Система занятий по профилактике эмоциональной нестабильности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Система занятий позволит научить детей управлять своими эмоциями, улучшит способность адекватно воспринимать окружающий мир, "проживать" жизненные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_emotsionalnoy_nestabilnosti.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система занятий
по профилактике эмоциональной нестабильности детей дошкольного возраста
«Учусь управлять собой»
Подготовила: Чуваева Ольга Алексеевна
педагог-психолог
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста важнейшая составляющая в развитии ребенка. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений с людьми. Но детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью (которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. От умения детей предвосхитить события, свое эмоциональное состояние при помощи имеющихся знаний и умений, зависит их эмоциональная стабильность и благополучие.
Данная система занятий позволит научить детей управлять своими эмоциями, улучшит способность адекватно воспринимать окружающий мир, "проживать" жизненные ситуации.
Занятия рассчитаны на детей старшей группы.
Курс состоит в среднем из 13-16 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Длительность от 20-25 минут.
Цель:
Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей. Научить детей осознавать, передавать, управлять своим эмоциональным состоянием. Понимать эмоции других.
Задачи:
- Развитие лучшего понимания себя и других, обучение, умению прогнозировать своё поведение при встрече с отрицательными эмоциями, умение управлять ими.
- Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности.
Организация группы:
В группу входят дети 5 - 6 летнего возраста, не имеющие каких-то отклонений, в развитии. Группа состоит из 6-8 человек.
Принцип работы в группе:
- Отношение к детям и их потребностям уважительное, доброжелательное.
- Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признается его ценность: значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка.
Содержание занятий: данная деятельность способствуют повышению самооценки детей, сплочению коллектива, снижению конфликтности, развитию эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.
Структура.
- Постоянный ритуал начала.
- Игры
- Этюды (по необходимости)
- Обсуждение с детьми.
- Свободное или тематическое рисование.
- Ритуал окончания занятия.
План занятий
Тема занятия | Задачи | Содержание |
Занятие №1 Тема: Знакомство с эмоциями | Задачи: познакомить детей с основными эмоциональными состояниями. Учить определять их по схематическим изображениям. Развивать способность выражать с помощью мимики и жестов различные эмоциональные состояния. | 1.Упражнение: «Кинь мяч и назови имя» 2. Рассматривание пиктограммы основных эмоциональных состояний 3. Игра «Артисты немого кино» 4. Игра «Запомни свою позу» 5. Игра «Расставь посты» 6. Рефлексия: упражнение «Расскажи, что у тебя получилось лучше всего?» 7. Ритуал прощания: «Солнечные лучики» |
Занятие №2 Тема: «Черное и белое» | Задачи: сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков. | 1. Ритуал начала «Волшебный клубочек». 3. Игра «вперёд – назад» 4. Игра «Правый фланг-левый фланг». 5. Игра «Найди-угадай». 6. Игра «Кто впереди» |
Занятие №3 | Задачи: Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой), осознавать и контролировать свои чувства. | Ритуал начала 2. Игра «Тренируем эмоции» 6. Аппликация « Добрые лица» |
Занятие №4 Тема: Овладение вербальными и невербальными коммуникативными навыками. | Задачи: Формировать умение входить в контакт со сверстниками с помощью вербальных и невербальных средств общения. Учить сотрудничеству детей друг с другом. Развивать чувство групповой сплоченности. | 1.«Давайте поздороваемся» 2.Игра «Кинь мяч и скажи любое слово» 3.Игра «Теремок» 4.Игра «Симпатичные зверюшки» 5.Игра «Зверинец» 6. Коллективное рисование «Воздушные шарики» |
Занятие № 5 Тема: Обида. | Задачи: развивать способность осознавать причины непродуктивного взаимоотношения, умение увидеть конструктивные пути выхода из трудных ситуаций. Развивать речь, внимание. | 1.«Давайте поздороваемся» 2.Игра ««Брось мяч и скажи свою обиду». 3.Пантомима «Я обиделся» 4.Игра «Попроси прощения» 5.Игра « Мусорное ведро» 6.Нарисуй обиду. |
