014-2015 уч. Год
Пояснительная записка
Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты.
К. С. Станиславский
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
-созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Ребенок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, активизация словаря). В таких играх ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Театр учит всех нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.
Цель:
Развитие творческой самостоятельности и активности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Знакомить с различными видами театра (бибабо, настольный кукольный театр, театр на руке, театр «живой куклы»)
2.Обучать элементам образно-выразительных средств в музыке, речи, в движении.
3.Учить распознавать эмоциональное состояние человека по его позе, жестам, мимике, голосу и т.д.
4. Учить детей приемам кукловождения.
5.Приобщать к театральной культуре.
Развивающие задачи:
1. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
2.Содействовать развитию импровизационных умений при передаче образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, их эмоциональных состояний.
3.Равивать сопереживание детей, различным эмоциональным состояниям взрослых и сверстников (радости, печали, грусти и т.д.)
4.Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5.Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности;
2.Формировать положительную «Я – концепцию» и позитивное отношение к сверстникам.
3.Воспитывать чувство ответственности, работоспособности, дисциплинированности.
Принципы построения программы:
- Систематичность;
- Активность;
- Воспитывающий характер обучения;
- Построение программного материала от простого к сложному;
- Доступность материала;
- Повторность материала;
- Совместная деятельность;
- Контролируемость.
Программа кружка: разработана на основе программы М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду».
Организация:
Программа кружка рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по 30 минут.
Количество занятий в год – 62
Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Формы работы.
- Театрализованные игры и этюды.
- Занятия в театральном кружке.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы.
- Оформление альбома о театре.
Методические приемы:
- СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, беседы,обсуждение) ;
- НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и видеофильмов, наблюдения);
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, инсценировки и драматизации, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;
- РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ).
Формы организации детей:
- Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
- Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческих способностей детей;
- обогащение их чувств, овладение способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимоподдержка;
- овладение детьми импровизационными умениями при передачи образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, эмоциональных состояний;
- овладение детьми приемами телесного выражения эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.);
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
Основной состав умений и навыков | ||
В театрально-игровой деятельности: | В художественно-речевой деятельности: | В творческой деятельности |
- виды театров; - подвижная мимика и интонация; - образное восприятие; - сценические движения; - создание композиционного построения; - импровизация образов. | - развитый артикуляционный аппарат; - знание о различных предметах и явлениях; - пересказывание строго по тексту; - развитая интонация и фразовое дыхание; - различные темпы речи; - смена силы звука речи. | - самостоятельный подбор движений для передачи образа; - активное использование мимики, жестов; - самостоятельность, инициатива в танцевальной, вокальной, образно-игровой, речевой деятельности. |
Технология проведения
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики.
Занятия строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаются:
- игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
- театральная игра (игра-драматизация, игра-спектакль);
- театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- занятия по основам актерского мастерства, культуре и технике речи;
- театральная азбука (основы театральной культуры);
- самостоятельная театрально-игровая деятельность;
- изготовлением атрибутики;
- работа над спектаклем.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- самостоятельные творческие игры;
- концерты;
- театральные постановки;
- диагностирование
Диагностика предусматривает выявление знаний детей по семи разделам:
1.Основы театральной культуры;
2.Речевая культура;
3. Эмоционально-образное развитие;
4.Навыки кукловождения;
5.Музыкальное развитие;
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности
7. Основы коллективной творческой деятельности
Первое отслеживание знаний детей проводится в начале учебного года
по 3-х бальной системе:
1 балл — умения не проявляются;
2 балла — знания недостаточны;
3 балла — знания представлены в полном объеме.
Список литературы
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
- Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
- Щёткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой, — Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2004.
