Педагогический совет «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»
методическая разработка на тему

enlightened

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Судский  детский  сад комбинированного вида

«Теремок»

Педагогический совет №3

Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»

Январь,  2014 – 2015 учебный год


Педагогический совет №3

Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»

Цель:  повышение профессиональной компетентности и успешности педагогов  в обучении  и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.

Задачи:

1. Обобщить опыт работы МБДОУ по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития  речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников».

2. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр с детьми, способствующих речевому развитию. Дать практические рекомендации по планированию дидактических игр в работе с детьми.

3. Способствовать творческому поиску педагогов.

Предварительная работа:

  1. Презентация «Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников»

             Январь                                                                                                            Ст. воспитатель

  1. Консультация «Моделирование – эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников».

Январь                                                                                                          Учитель-логопед

  1. Тематический контроль «Использование современных технологий и методик в речевом развитии дошкольников».

Январь-февраль                                                                        Заведующий, ст. воспитатель

  1. Неделя педагогического мастерства

          «Творческий педагог – творческий ребенок»  

           (конспекты, сценарии мероприятий по речевому развитию с использованием        

            интересных  методик и  технологий).

            15-19 декабря                                                                            Воспитатели, специалисты

  1. Мастер-класс «Изготовление и использование речевых дидактических игр в работе с детьми».

            Декабрь                                                                                      Ст. воспитатель, воспитатели

  1. Пополнение методической копилки – презентация изготовленных своими руками игр для развития речи детей (итог мастер-класса).    

Февраль                                                                                                                 Воспитатели

  1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.

Февраль                                                                                              Ст. воспитатель

  1. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой по речевому развитию.

Февраль                                                                                                                 Все педагоги

  1. Подготовка проекта решения педсовета

Форма проведения:

  1. Обмен опытом.
  2. Деловая игра.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово «Выполнение решений педсовета №2».                                                              

                                                             Заведующий  ДОУ  Васичева М. С.

  1. Актуальность проблемы  речевого развития:  «Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений» (приложение 1).

                                                               Заведующий  ДОУ  Васичева М. С.

  1. Итоги тематической проверки «Состояние работы по развитию речи детей в условиях ДОУ» (справка – приложение 2).    

                                                                   Ст. воспитатель Тихова Т. В.

  1. Из опыта воспитателей (приложение 3): 

  • «Самоанализ проведенной НОД по использованию дидактических игр в развитии речи детей».

                                                                       Воспитатели старшей группы.

  • «Самоанализ проведенной НОД  с использованием  мнемотехники (или методики ТРИЗ) в речевом  развитии детей».

                                                           Воспитатели подготовительной группы.

  •  «Развитие речи у детей дошкольного возраста на материале музыкально-дидактических игр».

                                                              Музыкальный руководитель Базанова С. А.

  • «Активизация речевого общения дошкольников в работе психолога».

                                                                Педагог-психолог  Березкина К. С.

  • «Состояние работы по развитию связной речи детей подготовительной группы в условиях ДОУ»

                                                                  Учитель-логопед Демичева Е. С.

  • «Стимулирование речи детей раннего возраста»

                                                                    Воспитатели 1 младших групп.

  •  «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок».

                                                                   Воспитатели средней группы.

  •  «ППС как фактор эффективного речевого развития детей».

                                                                    Воспитатели 2 младшей группы

  1. Выступление «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр» (приложение 4).                                                          

                                                                        Ст. воспитатель Тихова Т. В.                                              

                                                                                       

  1. Практическая часть (приложение 5):

         

                                                                                           

                                                                                                      Приложение 1.

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».  

  На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.  

 Односложная, состоящая лишь из простых предложений.

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.   При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию.  При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

        Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

  • Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

 

                                                                                                             

                                                                                                                 Приложение 4.

Выступление старшего воспитателя. «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр».

Если обратиться к результатам педагогической диагностики, тематических проверок, наблюдений, можно сказать, что в последние годы в нашем учреждении существует проблема качественной работы по вопросу речевого развития.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того чтобы дети могли  правильно, красиво говорить, нужно учить  говорить!»

