Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
проект по логопедии (старшая группа) на тему
План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
Тема проекта: «Умные ручки».
Автор проекта: Проскурня М.В. – учитель-логопед высшей категории.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели старшей логопедической группы, родители старшей логопедической группы.
Вид проекта:
База: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, д/с комбинированного вида 2 категории № 56
«Улыбка» г. Белая Калитва Ростовской области.
Срок реализации: 01.10.2012 – 30.05.2013 г.
Проблема: создание условий для развития мелкой моторики дошкольников с речевой патологией в коррекционно-образовательном процессе.
Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Задачи: - выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
- модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
- внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
- развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
- сформировать элементарные специфические графические навыки;
- развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
- формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Правила при работе по развитию мелкой моторики:
- подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения;
- проведение работы регулярно, систематически;
- соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру;
- забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Дата | Формы работы | Содержание деятельности | Обеспечение |
Октябрь I-II нед. | Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. | Диагностическое обследование, составление плана коррекционной работы. Совместный с воспитателями анализ результатов диагностики. Подбор необходимого оборудования. Исследование инновационного оборудования. Анкетирование родителей. Игры на координацию движений рук. Игры с произвольными простыми движениями по команде взрослого. Игры с воображаемыми предметами «Запомни-повтори», «Левая-правая», «Наоборот», «Покажи предмет», этюды, речь с движением. | Диагностический материал, метод. литература, игруш- ки, картотека игр, картин- ки, дощечки с дорожками. |
III-IV нед. | Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. | Консультация для воспитателей логопедической группы. Графические упражнения «Дорожки», «Дождик», упр. «Обведи, раскрась». Лепка зёрнышек для птичек, вырезание дорожек для птичек. Самомассаж подушечек пальцев. Игра с пальчиками «Дружба». Перебирание и сортировка круп и семян. Сматывание нитки в клубок. Конструирование из счётных палочек. Игра «Зоопарк из Тарамбуко» | Тетрадь в клетку, каранда- ши, пластилин, ножницы, наборы круп, клубки ниток, счётные палочки. |
Ноябрь I-II нед. | Подгрупп. Индивид. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. Индивид. | Игра с пальчиками «Жучок». Шнуровка «Птицы на дереве». Самомассаж пальцев с помощью карандаша. Трафареты. Игра с прищепками «Ёжик». Изготовление бус из разноцветных скрепок. Магнитный лабиринт. Планшетная игра «Раскрась». Подготовка презентации для родителей. Разработка памяток для родителей. | Пособие для шнуровки «Дерево», шестигранные карандаши, пособие с при- щепками «Ёжик», набор разноцветных скрепок, магнитный лабиринт, планшет. |
III-IV нед. | Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. | Родительское собрание на тему: «Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев и кистей рук». Игра с пальчиками «Овощи». Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек». Су-джок-терапия. Накручивание болтов на гайки. Лего-конструктор. Игра «Выложи из спичек» (по образцу). Плетение из бумаги. Игры «Пассадо», «Сырный ломтик». Планшетная игра «Дорисуй фигуру». | Игра «Чудесный мешочек», су-джок, набор болтов с гайками, лего-конструктор, набор спичек, образцы фигур, бумажные полоски, игры, планшет. |
Декабрь I-II нед. | Подгрупп. Индивид. Индивид. Подгрупп. Индивид. Подгрупп. Индивид. Подгрупп. | Игра с пальчиками « В лесу». Игра «Собери бусы». Игра «Помоги Золушке» (перебирание круп). Игра «Тактильные дощечки». Игры с фланелеграфом. Вырезание ножницами картинок. Игра «Шнур-затейник». Магнитный лабиринт. | Игры «Собери бусы», «Помоги Золушке», «Тактильные дощечки», «Шнур-затейник». Фланелеграф, цветные нитки, ножницы, картинки, магнитный лабиринт. |
III-IV нед. | Индивид. Индивид. Подгрупп. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. | Ниткография: «Выложи узор». Игра «Гномик» (пристёгивание пуговиц, кнопок. липучек). Игры с пальчиками «Солнышко», «Баран». Наматывание нитки на катушку, игра «Пуговицы». Пластилинография. Игры с мелкими волчками. Геоконт, конструктор букв, игры с песком. Планшетная игра «Пчёлка». | Набор цветных ниток, бархатная бумага, пособие «Гномик», нитки, катушки, игра «Пуговицы», пласти- лин, дощечки, волчки, ящик с песком, планшет. |