Средства:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
- Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;
- Литературные произведения, иллюстрации.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 5-7 лет
2014 – 2015 учебный год
1. Основы театральной культуры | |||
| Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Перспективный тематический план
ОКТЯБРЬ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | «Наш Петрушка опять очень рад встречать ребят» Игра «Назови свое имя ласково». Просмотр презентации «В гостях у озорника - Петрушки», «Сказочные загадки». | Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Учить детей фантазировать и импровизировать. | |
«Добро пожаловать в театр» Просмотр презентации «Как вести себя в театре» Игра презентация «Правила поведения в театре» С/р игра «Театр» | Продолжать формировать представления детей о театре. Приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров. Научить правилам поведения в театре. | ||
2н | Диагностика театрализованной деятельности | Определить уровень развития творческих способностей детей. | |
Мастерская Петрушки. Изготовление кукол теневого театра по сказкам «Колобок», «Курочка ряба» | |||
3н | Мастерская Петрушки. Изготовление кукол теневого театра по сказкам «Репка», «Теремок». | Развивать практические навыки самостоятельного изготовления кукол теневого театра. | |
«Театр теней» Показ сказок «Колобок», «Курочка ряба». | Продолжать развивать умения использовать куклы теневого театра в разыгрывании сценок по знакомым сказкам. Поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. | ||
4н | «Театр теней» Показ сказок «Репка», «Теремок». | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение. | |
Сочиняем сказку сами | Развивать фантазию, умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
НОЯБРЬ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Театральная игра «У оленя дом большой» | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | |
«Попробуем измениться» Игра «Назови ласково соседа». Творческое задание. Пантомимические загадки и упражнения. | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. | ||
2н | «Игровой урок» Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей «жест», «мимика». | |
«Одну простую сказку хотим мы показать» Пантомимическая игра Творческая игра «Что это за сказка?» | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | ||
3н | С\р игра «Кто работает в театре?» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор. Воспитывать желание узнать новое. | |
Знакомство с авторской сказкой «Кукольная история» Чтение сценария сказки . Беседа о прочитанной сказке. | Учить детей внимательно следить за сюжетной линией в сказке. Развивать умение у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. | ||
4н | Мастерская Петрушки. Изготовление атрибутов к сказке «Кукольная история». | Развивать творческую активность, коллективизм, практические навыки самостоятельного изготовления атрибутов к сказке. | |
«Кукольная история» Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Распределение ролей. | Объяснить значение слова событие и продолжить работу над сказкой обращая внимание на элементы актерской игры: внимание, общение, наблюдательность. Совершенствование техники речи – правильная артикуляция гласных и согласных. |
ДЕКАБРЬ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Репетиция сказки «Кукольная история» Упражнение на дыхание, на артикуляцию, работа со скороговорками. Репетиция события «Волшебная ночь». | Обратить внимание на элементы общения, приспособление и на произношение новых слов. | |
«Учимся говорить по-разному» Вводная беседа. Объяснение понятия «интонация». Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. | Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | ||
2н | Репетиция сказки «Кукольная история» Работа над дикцией. Репетиция диалога игрушек с говорящим котом. | Развивать творческую активность, коллективизм, практические навыки самостоятельного изготовления атрибутов к сказке. | |
«Учимся четко говорить» Погружение в сказочную ситуацию. Введение понятия «скороговорка». Игра-упражнение «Едем на паровозе». | С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок. | ||
3н | «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» Погружение в сказочную атмосферу. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов ». Придумывание рифмующихся слов. | Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма». | |
Репетиция спектакля «Кукольная история» Генеральная репетиция спектакля с использованием музыки, костюмов, реквизита, декорации. | Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах, верное передача характера персонажей. | ||
4н | Ритмопластика. Игра «Принцесса», «Баба-Яга» Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей: «Принцесса», «Баба-Яга» | Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение понимать характер и настроение музыки. | |
Показ спектакля «Кукольная история» | Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности |
ЯНВАРЬ (6 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
3н | «Рассказываем про любимые игры и сказки» Рассказы детей по ассоциациям. | Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | |
4н | Музыкальные игры «Танец червячков», «Пяточка носочек», «У жирафа пятна». | Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ. Совершенстве умение ориентироваться в пространстве. | |
Знакомство со сценарием кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей» | Обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. | ||
5н | «Наши эмоции» Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Упражнение «Изобрази эмоцию». Практическое задание. Обсуждение. | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли | |
Репетиция кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей» | Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах. Совершенствование воображения, фантазии. Развивать дикцию. |
ФЕВРАЛЬ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Культура и техника речи Упражнение на дыхание «Спать хочется» Работа над пословицами и поговорками. | Продолжить совершенствовать речевой аппарат, учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, cсердито. | |
Репетиция кукольного спектакля «Цыпленок Дорофей» | Продолжать развивать умения использовать куклы бибабо в разыгрывании сценок. Формировать интонационную выразительность речи. Вызывать желание участвовать в спектакле. | ||
2н | Мастерская Петрушки. Изготовление атрибутов и афиши к сказке «Цыпленок Дорофей» | Приучать детей к активному участию в подготовке и проведению спектакля, в изготовлении атрибутов. | |
Кукольный спектакль «Цыпленок Дорофей» | Воспитывать эмоционально-положительное отношение к участию в спектакле. | ||
3н | Знакомство со сказкой посвященной празднику 8 марта «Побеждает дружба» Чтение сценария сказки . Беседа о прочитанной сказке. | Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. | |
Репетиция сказки «Побеждает дружба» Распределение ролей Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения. | Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. | ||