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени   время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно - образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на- сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно,  увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

В заключение  хотелось бы сказать, что в вопросе развития речи дошкольников  много всевозможных приемов, форм и методов. Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

Поэтому, думаю, будет актуальным повторить некоторые теоретические вопросы, которые помогут нам наладить работу и преодолеть проблемы в работе по формированию правильной, образной, связной речи детей.

                                                                                                                Приложение 5.

Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста».               

- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим возможности  развития речи у детей посредством дидактических игр; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками.

 1 задание. Педагоги   по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова: я (2 звука), мышь (3 звука), вьюн (4 звука),  ямка (5 звуков), честный (6 звуков),  ясная (7 звуков). Начинает игру тот,  у кого выпало слово с большим количеством звуков.

Какое направление  развития речи изучает звуковой анализ слов? В какой возрастной группе начинается эта работа? (в программе «От рождения до школы»).

 2 задание. Педагогические гонки. Каждый  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего.

  • В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
  • произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

3 задание. Блиц – опрос  на время.

 Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:

- «Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)

-Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

-У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

-Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

-Кто поздно ложится, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

-Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

4 задание. Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт».

5  задание. Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».

6 задание. Развитие творческого воображения

Дается по 4 различные игрушки. Нужно придумать  дидактическую игру для любого возраста.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  • Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
  • Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
  • Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

  • Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  • Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  • Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  • Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

  • Сын леопарда - тоже леопард (Африка).  /яблоко от яблони недалеко падает/
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
  • Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)  /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

  • Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)  /Язык до Киева доведет/
  • Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)  /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Задание для 1 команды.

  • Список  
  • Критика
  • Звезда
  • Книга
  • Кругозор
  • Закон
  • Лекция         
  • Счастье
  • Дом          
  • Пища  
  • Воззвание         
  • Дефицит
  • Действие
  • Шрифт

Задание для 2 команды.

  • Интерес
  • Убеждение  
  • Библиотека         
  • Музей
  • Страна
  • Пример
  • Собака
  • Приказ
  • Жизнь
  • Воспитание  
  • Физика
  • Принцип
  • Город
  • Группа

Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

                                                                                                               

Решение педагогического совета.

  1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности удовлетворительной.
  2. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах оформить информационные материалы по развитию речи детей в условиях семьи. 
  3. Продумывать при  планировании более интересные формы работы с дошкольниками по развитию речи (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).
  4. При планировании  воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД,  предшествующей и последующей работы с детьми.
  5. Принять рекомендации тематического контроля к исполнению в указанные сроки.

Приложение 3.

Тест для педагогов.

1. Методика развития речи изучает…

А) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;                                                                                                                                         Б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей;                                                  В) особенности речи в доречевой период;                                                                                        Г) особенности системы дошкольного образования;                                                                              Д) нормы и правила русского языка.

2. Какова цель методики развития речи?

А) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приёмов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;

Б) разработка речевых игр и упражнений;

В) знакомство с художественной литературой;

Г) развитие навыков самообслуживания;

Д) усвоение детьми способов словообразования.

3. С какой из наук сотрудничает методика развития речи при решении задач преемственности речевого развития в детском саду и в школе?

А) с психологией;

Б) с историей дошкольной педагогики;

В) с дошкольной педагогикой;

Г) с методикой обучения языку в начальной школе;

Д) с методикой экологического воспитания.

4. Что не является лингвистической основой методики развития речи?

А) учение И.П. Павлова;

Б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;

В) положение о языке как о системном объекте;

Г) представление о языке как о знаковой системе;

Д) теория речевой деятельности.

5. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?

А) В.М. Бехтерев;

Б) К. Д. Ушинский;

В) Л. Н. Толстой;

Г) И.Г. Песталоцци;

Д) Я.А. Коменский.

6. Кому принадлежит система обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?

А) Е.Н. Водорезова;

Б) Ф.ф. Фребель;

В) К.Д. Ушинский;

Г) Е.И. Тихеева;

Д)О.С.Ушакова.                    


                                                                                                           Приложение 2.

Справка о результатах тематической проверки.

Тема: «Системный подход к развитию речи дошкольников на основе  использования мнемотаблиц, технологии ТРИЗ,  дидактических игр в разных видах деятельности».

Сроки проведения: с 11 по 19 ноября 2013г.

Проверяющий: старший воспитатель Епифанова Л.П.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по использованию дидактических игр, способствующих развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по данному направлению.