Занятие № 6 Тема: Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь! | Задачи: создание положительного эмоционального фона, эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. | 1.»Доброе животное» 2.«Интервью» 3.Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься». 4.Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку». 5. «Комплимент» 6. «Нарисуем радость вместе». 7. « Дарим тебе радость» |
Занятие № 7 Тема: «У страха глаза велики!» | Задачи: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, учить находить выходы из различных ситуаций и борьбы со страхом. | 1.Ритуал приветствия 2. «Я боюсь..». 3.Пиктограммы 4. Этюды на выражение страха. 5. Упр. «Зеркало» 6.Рисование 7.Уничтожение страха. 8.Ритуал прощания |
Занятие № 8. Тема: я справился со страхом | Задачи: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов. | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.«Я не боюсь…», 3.Упр.«Передай по кругу». 4.Игра «Слепой танец» 5. Игра «Кораблик» 6.Упр«Мы тебя любим» 7.«Колокол» |
Занятие № 9 Тема: Я сержусь! | Задачи: учить элементарным приемам снятия невербальной агрессии, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. | 1.«Связующая нить» 2.Игра «Брось мяч и скажи» 3. Игра «Тренируем эмоции» 3.Игра «Бумажные мячики» 4.Игра « Два барана» 5.Игра «Попроси игрушку» 6. Рисование |
Занятие № 10 Тема: Мое настроение. | Задачи: Развивать умения правильно определять и выражать свое эмоциональное состояние. Способствовать повышению положительного эмоционального статуса;формировать умение проявлять свои чувства и говорить о них;учить приемам снятия психомышечного напряжения; | 1.«Давайте поздороваемся» 2.Упр. «Какого цвета настроение ..» 3. Игра «Создай свое настроение» 4. «Обзывалки» 5. «Шаловливые обезьянки» 6. Релаксация 7. Рисование 8.Ритуал прощания. |
Занятие № 11 Тема: Я учусь дружить. | Задачи: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательное внутренней свободы, способности к самовыражению, приобретение навыка выбора и принятия решения, формирование социального доверия, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1.Ритуал приветствия. «Комплимент» 2.«Подари улыбку» 3.«Закончи предложение» 4.Игра «Разведчики» 5.Игра «ЖУЖА» 6.Игра «Аэробус» 7. Ритуал окончания. |
Занятие № 12 Тема: Я растерялся! Я справился! | Задачи: ребенку понять, как можно справиться с опасными ситуациями. | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Если вдруг… то я…». 3.Этюды 4.Проигрывание опасных ситуаций 5. Рисование «Я не боюсь». 6. Ритуал окончания. |
Занятие № 13 Тема: Улыбка. | Задачи:: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений, развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки. | 1.Ритуал приветствия. 2. «Подари улыбку» 3.«Презентация рисунка». 4.Игра-танец «Представь се6я…» 5. Упр.«Ласковое имя» 6.«Мы тебя любим» 7. Ритуал окончания |
Занятие № 14 Тема: Доброта. | Задачи: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. | 1.Ритуал приветствия. 2.«Раскрывайся, цветок!» 3.Игровое упражнение «Пойми меня». 4.Этюд «Извини» 5.Игра «Найди пару» 6.«Я начну, а вы закончите». 7.Рефлексия 8. Ритуал окончания |
Занятие №15 Тема: я учусь управлять собой. | Задачи: развивать умение адекватно воспринимать и выражать свои эмоции и эмоции других людей. Развивать навыки самоконтроля за своими действиями и речью. | 2.«Раскрывайся, цветок!» 3.Игровое упражнение «5 картинок». 4. Обсуждение ситуаций. 5. Чтение сказки о самообладании. 6. Упр. «Тыкалки». 7. Упр. «Пожалуйста». 8. Ритуал окончания |
Занятие № 16 Технология успеха. Я молодец! |
Занятие №1
Тема: Знакомство с эмоциями
Задачи: познакомить детей с основными эмоциональными состояниями. Учить определять их по схематическим изображениям. Развивать способность выражать с помощью мимики и жестов различные эмоциональные состояния.
1.Упражнение: «Кинь мяч и назови имя»
Цель: дать возможность познакомиться и назвать всех участников по именам. Ребенок, у которого в руках мяч должен повторить имена всех, кто кидал мяч до него, и только после этого назвать свое имя.