4н | Ритмопластика Разминочные упражнения. Упражнения на внимание и координацию. | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | |
Репетиция сказки «Побеждает дружба». Работа над дыханием, артикуляцией. Работа над голосом. | Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах. Совершенствование воображения, фантазии. Развивать дикцию. |
МАРТ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Генеральная репетиция спектакля «Побеждает дружба» Изготовление атрибутов к сказке. | Создать положительный эмоциональный настрой. Приучать детей к активному участию в подготовке к спектаклю, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. | |
Спектакль для мам, посвященный 8 Марта «Побеждает дружба». | Совершенствовать исполнительские умения. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми. Воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. | ||
2н | Самостоятельная театральная деятельность | Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев. Совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики. Воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям. | |
«Друг всегда придет на помощь» Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта. Игра-загадка «Зеркало». | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. | ||
3н | Театральная игра «Одно и то же по-разному». | Развитие воображения и фантазии. Сохранить детскую наивность, непосредственность, веру в себя. | |
«Друг всегда придет на помощь» Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта. | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. | ||
4н | Разработка вместе с детьми сценария праздника юмора и смеха «Весенний переполох». | Развивать творческую активность, умение выбирать интересные конкурсы и игры к празднику. | |
Подготовка к празднику юмора и смеха «Весенний переполох» Распределение ролей к юмористическим мини-спектаклям. | Учить детей понимать юмор. Совершенствовать умение детей передавать образы героев. |
АПРЕЛЬ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Праздник юмора и смеха «Весенний переполох» | Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей. Воспитывать желание доставлять радость своим творчеством. | |
Ритмопластика Разминочные упражнения. Упражнения на внимание и координацию. | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | ||
2н | Знакомство со сценарием сказки по ЗОЖ «Как медведь трубку курил». | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | |
Репетиция сказки «Как медведь трубку курил». Распределение ролей. Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения. | Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ. | ||
3н | Мастерская Петрушки (вместе с родителями). Изготовление кукол для театра с «живой рукой» и декораций к сказке «Как медведь трубку курил». | Развивать совместное творчество детей и родителей в процессе изготовления кукол для театра с «живой рукой» и декораций для спектакля. | |
Репетиция сказки «Как медведь трубку курил». Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. | Определить готовность детей к показу сказки. Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Совершенствовать выразительность движений. | ||
4н | Мастерская Петрушки Изготовление афиши к спектаклю «Как медведь трубку курил». | Развивать умение детей самостоятельно изготавливать афишу к сказке. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, творчество и фантазию. | |
Показ спектакля «Как медведь трубку курил». | Совершенствовать исполнительские умения. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями. |
МАЙ (8 занятий)
Неделя месяца | Тема, основной компонент занятия | Задачи | |
1н | Знакомство со сценарием спектакля «Буратино». Распределение ролей. Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения. | Формировать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Поощрять стремление активно участвовать в спектакле. Воспитывать навыки театральной культуры. | |
Репетиция спектакля «Буратино». Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. | Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру). Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия. | ||
2н | Культура и техника речи. Скороговорки. Произношение скороговорок. Отработка диалогов к спектаклю «Буратино». | Формирование правильного произношения, артикуляции. Учить быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | |
Мастерская Петрушки Изготовление афиши и декораций к спектаклю «Буратино». | Закреплять умение детей самостоятельно изготавливать афишу к спектаклю. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимание, творчество и фантазию. | ||
3н | Репетиция спектакля «Буратино». Работа над дыханием, артикуляцией. Работа над голосом. | Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств. | |
Показ спектакля для детей старших и подготовительных групп «Буратино» | Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. | ||
4н | Театральный КВН с участием родителей | Закрепить знание детей об истории возникновения театра, о внутренней обстановке театра, о театральных профессиях. Продолжать развивать мышление, внимание, память. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при инсценировке отрывков из сказок. Воспитывать чувство коллективизма; умение договариваться с товарищами, радоваться общим достижением и результатом. | |
Диагностика театрализованной деятельности | Определить уровень развития творческих способностей детей. |
Всего: 62 ч
План работы с родителями
месяц | Форма работы |
октябрь | Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» |
ноябрь | Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр» |
декабрь | Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки» Показ кукольного театра «Теремок» с привлечением родителей |
январь | Творческая мастерская «Волшебные превращения в мастерской Петрушки» (изготовление совместно с детьми, декораций, кукол для театра). |
февраль | Папка-передвижка для родителей «Театр на кухне» Индивидуальные консультации по вопросам художественно эстетического воспитания детей. |
март | Привлечение родителей к участию в театральном неделе. |
апрель | Оформление фотовыставки «Мы – артисты» Творческая мастерская «Волшебные превращения в мастерской Петрушки» |
май | День открытых дверей для родителей «Театральный КВН». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
дополнительная образовательная программа театральной студии«в гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 5-7 лет...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста
Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...
Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2018 – 2019 учебный год
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, разви...
Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2019 – 2020 учебный год
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развив...
Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей 2 младшей группы на 2022 – 2023 учебный год
Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям пере...