Задачи:

-Проанализировать качество  планирования работы.

- Оценить условия для речевого развития детей.

- Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

-  Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Тестирование  педагогов.

2. Анализ календарного планирования воспитателей.

3. Просмотр занятий.

4. Обзорное изучение развивающей среды в группах.

5. Анализ работы с родителями.

Оценочный инструментарий

1. Тестирование: уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы занятия тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по развитию речи.

5.Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.

На основании годового плана ДОУ и приказа №56  от 13.11.13г.  с  11 по 19 ноября 2013г. была проведена тематическая проверка  с целью оценки состояния воспитательно- образовательной работы по формированию речи детей всех возрастных групп на основе использования дидактических игр в разных видах деятельности.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования развивающей среды в группе.

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи стал необходим, т.к. ежегодно проводимая  диагностика детей всех возрастных групп показала невысокий  уровень развития их речи (так,  нет детей с высоким уровнем речевого развития; 35,6% детей детского сада имеют достаточный, средний уровень развития – 44%, а остальные 20,4% -низкий уровень.)  По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности высказывания низкий.

В речи допускают грамматические ошибки. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.

Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

С целью повышения профессиональных возможностей педагогов и актуализации их знаний методики развития речи проведены консультации:

-«Технологии речевого развития» (Епифанова Л.П.),

- «Содержание работы в разделе «Формирование словаря » в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ». (Епифанова Л.П.),

- «Развитие связной речи дошкольников» (Коробова И.В.),  

-«Система артикуляционных и дыхательных упражнений»(Новикова И.В.);

 семинар-практикум: «Дидактические игры в развитии речи» (Епифанова Л.П.);

мастер-класс: «Пальчиковые игры в системе работы по развитию речи»(Александрина Е.В.).

Целенаправленное обучение детей на материале дидактических игр  предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным источником знаний для детей  является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

По результатам самоанализа деятельности педагогов по развитию речи выяснилось следующее:

воспитатели уверены в своих знаниях методики развития речи детей дошкольного возраста и применяют различные методы и приемы в практической деятельности; считают, что хорошо владеют точностью и ясностью выражения мыслей; умеют строить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

 В работе воспитатели используют такие методы и приемы по развитию речи: объяснение значений слов путём показа картинки; сопоставление слова с другими словами; объяснение этимологии слова; составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; пояснение слова другим словом, близким по значению; объяснение значения слова через его определение; закрепление слов через деятельность; вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда?); словесные дидактические упражнения; дидактические игры-загадки; дидактические игры на группировку и классификацию предметов; игры-небылицы.

Также была исследована оценка профессионализма воспитателя по разделу "Развитие речи" (опросник в Приложении).

Мы выяснили, что все воспитатели  работают по основной общеобразовательной  программе «От рождения до школы».

1 человек большую часть конспектов составляет самостоятельно, 2 человека – частично используют уже готовые конспекты, 2 человека в основном пользуется уже готовыми конспектами занятий.

Один человек затруднился сформулировать основные цели и задачи развития речи.

Некоторые воспитатели включают ознакомление с художественной литературой в круг задач активизации речи, хотя в программе разграничены развитие речи и чтение художественной литературы.

Наиболее значимым средством активизации речи воспитатели считают общение взрослых и детей, а также обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства.

Проверка документации педагогических работников.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют программу  «От рождения до школы» Вераксы Н.Е., в которой отражены задачи развития речи для всех групп, а также предлагаются соответствующие  дидактические игры.

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги в основном всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, игры-драматизации.

В режимных моментах, в свободном общении взрослых с детьми активизирована работа  по формированию мотивации к речевым действиям, планируются  словесные дидактические игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», различение силы и  высоты голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?»,  на умение координировать темп движений и речь (различные хороводные игры, например, «Кто твой сосед?»), для работы над речевым дыханием используются  упражнения «Снег», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», для развития связной речи используются познавательные обучающие ситуации и игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям (стр.27-28 №1/2011г, стр.44-51 №12г./2011г. Ж-л «Старший воспитатель»)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах :

В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных  картинок по развитию речи, разнообразный дидактический материал, книжные уголки для детей.

Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

Оформленные в группах  книжные уголки отражают возрастные особенности детей. Наиболее удачным с точки зрения соответствия рассматриваемой проблеме является материал в младшей разновозрастной группе: педагогами приобретены и используются, в основном,  в индивидуальной работе:

- книги-пазлы («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Кто как кричит?», «В нашем доме», «Чей малыш?»);

-книги-шнуровки («Игрушки», «Транспорт»);

-книги «с окошками» («Мой дом»);

-книга «круть-верть» («Найди одежду»).

Данные виды книг содержат разнообразный материал  для познавательного и речевого развития малышей. Кроме того, здесь много различных игр-пазлов, игр-лабиринтов, способствующих развитию мелкой моторики рук, а значит, и речевому общению.

В книжных уголках старше-подготовительной и младше-средней групп приобретено достаточное количество соответствующих возрасту детей тематических демонстрационных и раздаточных карточек («Профессии», «Музыкальные инструменты», «Мамы и детки», «Противоположности» и под.).

Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками. Картотеки дидактических игр обновлены. Так, в младшей разновозрастной группе, эстетично оформленные карточки используются с целью расширения словаря («Большой-маленький»), способствуют развитию грамматического строя речи «Один-много», «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек»), игры  на произнесение твердых согласных в словах и слогах («Куры и петух»).

В младше-средней группе используются игры «Закончи фразу», «Комары и жуки» (ЗКР), «Подскажи словечко», «Чей малыш?» (словарь), «Кукла Наташа приглашает в гости», «Чего не стало?» (грамматический строй), «Опиши предмет», «Кто больше назовет» (связная речь).

В старше-подготовительной группе подобраны игры, направленные на формирование основ первоначальной грамоты, в т.ч. развивающие умение детей делить слова на слоги, составлять предложения, упражнение в различении гласных и согласных и под.(«Угадай слово», «Сплетем венок из предложений», «Ворота» и др.).

В зоне сюжетно – ролевых игр в группах созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра.

Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.

Однако, в младшей разновозрастной группе необходимо большее разнообразие видов театра (представлены вязаные куклы и пальчиковый театр), нет ширмы для театрализованных игр. В младше-средней группе имеется перспективный план дидактических игр, но  в календарном планировании он не применяется. В старше-подготовительной группе не планируются досуги, викторины, использование ИКТ.

Оценка эффективности занятий по развитию речи:

Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении эффективности использования дидактических игр для решения комплекса задач развития речи в разных возрастных группах (совершенствование связной речи и грамматического строя, формирование  звуковой культуры речи и словаря), выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Занятие  в младшей разновозрастной группе провела воспитатель Бендерскова О.В. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Основной вид деятельности: коммуникативная на основе интеграции ОО «Коммуникация», «Чтение художественной  литературы», «Музыка», «Художественное творчество». Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие речевой активности; умение вступать в общение при помощи речи и игровых действий.. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: беседа о прочитанном с опорой на наглядный материал; загадывание загадок, дидактическая игра «Назови ласково», исполнение песенок. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и к совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Гигиенические требования соблюдены

Рационально размещен материал к занятию

Конспект составлен воспитателем с учетом задач для данной возрастной группы.

Занятию предшествовала разнообразная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, игры в театральном уголке, наблюдения.

Воспитателем  использована игровая ситуация, в соответствии с которой использованы методические приемы: игровой, показ, вопросы, обыгрывание.

Характер воздействий педагога (напоминание, показ, объяснение, непосредственная помощь) зависел от содержания работы и был эффективным

Рекомендации: 

-воспитателю необходимо использовать  разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос

-в занятии по развитию речи быть особенно требовательным к самому себе: не допускать грамматических ошибок словоупотребления;

- продумать варианты материалов для  продуктивной деятельности детей.

Занятие  в средней группе «Путешествие к Зайчику на день рождения» показала воспитатель Харитонова Е.А..

Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие свободного общения детей и взрослых, совершенствование всех компонентов устной речи  детей (совершенствование произношения звуков л –ль; упражнение в употреблении слов с противоположным значением, образовании слов –определений и слов-действий; активизацию  связной речи).