2. Рассматривание пиктограммы основных эмоциональных состояний
Цель: познакомить детей со схематическими изображениями различных эмоциональных состояний. Учить правильно определять и называть эмоции.
Игра «Найди пару»- дети по очереди берут карточку из одной группы (схема) и находят карточку-фото с нужной эмоцией.
3. Игра «Артисты немого кино»
Цель: учить правильно, выражать различные эмоции и передавать характерные особенности при помощи мимики и жестов.
Каждому участнику предлагается с помощью мимики передавать определенную эмоцию: (удивление, радость, страх, тревога, любопытство, злость, огорчение).
4. Игра «Запомни свою позу»
Цель: развивать слухо-моторную память, умение действовать по сигналу. Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Звучит музыка, дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в туже позу.
5. Игра «Расставь посты»
Цель: Способствовать успокоению эмоционально-волевой сферы, развивать внимание.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном порядке (линейка, круг, по углам и т.п.).
6. Рефлексия: упражнение «Расскажи, что у тебя получилось лучше всего?»
Ребята по очереди рассказывают, что получилось показать лучше всего.
7. Ритуал прощания: "Солнечные лучики"
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,
почувствовать себя солнечным лучиком, отдающим тепло.
Занятие №2
Тема: "Черное и белое"
Цели: сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.
1. Ритуал начала "Волшебный клубочек".
Дети сидят по кругу. Педагог-психолог передаёт клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит волшебное вежливое слово. Затем передаёт клубок ниток следующему ребёнку.
2. Игра «черное и белое»
Цель: создание позитивного настроения умение замечать положительные качества в людях и говорить им этом, развитие эмпатии.
Взрослый, стоя перед группой детей держит в одной руке чёрный круг, а в другой – белый. Поднимая чёрный круг предлагает назвать отрицательные качества какой - либо эмоции, а поднимая белый - положительные.
3. Игра "вперёд - назад"
Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Детям предлагают проанализировать эмоцию, сказать чем хороша, чем плоха. Называя положительные качества, ребёнок делает шаг вперёд, отрицательные шаг назад.
4. Игра "Правый фланг-левый фланг".
Цель: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Называя положительные качества эмоционального состояния ребёнок должен встать по правую руку воспитателя, называя отрицательные по левую.
5. Игра "Найди-угадай".
Цель: формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
Кто - то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества, дети должны отгадать.
6. Игра "Кто впереди"
Дети делятся на 2 команды, выбирается эмоция для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах объекта и делает наг вперед, другая команда говорит о негативных свойствах и тоже делает шаг вперёд. Побеждает та команда, которая приходит к финишной черте первой.
7. Ритуал прощания: "Солнечные лучики"
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, почувствовать себя солнечным лучиком ,отдающим тепло.
Е. Измайлов.
Белое – чёрное.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела, белой даже не была.
Чёрной ночью чёрный кот,
Прыгнул в чёрный дымоход
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота!
Занятие №3
Тема: «Тренируем эмоции».
Задачи: Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой), осознавать и контролировать свои чувства.
Ритуал начала
1. "Доброе животное"
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе. Вдох - шаг вперед, выдох-шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
2. Игра "Тренируем эмоции"
Нахмурься как: осенняя туча, злой человек. Улыбнись как: кот на солнце, Буратино, само солнце.
3. Игра "Сумей в плохом найти хорошее"
Цель: учить видеть и находить противоречия в предлагаемых ситуациях, эмоциональных состояниях. Вызвать потребность в мышлении.
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого же произведения.
4."По кругу"
Дети садятся в кружок. Один ребёнок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное.
5.Этюд "Глаза в глаза"
Цель: научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки.
Педагог-психолог: глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать - разные эмоции "Я грущу, помоги мне", "Мне весело, давай поиграем "Я хочу с тобой дружить"
Потом, детей обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
6. Аппликация « Добрые лица»
Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица! Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.
Занятие №4
Тема: Овладение вербальными и невербальными коммуникативными навыками.
Задачи: Формировать умение входить в контакт со сверстниками с помощью вербальных и невербальных средств общения. Учить сотрудничеству детей друг с другом. Развивать чувство групповой сплоченности.
