Педагогический проект "Взаимодействие педагога с детьми в процессе развития связной речи при ознакомлении с окружающей природой в условиях ДОУ"
проект на тему
В проекте говорится об ознакомлении с природой как одном из средств, которое способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В проекте даны модели взаимодействия педагога с детьми и педагога с родителями по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt.docx | 85.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Региональная система повышения квалификации
ГАОУ СПО МР «Губернский профессиональный колледж»
Практико-значимый проект
Тема: «Взаимодействие педагога с детьми в процессе развития связной речи при ознакомлении с окружающей природой в условиях ДОУ»
по курсу кафедрального учебного модуля «Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ».
Выполнила: слушатель КПК
Букина Галина Викторовна, воспитатель
МДОУ детский сад №26 «Солнышко», г. Серпухов
Научный руководитель проекта:
к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна
Серпухов, 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
I. Основная часть. Теоретическое обоснование процесса развития связной речи у старших дошкольников при ознакомлении с окружающей природой.
1.1. Теоретическая значимость процесса развития связной речи у старших дошкольников при ознакомлении с окружающей природой………………...5-6
II. Практическая часть…………………………………………………………..7-9
2.1. Конспект НОД……………………………………………………………10-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Приложения……………………………………………………………………...16
Презентация
Введение
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач, одна из которых – развитие связной речи у детей.
Развитие связной речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Оно является необходимым условием успешности обучения ребёнка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументированно и логично излагать свои собственные суждения. Его речь отличается достоверностью, последовательностью, чёткостью, выразительностью. Он успешно адаптируется в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у старших дошкольников можно развить связную речь.
В качестве средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста мы использовали ознакомление детей с природой. Так как природа оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный 1год.
Цель: развитие связной речи у старших дошкольников при ознакомлении с окружающей природой.
Задачи проекта:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме проекта;
2. Создать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной темой;
4. Создать благоприятные условия для познавательной деятельности и развития связной речи у детей;
5. Разработать технологию по взаимодействию с детьми и родителями по теме проекта;
6. Проанализировать результат и перспективность влияния ознакомления с
окружающей природой на развитие связной речи у старших дошкольников.
Практическая значимость.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги,
родители.
Данный проект применялся с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Работа по взаимодействию педагога с детьми в процессе развития связной речи при ознакомлении с окружающей природой дала положительные результаты: у детей развилась связная речь, образность мышления, любознательность.
Проект может быть использован педагогами дошкольного образования в ДОУ.
I. Основная часть. Теоретическое обоснование процесса развития связной речи у старших дошкольников при ознакомлении с окружающей природой.
1.1.Теоретическая значимость процесса развития связной речи у старших дошкольников при ознакомлении с окружающей природой.
В последние годы остро встал вопрос о пересмотре процесса обучения, необходимости серьёзно заняться проблемой оздоровления подрастающего поколения, внедрять в практику технологии, позволяющие психомоторное раскрепощение, данное природой, и как можно большее использование последней в обучении детей.
Подчёркивая значение природосообразности в процессе обучения детей, выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе.
Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребёнок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой…. Вот почему надо укреплять умственные силы ребёнка среди природы – это требование естественных закономерностей развития детского организма».
«Выработка способности мышления возможна лишь посредством обучения наблюдению и языку в неразрывном единении», - пишет Е.И. Тихеева.
Наблюдение – один из путей всякого познания – должно быть основой для осуществления программы по языку в детском саду.
Научить ребёнка видеть, наблюдать – это значит обеспечить содержание его речи.
К.Д. Ушинский также считал логику природы самой доступной и полезной для ребёнка. Он отводил особую роль в развитии связной речи природе.
По этому поводу педагог говорил, что непосредственное наблюдение окружающей природы составляет те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит её логичность, истина самого слова; из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования.
Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.
Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументированно, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, последовательность, чёткость, выразительность.
II. Практическая часть.
Цель нашей работы: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать умение поддерживать беседу;
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать монологическую форму речи.
- Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.
- Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием.
- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
Модель интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное Речевое
развитие развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Модель взаимодействия педагога с детьми
Модель взаимодействия педагога с родителями
Конспект НОД
Тема: «Кто как к зиме готовится»
Возрастная группа: подготовительная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Познание»: 1. Расширять представления детей о жизни диких животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательный опыт. Выяснить с помощью опыта, как маскируются животные.
3. Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1.Развивать способности вступать в общение и поддерживать его.
2.Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Образовательная область «Развитие речи»:
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1.Развивать умение закрашивать силуэты предметов карандашами, проводя штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи, не выходя за пределы контура.
Словарная работа: лесник, маскирующая окраска, подшёрсток, хищник.
Оборудование: мультимедийная установка, белый лист бумаги, картинки с разными видами леса (осенний, зимний), силуэты белого и серого зайца, рыжей и серой белки, силуэты разной детской одежды для раскрашивания, силуэты кукол, цветные карандаши, картинки для экологической игры «Цепи питания», рюкзак, аптечка, бутылочка с водой, верёвка, сухарики, кусок ткани.
Ход НОД
Открытый вход в деятельность.
К детям «прилетает» сорока и приглашает в осенний лес, т.к. там происходят чудеса.
Собираясь в лес, воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном и предлагает одеться по погоде. Проводится дидактическая игра «Идём в лес, как одеться по погоде?». На столах у детей лежат силуэты мальчиков и девочек, наборы вырезанной одежды: зимней, осенней, летней. Дети подбирают соответствующую одежду, ориентируясь на погоду за окном, раскрашивают её, надевают на силуэты кукол.
После этого дети объясняют целесообразность одежды, которую они выбрали для похода в лес.
Далее воспитатель предлагает собрать в рюкзак всё необходимое, что понадобится в лесу. Проводится дидактическая игра «В лес пойдём, только нужное возьмём». Дети на столе выбирают необходимые предметы и складывают в рюкзачок: аптечку, воду, верёвку, сухарики, кусок ткани, поясняя целесообразность своего выбора.
Воспитатель повторяет с детьми правила поведения в лесу.
Далее дети приглашаются в виртуальный лес (используется мультимедийное оборудование, картина осеннего леса).
Воспитатель ведёт беседу:
-Вот мы и оказались в осеннем лесу. Как здесь легко дышится!
-Почему? (Ответы детей).
-Ребята, а почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не кружат над головой? (Ответы детей).
Раньше, в тёплое время года, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они подготовились к зиме? (Ответы детей)
- Почему в лесу так тихо? Не слышно голосов птиц? (Ответы детей.)
Какие птицы остались в лесу? (Дети рассказывают о дятле и клесте.)
Ой, кто-то здесь посапывает. Как вы думаете, кто это?
-Как подготовился медведь к зиме?
-Давайте посмотрим, как устроена его берлога.
А здесь под сухими листиками в маленькой норке тоже кто-то спит.
-Как вы думаете, кто это? (Здесь спит ёжик).
-А почему медведь и ёж впали в спячку? (Ёж и медведь впали в спячку, потому что с приходом холодов не стало для них еды: пропали насекомые, спрятались лягушки и ужи, нет сладких ягод).
Посмотрите, чей это рыжий хвост промелькнул среди деревьев?
-Как вы думаете, за кем лиса гонится? (Лиса гонится за зайцем).
А вот на лесной поляне появился волк. Он, наверное, отбился от стаи.
-Как охотятся волки? (Волки охотятся стаями)
-На кого они могут напасть в лесу? (На зайца, оленя, лося, кабана).
-Лиса и волк-это хищники, которые поедают других животных. Им не надо впадать в спячку, так как у них есть еда. Всю зиму они будут охотиться.
-Дети, а вы заметили сухие грибочки на веточках деревьев. Кто их сюда нанизал? (Белочка)
Белочка очень хозяйственная. Она тоже подготовилась к зиме (высушила грибочки, собрала шишки, орехи и жёлуди-зимой всё пригодится.) Белочка-грызун.