Январь III-IV нед. | Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. Подгрупп. Индивид. Подрупп. Индивид. | Игра с пальчиками «Дом и ворота». Упражнение «Обведи, заштрихуй». Игра «Выложи такой же узор из пуговиц». Игра с прищепками «Гусеница». Печатание штампами. Перебирание чёток. Игры «Определи на ощупь», «Готовим кораблик в путешествие». Игры на планшете «Нарисуй фигуру». | Карандаши, бумага, трафа- реты, игра «Пуговички», пособие с прищепками «Гусеница», штампы, чётки, игры, планшет. |
Февраль I-II нед. | Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. | Игра с пальчиками «Зайка в лесу». Пальчиковый театр. Игра «Загони шарик в ворота». Бисероплетение. Игра «Выложи из семян». Завязывание бантов, узлов. Книга-лабиринт. Лепка букв из песка. | Пальчиковый театр, шарик, ворота, бисер, леска, набор семян с образцами конту- ров, банты, верёвки, посо- бие «Кукла», ящик с песком. |
III-IV нед. | Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. | Игры с пальчиками « В гостях», «Черепаха». Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки». Игра «Разложи разноцветные горошины». Рисование по манке. Рисование по клеткам. Игра «Лыжи» (с крышками). Игра «Паровозик-Грамотей». Игра «Сенсино». | Пособие «Ёжик», набор трубочек, набор разноцвет- ных пулек, поднос с ман- кой, карандаш, тетрадь в клетку, крышки от буты- лок, игры. |
Март I-II нед. | Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Индивид. | Игра «Выложи узор». Дорисуй вторую половинку. Игра с пальчиками «Сказка». Речь с движением «Кокон». Игра с иппликатором «По кочкам». Застёгивание молний, крючков. Конструктор букв. Игры с песком «Причудливые узоры». | Игра «Выложи узор», кар- точки с половинками ри- сунков, пособие «По коч- кам», набор молний, крюч- ков, ящик с песком, конструктор букв. |
III-IV нед. | Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Индивид. | Игра с пальчиками «На печке». Изготовление аппликации «Цыплята». Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев. Игра «Резинки» (разной упругости). Конструирование букв из проволоки. Шнур-затейник «Яблонька». Бисерография. | Цветная бумага, клей, кар- тон, набор резинок разной упругости, набор разно- цветной проволоки, набор разноцветного бисера. |
Апрель I-II нед. | Индивид. Подгрупп. Индивид. Индивид. Индивид. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. | Упражнение «Надень резинку на мяч». Игра с пальчиками «Утята». Игры с мозаиками. Игры «Пристегни пуговицу», «Завяжи узел». Нахождение мелких предметов в сухом бассейне. Шнур-затейник «Ромашка». Печатание фигур, штриховка. Игра «Сороконожка». | Резиновые мячи, набор ре- зинок, мозаика, игры «При- стегни пуговицу», «Завяжи узел», сухой бассейн, шнур -затейник, карандаши, тетради в клетку. |
III-IV нед. | Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. | Шнуровка «Домик». Игра с пальчиками «Птицы на кормушке». Лепка птиц, вырезание корма из полоски бумаги. Массажные мячики. Собирание из прищепок фигур, букв. Зоопарк из Тарамбуко. Печатание по клеткам тетради. | Шнуровка « Домик», плас- тилин, ножницы, цветная бумага, набор разноцвет- ных прищепок, массажные мячики, тетради, простые карандаши. |
Май I-II нед. | Подгрупп. Индивид. Подгрупп. Индивид. Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. | Изготовление оригами. Игра с пальчиками «Стирка». Вылаживание узоров из семян. Сухой бассейн. Рисование по клеткам, штриховка. Игра «Проведи шарик по дорожке». Игра «Кочки». Массаж рук с помощью щёток. | Информационные системы. Бумага, набор семян, сухой бассейн, карандаши, тетра- ди, дощечки с дорожками, массажные щётки, таблич- ки с фигурами. |
III-IV нед. | Индивид. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Подгрупп. Индивид. | Упражнение с иппликатором «Облако-тучка». Игра с пальчиками «Зимние забавы». Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками». Игры с конструктором. Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук различных изображений. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры. | Пособие «Облако-тучка», дощечки с дорожками, кон- структор, бумага разной плотности и фактуры, кар- тотека потешек и сказок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».
.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...

Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.
В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"
Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
Развитие руки ребенка и ее связь с развитием его речи и мышления....

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики рук – один из важней...