- «Давайте поздороваемся»
Цель: учить детей здороваться различными способами при помощи жестов, мимики, речи.
Стоя в кругу, участники по очереди предлагают свои способы приветствия, стараясь не повторять уже ранее показанные.
- Игра «Кинь мяч и скажи любое слово»
Цель: учить вербальному и эмоциональному раскрепощению.
Стоя друг перед другом, дети бросают мяч и произносят слова на заданную тему. Игра провидится в быстром темпе.
- Игра «Теремок»
Цель: развивать умение договариваться с помощью речи и мимики, работать в группе. Способствовать стремлению, оказать помощь и заботится о других.
На ограниченном пространстве дети должны построить теремок и поселиться в нем. Дети советуются и выбирают роли разных животных. Задача – по очереди называя себя, занять место, думая о других.
- Игра «Симпатичные зверюшки»
Цель: учить детей с помощью речи и мимики представлять животного.
Дети по очереди изображают животных, как можно смешнее. И описывают его характер. Другие участники высказываются, каким по характеру они хотели бы видеть того или иного животного.
- Игра «Зверинец»
Цель: развивать коммуникативные способности, умение распознавать язык жестов, способствовать снятию телесных зажимов.
Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа - зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», отгадывают, хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.
- Оформление психологической тетради
Цель: Закрепление полученных знаний, учить детей пользоваться опорными рисунками-символами в трудных ситуациях.
Ритуал прощания, стоя или сидя в круге взяться за руки, пожать их,
посмотреть по очереди на всех.
Занятие № 5
Тема: Обидка
Цель: развивать способность осознавать причины непродуктивного взаимоотношения, умение увидеть конструктивные пути выхода из трудных ситуаций. Развивать речь, внимание.
- «Давайте поздороваемся»
Цель: учить детей здороваться различными способами при помощи жестов, мимики, речи. Стоя в кругу, участники по очереди предлагают свои способы приветствия, стараясь не повторять уже ранее показанные.
- Игра ««Брось мяч и скажи свою обиду».
Цель: формировать умение понимать себя. Предупреждать неуверенность и застенчивость.
Ребенок говорит слова « Я обижаюсь когда…», и бросает мяч другому участнику игры. Игра продолжается до тех пор, пока все не выскажутся.
- Пантомима «Я обиделся»
Цель: развивать способность понимать и говорить о своих чувствах и отношение к ним.
Педагог: «Закроем на минутку глаза и представим, что мы на кого-то обиделись. На счет раз, два, три мы все превратимся в очень обиженных мальчиков и девочек (педагог тоже превращается вместе с детьми). Сейчас мы будем смотреть друг на друга и подмечать то, что нам может подсказать, что Ваня, например, обиделся (не отвечает на вопросы, хмурит брови, сел в углу и ни на кого не смотрит и т. п.)». Можно устроить мини-соревнование с призами (жетончики, наклейки, календари и т. п.): «Кто больше проявлений обид заметит друг у друга?»
- Игра «Попроси прощения»
Цель: Учить детей видеть конструктивные пути выхода из трудных ситуаций, формировать умение адекватно реагировать на поведение других детей.
Детям предлагаются проиграть различные ситуации. «Как сделать, чтобы на тебя не обижались?» Один из способов — это попросить прощения. Но просить прощение нужно по-особому, используя для этого волшебные слова, взгляд, голос и движения „Что сделать, если тебя кто-то обидел?". Например, ситуация «Наступили на ногу». Для игры выбирается тот, кому наступили на ногу (он будет экспертом, оценивающим, насколько тот, кто просит прощения, достиг цели — его захотелось простить). Все по очереди (педагог в качестве примера для подражания или, наоборот, в качестве примера, как не надо просить прощения) просят у главного героя игры (эксперта) прощения. Эксперт выбирает того, кто лучше всех попросил прощения, и объясняет почему.
- Игра « Мусорное ведро»
Цель: учить детей простым способам избавления от негативных эмоций
Дети закрывают глаза и вспоминают свои обиды. Затем, им предлагается выкинуть свои обиды в «мусорное ведро». Дети по очереди подходят к выбранной емкости «мусорному ведру» и говорят: « я выбрасываю в мусорное ведро свою обиду на ...