- Кто ещё из лесных зверей грызун? (Заяц. Осенью и зимой он грызёт молодую кору деревьев, молодые веточки).
Всем этим животным щедрая осень «раздаривает» тёплые пушистые красивые шубки.
-Что вырастает у них под шерстью? (Подшёрсток)
В таких тёплых шубах можно пережить сильные морозы.
-Дети, а у каких зверей изменяется к зиме цвет шёрстки? (У белочки, у зайца-беляка).
Такая окраска называется маскирующей. Животные меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников.
Физминутка
Проводится опыт «Как маскируются животные»
На мольберте располагается белый лист бумаги и лист с изображённым на нём летним (осенним) лесом. На этих листах поочерёдно располагаются силуэты зайца с белой и серой шёрсткой, силуэты белочки с рыжей и серой шёрсткой.
Дети видят, как изменившаяся окраска шерсти помогает зверям стать незаметной на фоне снега или деревьев. Дети делают выводы.
Ребята, а кто может помочь лесным жителям легче пережить холодную зиму? (Лесник).
Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.
Далее дети возвращаются из леса в детский сад. Садятся за столы.
Проводится экологическая игра «Пищевые цепочки в лесу».
На столах лежат карточки с изображением растений и животных. Воспитатель предлагает детям выложить пищевые цепочки:
Растения - гусеница – птицы;
Растения - мышка – сова;
Растения - заяц – лиса;
Насекомые – ежи;
Грибы - белки – куницы;
Лесные злаки - лось – медведь;
Молодые побеги - лось – медведь;
Открытый выход из деятельности.
-Дети, где вы сегодня были?
-Что же происходит в лесу осенью?
Заключение
Практика показала, что взаимодействие педагога со старшими дошкольниками в процессе развития связной речи при ознакомлении с окружающей природой способствовало развитию связности речи, образности мышления, духовно-нравственному развитию детей.
Природа служит могучим, действенным средством не только умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.
В посвящённых развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой,
А.П. Усовой, О.И. Соловьёвой и других учёных отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях, а также в процессе повседневной жизни.
Список литературы
1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. [Текст]/ Т.П. Колодяжная. -М., 2009г.
2. Поваляева, М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой.
[Текст]/М.А. Поваляева. -Ростов-на-Дону., 2002г.
3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст]/
П.Г. Саморукова. -М.,1978г.
4. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. [Текст]/
Ф.А. Сохин. - М.,1984г.
5.Федоренко, Л.П., Фомичёва, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст]/Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М., 1977г.
Приложение
Дидактические игры на развитие речи для старших дошкольников
Магазин «Фрукты-ягоды»
ЦЕЛЬ: развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами: фрукты, ягоды.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки (или муляжи) с изображением фруктов и ягод. ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Необходимо так описать картинку, чтобы «продавец» понял, что конкретно задумано купить.
- «Продавец», продавая фрукты и ягоды, отдаёт картинку только тому, кто правильно выполнил задание.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Дети выбирают «продавца». «Покупатель» подходит к столу, на котором разложены картинки (или муляжи). Не называя, он описывает фрукты или ягоды, которые хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, чёрного и тёмно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод получается вкусная начинка к пирогам и кисель» (Черника).
ЦЕЛЬ: уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать их по этому признаку; развивать речь, внимание, память. Активизировать предметный и глагольный словарь по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ: 3 квадрата разного цвета, картинки с изображением животных, различающихся по способу передвижения.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
1.Дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.
2.Выигрывает звено, которое быстрее выполнило задание, правильно назвало изображённых животных, птиц, насекомых и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Дети выбирают трёх звеньевых, которым воспитатель даёт по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета (у кого какой квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздаёт картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто летает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, белый квадрат; с изображением тех, кто прыгает,- вокруг звеньевого с зелёным квадратом; тех, кто плавает,- вокруг звеньевого с синим квадратом.
Игра может быть усложнена:
- включены новые задания: «Кто ползает, бегает?»;
- увеличено количество картинок.
Опиши, я отгадаю
ЦЕЛЬ: учить детей выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Обогащать речь детей прилагательными.
ОБОРУДОВАНИЕ: овощи и фрукты.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Нельзя называть то, что описывают.
- Отвечать на вопросы воспитателя чётко и правильно.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Воспитатель говорит детям: «Из овощей (фруктов),' что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определённой последовательности: «Какой овощ по форме? Везде круглый? Ямки есть? Какого цвета? Мягкий или твердый? Гладкий или шершавый? Какой на вкус?»» И т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей описывать комнатные растения, называя характерные признаки, и находить их по описанию. Ввести в активный словарь названия растений фикус, хлорофитум (травка), аспарагус (ёлочка), бальзамин (Ванька мокрый), фиалка.
ОБОРУДОВАНИЕ. Фикус, аспарагус, бальзамин, узамбарская фиалка.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Надо описать растение, не называя его.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ. Воспитатель даёт образец описания растения. Затем один ребёнок выходит за дверь. Он - водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.
ЦЕЛЬ: закреплять названия комнатных растений, полевых и садовых цветов. Упражнять в нахождении растений по названию.
ОБОРУДОВАНИЕ. Знакомые детям комнатные растения, полевые и садовые цветы.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
1.Покупатель должен назвать растение, но не показывать его.
2.Продавец находит растение по названию.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ. Один ребёнок - продавец, остальные - покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдаёт покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.
Весной, летом, осенью
ЦЕЛЬ: уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан- весной; золотой шар, астры- осенью и т.д.); учить детей классифицировать растения по этому признаку, развивать память, сообразительность. Ввести в активный словарь детей названия цветов. Упражнять в использовании в речи сложно - подчинённых предложений.
ОБОРУДОВАНИЕ: 3 большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Выигрывает тот, кто правильно и быстрее остальных детей отберёт все свои картинки.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Играют несколько человек. У каждого большая картинка с изображением определённого времени года. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет цветущее растение, изображенное на ней. Эту картинку берёт тот, у кого есть соответствующая большая, и объясняет свой выбор: «Я взял(ла) картинку с нарциссами, потому что у меня на большой картинке изображена весна».
Что сначала, что потом?
ЦЕЛЬ: учить детей связно рассказывать о последовательности протекания сезонов (или последовательности развития отдельного растения, животного); развивать внимание, быстроту мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых изображены этапы развития земляники, одуванчика, курицы и петуха, синицы; времена года.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Разложить картинки в определённой последовательности (от начала развития растения или животного до конца).
- Связно рассказать о последовательности развития по картинкам.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру, объясняет её правила. Берёт картинки, на которых изображены этапы развития синицы, раскладывает их в определённой последовательности и даёт образец рассказа: «Сначала синицы (мама и папа) делают гнездо, а затем синица-мама откладывает туда яйца и высиживает их. Из яиц вылупляются желторотые птенцы. Синицы (мама и папа) кормят их, и птенцы растут и превращаются в больших синиц».
ЦЕЛЬ: учить детей сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображёнными на них четырьмя предметами.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Дети должны назвать лишний предмет и объяснить, почему, он лишний. УСЛОЖНЕНИЕ. Побеждает тот, кто быстрее найдёт лишний предмет. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Воспитатель показывает ребёнку (детям) карточку и предлагает найти предмет, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА: «Медведь лишний, потому что это - лесной зверь, а кошка, собака и корова - домашние животные».
ЦЕЛЬ ИГРЫ: уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать речь, внимание, сообразительность, вербальную память.
Ввести в активный словарь детей названия овощей, фруктов, луговых, полевых, лесных растений.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Ребёнок, возвращая мяч, называет соответствующее по смыслу слово: сад- яблоки, огород -огурцы, луг - ромашки, поле- пшеница, лес - грибы и т.д.