Использован  содержательный дидактический наглядный материал, видна большая активность детей, все были заинтересованы.
В занятии отражены все заявленные задачи, их  решение мы наблюдали в методически верном  выборе методов  и приемов( обеспечено эмоционально-положительное  состояние детей, обеспечение активности детей, косвенное и прямое руководство, совет, разъяснение, проблемный вопрос).

Рекомендуется соблюдать при проведении подобного занятия:

-требование безопасности оборудования (незакрепленное оборудование);

-расположение детей во время работы за столом относительно воспитателя и друг друга;

- рациональное размещение материала.
Таким образом: в занятии отражены взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала; связь программных задач данного занятия с пройденным материалом на предыдущих занятиях, конкретность формулировки программного материала, итог занятия соответствует самой структуре проведённого занятия.

Анкетирование родителей старше-подготовительной группы показало, что  в большинстве своем они  проявляют заботу о развитии речи детей в условиях семьи: читают книги, рассказывают сказки, играют в различные игры (лото, показывают обучающие диски или компьютерные игры). Родители не против помощи педагогов в вопросах формирования у детей грамматически правильной речи. У большинства опрошенных состояние речи их детей не вызывает беспокойства. Родители хотели бы, чтобы им оказывали такие формы педагогической помощи как наглядная агитация, практические рекомендации, в том числе и с использованием дидактических игр, применяемых в детском саду, индивидуальные беседы. В целом работа детского сада по развитию речи родителей устраивает.

В планах отражена работа  с семьями воспитанников:  спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. В младшей разновозрастной группе  оформлен интересный наглядный материал «Развитие речи детей через общение и игру»; в соответствии с перспективным планом в средней группе оформлена информация «Развитие речи детей в ДОУ». В старше-подготовительной группе родители ознакомлены с программными задачами развития речи, а также даны рекомендации по развитию речи детей на материале художественных произведений.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ д/с «Светлячок» соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь,  признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У некоторых детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому работа по развитию речи детей на основе дидактических игр в разных видах детской деятельности продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью работы ДОУ по реализации задач ОО «Коммуникация». Все задачи развития речи с использованием дидактических игр должны решаться в единстве и в определённой последовательности.

Рекомендации:

-Педагогам ДОУ продолжить ежедневно планировать и проводить, с учетом циклограммы  и перспективы, индивидуальную и групповую  работу по всем направлениям развития речи; на материале дидактических игр развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.

-В  младшей разновозрастной  группе необходимо большее разнообразие видов театра, ширма  для театрализованных игр.

-В младше-средней группе применять в календарном планировании перспективный план дидактических игр, обновить оформление театрализованной зоны, оформить картотеку речевых игр в соответствии с полученными рекомендациями.

-В старше-подготовительной группе  планировать  досуги, развлечения, вечера загадок, использование ИКТ; книжный уголок пополнить репродукциями программных картин.

-Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников, предлагая им различные виды дидактических игр, используемых в работе ДОУ.

Справку составила:                       старший воспитатель                 Епифанова Л.П.

Ознакомлены:

2. Справка   по результатам тематической проверки.

3.Консультации для педагогов  (см. год. план)

–«Технологии  речевого развития» 

Система артикуляционных и основных дыхательных упражнений» 

-«Развитие связной речи детей 3-7 лет»

-«Организация  работы по разделу  «Формирование словаря у воспитанников ДОУ» в соответствии с общеобразовательной программой

Семинар-практикум  «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи».

  1. Мастер-класс  «Использование дидактических игр в речевом развитии детей в разных возрастных группах».

Приложение 3

Из опыта воспитателей: «Самоанализ проведенной НОД по использованию дидактических игр в развитии речи детей».

-характер занятия: развивающий или обучающий;                                          - обоснованность использованных методов, приемов, средств и форм;

- решение  задач формирования коммуникативно-речевой компетентности воспитанников;

- приемы речевой и мыслительной активизации детей на занятии;

- характеристика речи воспитателя (правильность, точность, логичность,  чистота, четкость, темп, стиль, громкость, богатство, выразительность, эмоциональность);

- характеристика речи детей, соответствие речи детей возрасту;

- общая, учебная и речевая  плотность занятия;

- соотношение речи педагога к речи детей;

- речевая и мыслительная активность одного отдельно выбранного ребенка;

- удачные моменты занятия;

- что бы Вы сделали по-другому?