У меня больше нет обид!»
- Нарисуй обидную страничку.
Цель: развивать умение выражать свои чувства и эмоции в рисунке.
Дети выбирают цвет для своей обидной странички. Ребенку дается следующая инструкция: «На свободном месте нарисуй сначала свою самую большую обиду, постарайся, чтобы она не вылезала за границы листка». Далее ведущий говорит: «А теперь нарисуй, как ты справишься со своей обидой, что ты сделаешь, для того чтобы не обижаться».
Занятие № 6
Веселая страница.
Ритуал начала
"Доброе животное" Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе. Вдох - шаг вперед, выдох-шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
- «Интервью»
- Скажи: от чего ты радуешься? Что тебя радует в детском саду? А дома что радует тебя больше всего?
- Когда человеку радостно, что он делает? (Он улыбается или смеется.)
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты улыбаешься.
- Определи и расскажи, какого цвета твоя радость.
- Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься».
Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда...»
- Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку».
Представим, что кто-то из нас загрустил, ему совсем не весело и не радостно. Один из участников занятия выбирается на роль грустного героя. Перед остальными ставится задача — придумать разнообразные способы, как доставить радость этому грустному герою (подарить улыбку, предложить поиграть в интересную игру, I подарить подарок, почитать книгу и т. п.). Придуманные способы демонстрируются перед всеми.
4. «Комплимент»
Цели: создание позитивного настроения умение замечать положительные качества в людях и говорить им этом, развитие эмпатии. Предварительная беседа с помощью вопроса: Что такое комплимент?
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
- Нарисуй, чему ты радуешься больше всего. Постарайся вспомнить все, чему ты радуешься. Это важно, потому что ты сможешь обращаться к этим рисункам за помощью, тогда, когда тебе будет грустно. Твои рисунки буду кричать тебе: «Не грусти, в твоей жизни так много хорошего!» Нарисуй, чему ты радуешься в детском саду и дома Картинка будет тебя радовать, если тебе вдруг станет грустно. Нарисуй такую картинку, которая радовала бы тебя.
6. «Нарисуем радость вместе». Подгруппе детей дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость. Нарисуйте то, чему можно радоваться всем вместе. Пусть это будет радостный рисунок для всех!
7. « Дарим тебе радость»
Цели: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит, 3 раза. Затем дарят ему «подарки» которые он хотел бы получить..
Занятие № 7
Страшная страница.
Тема: Я боюсь. Мои страхи ночью и днем.
Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние. Снятие эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка
- Игра «Брось мяч и скажи страшное, то, чего можно бояться».
Тот, у кого в руках мяч, говорит: « Я боюсь, когда...»
- «Этюды» Когда человеку страшно, что он делает?
Этюд «Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты боишься».
Этюд «Определи и расскажи, какого цвета твой страх».
- « Страшный сон»
Цель: проговаривание ситуаций, формирование умения выразить свое эмоциональное состояние.
Расскажи историю про свой страх: это может быть сказочная история, выдуманная история или страшный сон.
- Истории вслух «Однажды я испугался...»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Групповая история про то, чего мы боимся: «Однажды я испугался...» Детям предлагается сочинить страшную историю всем вместе. Участники занятия садятся в круг. Кто-то один (это может быть и ребенок, и взрослый) начинает историю такими словами: «Однажды я испугался...» — и предлагает тому, кто с ним сидит рядом, продолжить. Например, рядом сидящий ребенок продолжает: «Ночью, когда ложился спать». Следующий сидящий по кругу участник добавляет свое предложение: «Мне показалось, что в темноте кто-то есть». И так история продолжается по кругу, пока не придет к тому, кто ее начинал.
- «Рисование страхов»
Нарисуй свой страх и то, как ты с ним справляешься. Страх очень важно нарисовать, «прикрепить» к бумаге карандашами, фломастерами, а можно и красками. Страх так не любит, когда его рисуют, играют или, например, лепят из пластилина. Он просто готов растаять. Нарисованный на этом листке страх останется на этой странице и уже не сможет тебе помешать быть уверенным, сильным, смелым! Итак, нарисуй на этой странице «Что тебе снится страшное или чего ты боишься днем». Смелей, твои страхи сами боятся тебя, того, что ты их нарисуешь!