Другой вариант этой игры (игра с картинками) - по типу лото. Играют несколько человек. У каждого ребёнка большая картинка, на которой нарисован, например, огород или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображённое на ней. Эту картинку берёт тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других отберёт все свои картинки.
Круглый год
ЦЕЛЬ: совершенствовать диалогическую речь детей; учить описывать словами (по представлению) картины времён года.
ОБОРУДОВАНИЕ: квадрат с четырьмя секторами, в каждом из которых схематично нарисовано одно время года, фишки.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Внимательно рассмотреть картинки, определить по ним времена года.
- Назвать краски, которые надо было использовать, изображая лето, осень, зиму, весну.
- Нарисовать словами свою картину любого времени года.
- Побеждает тот, кто наберёт большее количество фишек.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, на которых схематично нарисовано четыре времени года. Дети определяют, какое время года изображено на каждой из них.
Воспитатель. Что вам помогло найти правильный ответ?
- Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили?
За правильные ответы дети получают фишки.
Воспитатель. У художника было только две краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну?
Нарисуй словами свои картинки любого времени года.
Времена года
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей описывать словами приметы времён года, опираясь на ранее полученные знания.
ОБОРУДОВАНИЕ: 4 шапочки-ободка для Зимы, Весны, Лета и Осени (ободки с белым, зелёным, красным, жёлтым кругами).
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Правильно описать приметы выбранного времени года.
- Если ребёнок ошибся, то он перестаёт быть данным временем года. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет время года, например, «Весна». Дети смотрят друг на друга и говорят:
«Ну-ка, весна, в круг выходи
О себе нам расскажи»
Входит в круг ребёнок с зелёным кружком на ободке и рассказывает об этом времени года: «Весной день удлиняется, ночь укорачивается. Солнце греет сильнее. Тает снег, лёд, вскрываются реки, начинается ледоход, бегут ручьи, оттаивает земля. Набухают почки на деревьях и кустах, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляются насекомые, больше становится птиц, они вьют гнёзда».
После рассказа остальные дети могут задавать Временам года вопросы, если они забыли о чём-то рассказать.
Дополнительные вопросы к Весне:
А где быстрее начинает расти трава и цветы, на солнечных или теневых местах?
- Какие птицы прилетают весной?
Когда это бывает?
ЦЕЛЬ ИГРЫ: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; учить самостоятельно(по плану и образцу) составлять небольшие рассказы по картинкам; развивать внимание, быстроту мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ :4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, 4 квадрата разного цвета.
ПРАВИЛО ИГРЫ.
За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Предлагается устроить выставку картин на тему «Зима-лето», «Весна-осень», «Зима-весна», «Лето-осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки); не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ.
Всем играющим воспитатель раздаёт по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определённое время года, например жёлтый - осень, белый или голубой- зима, зелёный - весна, красный - лето.
Воспитатель (или ребёнок) поднимает картинку с изображением какого - либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (жёлтый).
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей описывать предметы и узнавать их по описанию. Активизировать в речи существительные, обозначающие названия овощей и фруктов, прилагательные, обозначающие их признаки.
ОБОРУДОВАНИЕ. Посылка с бумажными пакетами, в которых лежат фрукты и овощи.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Дать описание предмета по предложенному воспитателем плану: сначала
рассказать о форме, потом о цвете, вкусе, об особенностях поверхности, плотности, об использовании человеком.
- Рассказать о том, что ты получил, нужно, не называя предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принёс посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог даёт нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались».
Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол.
В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, кисло - сладкое, сладкое и т.д.)
ЦЕЛЬ: учить детей группировать растения по месту произрастания (лесные, полевые, садовые цветы, комнатные растения), описывать их внешний вид; совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с прилагательными.
ОБОРУДОВАНИЕ. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
- Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растёт цветок.
- Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдаёт покупку.
ЦЕЛЬ: продолжать учить описывать деревья и находить их по описанию. Ввести в активный словарь названия деревьев.
