«Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитие личности ребенка»
консультация
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
«Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитие личности ребенка»
Консультация
Составила и прочитала:
Воспитатель : Пугачева Е.В.
МОУСОШ 22 ( дошкольное отделение)
Апрель 2021
В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.
Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми. В понятие «социальный интеллект»он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними».
Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р. Селман и др., причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно и такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор не достаточно освещен
Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно, поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».
В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.
Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение,сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а также проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
- Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Важнейшая функция семьи - воспитание подрастающего поколения.
Непосредственное влияние оказывают, стили семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.
- Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект – субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.
Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации.
Было выявлено: высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.
Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:
- Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
- Ориентироваться в межличностной ситуации;
- Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)
- Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
- Сопереживать и сочувствовать другим людям.
Какие же предпосылки для развития социального интеллекта имеются у детей старшего дошкольного возраста?
Одна из предпосылок - способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других. Следующей предпосылкой выступает способность ребенка старшего дошкольного возраста к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки. Эти способности развиваются у ребенка в процессе познания своего «Я» через собственные достижения в различных видах деятельности и оценки окружающих людей.
Одним из таких видов деятельности является социальное экспериментирование.
Выделяют четыре вида социального экспериментирования, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста:
- Поисковые изменения социальной ситуации;
- Выявление особенностей личности другого человека;
- Выявление ребенком своих собственных возможностей;
- Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.
Социальное экспериментирование- деятельность направленная на познание себя и других людей, их внутреннего мира.
Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.
Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:
- Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
- Откликается на просьбы других детей
- С удовольствием занимается вместе со взрослым;
- Успешно действует под руководством взрослого;
- Принимает помощь взрослого;
- Часто взаимодействует со сверстниками;
- Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;
- Проявляет лидерские способности;
- Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
- Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
- Действует самостоятельно;
- Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
- Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.
Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.
Существуют ситуации, которые приводят к неудовлетворению социальной потребности детей в условиях дошкольного учреждения.
Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем: непонимание последним эмоционального состояния дошкольника, отсутствие у воспитателя способов демонстрации своего отношения к ребенку и зависимость отношения к дошкольнику от настроения воспитателя
Второй тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками: непонимание эмоционального состояния других детей, несформированность способов общения с детьми в группе.
Третий тип связан с неудовлетворением у ребенка потребности в деятельности: несовпадении замыслов участников самостоятельной деятельности; отрицательная оценка выполнения роли или результата труда со стороны партнера по совместной деятельности; жесткая регламентация воспитателем самостоятельной игры ребенка.
Таким образом, можно проследить зависимость уровня развитости социального интеллекта от уровня удовлетворенности социальных потребностей ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Неудовлетворенность ребенка в социальных потребностях приводит к его психологическому дискомфорту.
Важно отметить, что для развития социального интеллекта не обязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях. Именно в них воспитатель на конкретных примерах имеет возможность продемонстрировать способы установления межличностных контактов. К сожалению, в большинстве случаев для достижения быстрого результата воспитатели стремятся сами разрешить возникающие споры и конфликты, а не учат детей самостоятельно выходить из затруднительных положений. Это нарушает процесс формирования у детей навыков принятия решении, закрепляет позицию ожидания помощи со стороны. Следовательно, в другой раз в подобной ситуации ребенок будет ждать помощи взрослого, а не попытается сам найти выхода.
Таким образом, для развития социального интеллекта ребенка педагогу необходимы знание и понимание личностных потребностей и ожиданий дошкольника, а так же умение и желание обучать детей способам самостоятельного выхода из затруднительных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"
Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...
Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...
Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
"Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации технологии "Социальные акции"
В разроботке описаны этапы работы проведения "Социальных акций"...