- Ритуал изгнания страхов.
Цель: снять негативные настроения и восстановить силы.
« Волшебное заклинание», «Ларец на дне океана» и др.
Занятие № 8
Сердитая страница.
- Нам опять понадобится мяч, который уже помогал узнать свои обиды, свою радость и свои страхи. Сегодня мяч поможет узнать, на что мы сердимся, гневаемся, что нам не нравится больше всего. Игра «Брось мяч и скажи, на что ты сердишься, гневаешься больше всего». Тот, у кого в руках мяч, говорит:
- «Я сержусь, когда...»
- Когда человек сердится, что он делает?
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься.
- Определи и расскажи, какого цвета твой гнев.
2. Игра «Бумажные мячики»
Цели: дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый, жизненный ритм. \
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждый из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячики на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию»
3. Игра « Два барана»
Цели: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли лбы.
4. Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-то предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
«Попроси игрушку»
(невербальный вариант Карпова Е.В., Лютова Е.К.)
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: Когда было легче попросить игрушку?, Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?
1. «Связующая нить»
Цели: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.
Занятие № 9
Дружная страница.
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро
А еде в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы
Все встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем все соединяют правы
руки в центре круга, произносят девиз: Один за всех и все за одного.
«Комплимент»
Цели: создание позитивного настроения умение замечать положительные качества в людях и говорить им этом, развитие эмпатии. Предварительная беседа с помощью вопроса: Что такое комплимент?
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
Танец «Распускающийся бутон»
Цели: создание позитивного настроения, активизация совместной деятельности, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
«Дружная семья»
Цели: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отражение сложившихся отношений в игровой группе.
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу.
Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.
«Связующая нить» Тема: «Я хочу...».
Игра-сценка «Представь себя...»
Цели: сплочение группы, развитие наблюдательное внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, создание и принятие внутреннего «Я», снятие эмоционального напряжения, приобретение навыка выбора и принятия решения, формирование социального доверия, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно вырази свое.
Участники садятся по кругу на стульчиках. Каждый участник по очереди выходит в круг и называет свое новое имя. Разыгрывает свою придуманную сценку, характер! для данного персонажа. Если нужно, другие дети могут помогать ему.
Затем ребенок ходит по кругу и громко и четко произносит свое новое имя, а остальные дети повторяют за ним хлопают в ладоши. Так повторяется 3 раза.
«Колокол»
Ритуал окончания.
Все мы дружные ребята
Мы ребята дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим Не отнимем, а попросим Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло
Занятие № 10
Опасная страница.
Главная задача этого занятия — дать ребенку понять, как можно справиться с опасными ситуациями.
Ход занятия:
1. Игра «Если вдруг... то я...». Тему задает ведущий | (лучше, если это будет кто-то из детей), он говорит, на- I пример: «Если вдруг я потерялся на улице, то я...» — и передает мяч по кругу. Каждый из детей говорит свой вариант ответа. В конце игры обсуждаются все ответы I и выбираются лучшие. Можно предложить следующие ! темы: • «Незнакомый взрослый предложил что-то интересное: покататься на машине; конфеты и т. п.».
- «Большой мальчик предлагает спуститься в подвал; подняться на стройку; поиграть в лифте; пойти разжечь костер и др.».
- «Чужой человек просит открыть дверь». Здесь уместно вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».
- «Потерялся». (Подойти к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу, кассиру. Необходимо знать свой адрес, Ф. И. О., номер телефона.)
- «Укусила пчела».
- «Упал и ударился».
- « Закружилась голова».
- « Заблудился в лесу ».
- «Огонь». (Вызвать пожарных; милицию; позвонить соседям.)
- Определи и расскажи, какого цвета опасность.
- Проигрывание опасных ситуаций. Во время проигрывания этих ситуаций происходит обучение дошкольников безопасному стилю поведения в жизни: уметь предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать. Например, ситуация «Остался один дома». В дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на чувстве беспокойства и тревоги, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Ребенок, оставшись один, без поддержки родителей испытывает чувство опасности, инстинктивный страх перед угрожающими его жизни страшными персонажами. Ситуация, предложенная кем-то из детей, в игре наполняется конкретным содержанием, то есть страхами и проблемами.
