Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Начальная школа начинается с предшкольного образования. Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
* координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
*обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Между нашим МДОУ «Детский сад № 103» и начальной школой № 37 уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течении года работаем по нему. Воспитатели и учителя заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе. В течении учебного года занятия в подготовительной группе посещают учителя начальной школы, анализируя знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы.
Воспитатели работают в тесном контакте с учителями начальной группы: участие в совместных педсоветах по вопросам и обучения детей; проведение родительских собраний «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе», анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», консультации и советы родителям.
В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Я веду кружок «Мокшень кяль», где дети изучают названия игрушек, посуды, овощей, фруктов, одежды на мокшанском языке. Занятия кружка проходят в игровой форме. Знания полученные в кружке «Мокшень кяль», в дальнейшем пригодятся ребенку для изучения мокшанского языка в школе.
Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же есть и проблемные дети, но их небольшой процент. С таким воспитанниками учителя знакомятся еще в детском саду. Воспитатели составляют портфолио и у учителя уже вырисовывается ясная картина на какого ребенка стоит обратить больше внимания, когда дети придут в школу.
В конце учебного года, перед выпуском в школу, проводим тестирование. И нужно отметить, что все дети показывают неплохие результаты. Главное чтобы воспитанники были всесторонне развиты.
Таким образом, новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.
Для того чтобы работа по интеграции ДОУ и школы стала более эффективной, важно отработать механизм приема детей в 1 класс и преодолеть сложившийся стереотип оценки знаний дошкольника. От малышей, поступающих в 1 класс, требуется умение читать, владеть счетными операциями, понятием состава числа, иметь достаточно большой запас сведений, знаний и, безусловно, иметь правильную, хорошо поставленную речь. Чтобы отойти от этого стереотипа, учителю, желательно, заблаговременно познакомиться с будущими учениками, изучить их социально-психологические особенности, характер их поведения и общения, коммуникативных навыков, а также уровень развития воображения, мыслительной деятельности, памяти, речи.
Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе.
Литература
1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс - минус. - 2012. - № 2. - С. 2-3.
2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
3. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за шко...