Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.
статья на тему
Сформированность познавательной мотивации включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенствованию. Этот факт лишний раз подтверждает, что познавательная мотивация является одним из важнейших компонентов психологической готовности к школьному обучению и должна формироваться с дошкольного возраста как наиболее сензитивного для ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muratshina.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем педагогической психологии. От её решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д.Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучению К.Д.Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «Выговор слов».
Теме готовности ребенка к школе были посвящены труды основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, Л.И. Бажович, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера и А.Л. Венгера.
Позиции большинства из них сходятся в следующем: основной причиной не готовности ребенка к школе является низкий уровень функциональной готовности («школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения.
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом:
- Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
- Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие мотивационной готовности к школе, а также проблемы в развитии произвольности функции, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.
- Низкий уровень социальной зрелости, т.е. несформированность «Внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения).
Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке:
- Социально-коммуникативный;
- Мотивационно - потребностный;
- Произвольная регуляция собственной деятельности;
- Интеллектуальный;
- Речевой.
Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Есть основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Этот так называемый, сензитиный период (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И.Божович) в развитии старшего дошкольника необходимо использовать для формирования у него предпосылок учебной деятельности.
Л.С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития познавательных процессов, наиболее значимыми из которых являются: дифференцированное восприятие, развитие произвольного внимания, произвольная и непроизвольная память, развитие творческого воображения, наглядно-образное мышление, речевая готовность.
Эльконин Д.Б. и Давыдов В.В. выделили четыре линии развития дошкольника, определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:
- Линия формирования произвольного поведения;
- Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
- Линия перехода от эгоцентризма к децентрации;
- Линия мотивационной готовности к учению.
Уже на пятой недели жизни у ребенка возникает потребность во внешних впечатлениях, появление которой знаменует собой переход от новорожденности к младенческому возрасту. Новая потребность существенно отличается от появившихся ранее простых органических потребностей – в пище и тепле. Если движущей силой последних является в большей мере стремление преодолеть отрицательный эмоции, то в основе новой потребности лежит положительная эмоция – элементарная радость познания. Поэтому данная потребность относится к категории базальных. Если потребность в пищи по мере насыщения теряет свою побудительную силу, то новые впечатления не только вызывают все новые положительные эмоции, но и развивают любознательность. Если в дошкольном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в себе, в своих возможностях и способностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо больших душевных и физических затрат.
Предпосылки учебной деятельности в виде познавательных интересов возникают у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития сюжетной игры, внутри которой интенсивно формируются воображения и символическая функция. Выполнение ребенком достаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, а взрослых людях, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию. Сюжетно-ролевая игра способствует возникновению у ребенка познавательных интересов, однако сама по себе она полностью удовлетворить свои познавательные интересы и потребности путем общения со взрослыми (в том числе и на занятиях), путем наблюдения за окружающим их миром, черпая различные сведения из доступных им книг, журналов и телевидения. Степень выраженности этой потребности зависит от условий, в которых развивался ребенок: если взрослые не стимулировали его познавательный интерес, то он постепенно угасал, и «наоборот». В качестве примера случай из практики: на занятии в детском саду шла речь о происхождении фамилий. Этимологию таких фамилий, как Анисимов, Фролова, Колесникова, Чеснокова, Музыкантов дети выявили достаточно легко, но определение происхождения многих других фамилий вызвало затруднения. Домашнее задание звучало так: «Ребята, попросите пожалуйста, папу или маму помочь вам узнать историю происхождения своей фамилии, на следующем занятии нам всем будет интересно узнать об этом». На очередном занятии трое ответили, что маме с папой было некогда с ним разговаривать, четверо детей сказали, что папа с мамой сами не знают, откуда произошла их фамилия, трое детей с видимым желанием и гордостью поделились тем, что узнали от своих родителей. Одна из воспитанниц Л.Новикова, узнала от папы, что в эпоху Петра 1 молодые дворяне, начинавшие службу при дворе без определенной должности, назывались «новиками». С тех времен берет свое начало знаменитый род Новиковых. Фамилия эта очень распространенная, и, возможно, они являются потомками одной из ветвей этого именитого рода. Увидев искреннюю заинтересованность дочери и желание узнать как можно больше о своих далеких предках, папа посоветовал поискать информацию о них в биографических справочниках и энциклопедиях и показал, как ими пользоваться. В результате девочка ( бегло читает с 5 лет) уже самостоятельно нашла интересные сведения о нескольких знаменитых представителях фамилии Новиковых, о чем и рассказала на занятии ребятам, которые слушали ее с видимым интересом и уважением.
В таких случаях для ребенка важно, что он смог достичь результата, и это возвышает его в собственных глазах. Так мотивом становится результат, и этот факт говорит о возникновении интереса к содержанию такого рода деятельности, которую в принципе уже можно назвать учебной.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений, и стимулирует это чувство одобрение взрослого, поощрение даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
Присущая детям дошкольного возраста любознательность не должна остаться без внимания педагогов и родителей в процессе формирования познавательной мотивации.
Учебная деятельность способствует развитию у детей ответственности, т.е. способности понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному нравственному эталону. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.
В игровой деятельности ребенок сначала эмоционально, затем интеллектуально овладевает всей системой человеческих отношений. Сформированность познавательной мотивации включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенствованию. Этот факт лишний раз подтверждает, что познавательная мотивация является одним из важнейших компонентов психологической готовности к школьному обучению и должна формироваться с дошкольного возраста как наиболее сензитивного для ее развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
О преемственности детского сада и школы....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...