При проигрывании этой ситуации ребенок как будто остается один, и его начинают провоцировать на открытие двери: пришла «соседка», «водопроводчик», «сантехник», принесли «телеграмму» и т. д. Обсуждение после проигрывания является необходимым, поскольку повышает компетентность ребенка в знании того, как вести себя в подобных ситуациях. Проигрывание помогает ребенку преодолеть внутреннее напряжение, не впасть в оцепенение, не стать пассивной жертвой, а действовать,
- После проигрывания предлагается нарисовать опасные ситуации: «Нарисуй опасные ситуации и то, как ты с ними справляешься».
- Домашнее задание: спроси своих родителей (бабушку, дедушку), как они справлялись с опасными ситуациями, когда были маленькими. Попроси родителей для тебя зарисовать (записать) это.
Личная страница. Занятие № 11
Я люблю!
Ход занятия:
1. Игра «Брось мяч и скажи, что ты любишь или кого ты любишь» поможет перейти к рисунку. Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я люблю, когда...»
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты с тем, кого любишь, когда у тебя есть то, что ты любишь.
- Определи и расскажи, какого цвета твоя любовь.
- Расскажи про людей (человека), которых ты очень любишь.
- Нарисуй все, что ты любишь, нарисуй всех, кого ты любишь. Пусть эта страница дополняется и расширяется, пусть она будет самой большой твоей страницей!
- Домашнее задание: спроси своих родителей (бабушку, дедушку), кого или что они любят. Запомни то, что они тебе рассказали.
8. «Мы тебя любим»
Цели: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит, 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
Николай Ламм.
Заяц гордо шёл по лесу,
Вёл зайчиху, как принцессу,
До верхушек длинных ушек
Заяц был в неё влюблён,
Но собраться и признаться
Всё не мог решится он.
Правда, заяц понимал,
Что в пути молчать неловко,
Просто он слова искал,
А когда нашёл, сказал:
-Ты такая …как морковка.
Добрая страница. Занятие № 12
Ход занятия:
1. Игра «Волшебные воздушные шары». Сейчас мыс вами оказались в волшебном мире и превратились в волшебные воздушные шары. Шары волшебные и быстро сдуваются, если не слышат о себе добрых и ласковых слов. Мы будем обращаться друг к другу при помощи ласковых слов. Чем больше добрых, ласковых слов назвать, тем больше будут по размеру волшебные воздушные шары.
- Покажи, как выглядит добрый человек.
- Определи и расскажи, какого цвета доброта.
- Назови добрые дела и поступки, которые ты видел в детском саду, дома, на улице.
- Нарисуй добрые дела или поступки. Нарисуй доброго человека.
- Домашнее задание: спроси своих родителей (бабушку, дедушку), какие добрые поступки или дела они помнят из своего детства. Попроси родителей сказать, какие добрые поступки и дела они ожидают от тебя. Запомни то, что тебе скажут взрослые.
«ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА» Занятие № 13
Я молодец
Ход занятия:
- Опять наш мячик поможет нам. Эту игру удобнее проводить, сидя, расположившись по кругу на полу, на мягких креслах и т. п. Мы будем играть в игру «Сочиним вместе сказку». Тот, у кого в руках мяч, начинает сказку словами «Жили-были…» и передает мяч по кругу сидящему рядом, который в свою очередь добавляет, кто же жил-был в этой сказке. И так по кругу сочиняется удивительная сказка. Слова, которые помогут сочинить вместе сказку: «жили-были», «однажды», «вдруг, откуда ни возьмись», «и тут» и т. п.
Нарисуй сказку, пусть она будет не похожа ни на какую другую, она будет твоя, и ты будешь ее творцом. На этой странице много места для простора твоей фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»
ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ « Путешествие в страну волшебных красок»
Задачи:· Развитие сенсорно-перцептивной сферы;· Развитие произвольности поведения;·...
Профилактика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста
Материал по профилактике эмоциональных нарушений...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»
Цели:· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;· Умение понимать и принимать других людей;·...
музыкальное занятие для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
.Развитие коммуникативных умений и навыков.2.Знакомство с эмоцией «гнев».3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека....