Использование народных игр в физическом развитии детей.
методическая разработка по физкультуре по теме
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Это является одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_narodnykh_igr_v_fizkulturno-ozdorovitelnoy_rabote_.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем всегда на свете ясно,
Что здоровым быть – прекрасно.
Актуальность проблемы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Это является одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы
Так определилась тема моей работы: «Использование народных игр в физкультурно-оздоровительной работе».
ЗАДАЧИ:
• Прививать интерес к русским народным подвижным играм.
• Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний.
• Привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными
играми, физическими упражнениями, спортом.
• Создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
• Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
• Привлечь родителей к образовательной деятельности через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений и навыков детьми в повседневной жизни, в свободной деятельности.
• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Каждый ребенок понимает, что игра - эта страна приключений. Ее незачем искать на географических картах, попасть в нее довольно просто. Для этого не нужен заграничный паспорт, достаточно иметь веселый характер, любить спорт.
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизвестных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов – от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.
Моя система работы
Утренняя гимнастика старшая группа (на народном фольклоре)
• «Капканы» • «Золотые ворота - круговые»
• «Ворота» • «Змейка»
• «Салки» • «Кошки-мышки»
• Жмурки «Маша и Яша» • «Свечки»
• «Заяц» • «Гуси-лебеди»
• «Золотые ворота» • «Волк и овцы»
• «Дорога» • «Петушок»
• «Коники»
НОД
• «Приглашаем поиграть»
• «Путешествие в город Народной игры »
Спортивные развлечения
• «Ярмарка народных подвижных игр»
Использование русских народных подвижных игр в образовательной деятельности
Праздник | Игры |
Новый год | «Арина» «Бабка Ёжка» «Баба Яга» «Башмачки» «В углы» «Жмурки» |
Рождественский сочельник | «Два Мороза» «Скакалка» «Масло» «Орешек» «С города долой»» |
Зимние святки | «Бабка» «Гусельки» «Дедушка -рожок» «Краской» «Прялица» «Слепая курица» «Слепой козёл» |
Масленица | «В каравай» «Взятие снежной крепости» «Водить козла» «Горелки» «Гори, гори ясно» «Горшки» «Крута гора» «Лапти» «Летят - не летят» «Пирог» «Салки» «Салки - догонялки» «Пятнашки с мячом» |
«Алексей - с гор потоки» | «Кораблики» «Родничок» «Ручек» |
Благовещение | «Ай да птица, что за птица» «Бабочки и ласточка» «В птицы» «Воробей» «Ворон» «Голуби» «Жаворонок» «Коршун» «Ласточка» «Огородник и воробей» «Птички» «Пчёлы» |
Вербная неделя | «Верба- вербочка» «Дед» «Захарка» «Мосток» |
Пасха | Игры с яйцами «Солныщко - ведрышко «Береза» «Медом или сахаром» |
Красная горка | «В круги» «Отгадывание» |
Троица | «В кресты» «Венок» «Водяной» «Горячее место» «Ерыкалище» |
Успение (Дожинки) | «Кто с нами?» «Огородник» «Пахари и жнецы» |
Покров | «Заря – заряница» «Кружева» «Молчанка» «Пятнашки» «Узнай, кто?» «Чепуха» «Чехарда» |
Работа с родителями:
• Газета для родителей «Будь здоров малыш».
• Буклет «Русские народные игры».
• Презентация «Игры наших бабушек и дедушек».
• Буклет «Картотека семейных игр».
• «Изготовление атрибутов к играм».
• Семейное художественное творчество «Русские народные игры в картинках».
• Анкетирование.
Результат:
Внедряя комплексное сочетание традиционных программ и инновационных технологий в систему занятий физической культурой, получили результаты:
- Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание детей о народных праздниках.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- У детей повысился интерес к образовательной деятельности.
- Увеличился уровень их физической подготовленности, развития физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
- Получили развитие психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Повысился уровень воспитанности нравственных качеств, коммуникабельности.
- Укрепилась костно-мышечная система дошкольников.
- Положительное психоэмоциональное состояние детей благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
- Укрепление здоровья детей (снижение заболеваемости в группе).
- Повысилась двигательная активность детей.
Список литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством Куприна Л.С, БударинаТ.А., Маркеева О.А., О.Н. Корепанова и др.-СПб «Детство- Пресс», 2001
- Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет.сада Л.В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1986
- Физкультура нестандартные занятия. Старшая группа. С.Е. Голомидова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010
- Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"
Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвен...
Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...
Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста
Материал полезен для начинающих воспитателей...
"Использование нестандартного оборудования для физического развития детей"
Материал из опыта работы....
Использование подвижной игры в физическом развитии детей
Значение подвижной игры. Классификация, виды и характеристика подвижной игры для разных возрастных групп....
Использование бодрящей гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Цель использования бодрящей зарядки: Создание условий для поднятия настроения и мышечного тонуса детей дошкольного возраста, активизации двигательной деятельности. Решаемые задачи:1. ...
Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста
Использование малых форм русского народного фольклорав физическом развитии детей раннего возраста...