ПРАВИЛО ИГРЫ. Называть дерево можно только после описания.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, всё расскажем мы о нём». Затем один из них даёт описание: называет цвет ствола, его высоту, толщину, говорит о форме, величине листьев, плодах и семенах.
(Воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания).
ЦЕЛЬ: напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части: ствол, ветки, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
ПРАВИЛО. Собирать плоды с семенами можно только те, которые назовёт воспитатель.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, всё ли там в порядке. Остальные дети - школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моём участке растёт много дубов. Давайте наберём желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
ЦЕЛЬ: закрепить форму дательного падежа существительного по теме «Домашние и дикие животные»
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т.д.) Игрушечные животные.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Дети должны взять по одной картинке с изображением корма для животных и положить её около соответствующей игрушки и ответить на вопрос «Кому это дадим?»
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
На доске расставлены картинки с изображением корма для животных. На столе игрушечные животные.
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос «Кому это дадим?»
Сено дадим корове. Овёс? - лошади.
Яблоко? - ежу. Малину? - медведю.
Мёд?- медведю. Овощи? - свинье
Грибы? - ежу. Орехи? - белке
Молоко? - кошке. Косточку? - собаке.
Кто где живёт?
ЦЕЛЬ: закрепить форму предложного падежа существительного. ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением жилищ животных.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Детям необходимо ответить на вопрос «Кто где живёт (зимует)?» СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Предлагаю детям ответить на вопрос «Кто где живёт (зимует)?»
Лиса живёт (где?) в норе.
Медведь зимует (где?) в берлоге.
Волк живёт (где?) в логове.
Корова живёт (где?) в коровнике.
Телята живут (где?) в телятнике.
Кролики живут (где?) в крольчатнике.
Белка живёт (где?) в дупле.
Мышка живёт (где?) в норе.
ЦЕЛЬ: совершенствовать диалогическую речь, закрепить согласование прилагательного и существительного.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи овощей и фруктов.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Овощ или фрукт получит тот, кто правильно ответит на вопросы продавца. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
НЕЗНАЙКА: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.
ПРОДАВЕЦ: Вы хотели купить овощ или фрукт?
НЕЗНАЙКА: Я хотел купить фрукт.
ПРОДАВЕЦ: Какой он по цвету?
НЕЗНАЙКА: Он жёлтый.
ПРОДАВЕЦ: А какой он по форме?
НЕЗНАЙКА: Этот фрукт овальный.
ПРОДАВЕЦ: А какой он на вкус?
НЕЗНАЙКА: Этот фрукт кислый.
ПРОДАВЕЦ: Наверное, вы хотели купить лимон?
НЕЗНАЙКА: Правильно, я хотел купить лимон. Он фрукт, жёлтый, овальный, кислый.
ЦЕЛЬ: закрепить согласование прилагательного с существительным, упражнять образовании уменьшительно - ласкательных форм прилагательных.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.
Взрослый произносит начало фразы, а дети - конец.
Цветок красный, а цветочек...(красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко...(сладенькое).
Груша жёлтая, а грушка...(жёлтенькая).
Солнце тёплое, а солнышко... (тёпленькое) и т.д.
ЦЕЛЬ: упражнять детей в подборе слов - действий.
Лягушка (что делает?) квакает.
Рыба.. .плавает.
Птица.. .летает.
Конь...скачет и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету "Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи"
В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппа...
Процесс организации взаимодействия педагогов с детьми в процессе оздоровительной деятельности в ДОУ
Презентация...
Взаимодействие педагога с детьми в процессе реализации проектов "Туристическое агентство" и "Семь чудес Зеленогорска"
Взаимодействие педагога с детьми в процессе реализации проектов "Туристическое агентство" и "Семь чудес Зеленогорска"...
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой...
Контрольное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающей природой в средней группе
Контрольное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим, природой в средней группе «В поисках весеннего Солнца».Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащ...
Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.
Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...