Использование народных игр в физическом развитии детей.
методическая разработка по физкультуре по теме

Коблова Галина Алексеевна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Это является одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всем всегда на свете ясно,

Что здоровым быть – прекрасно.

Актуальность проблемы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Это является одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы

Так определилась тема моей работы: «Использование народных игр в физкультурно-оздоровительной работе». 

ЗАДАЧИ:

• Прививать интерес к русским народным подвижным играм.

• Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний.

• Привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными

играми, физическими упражнениями, спортом.

• Создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.

• Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.

• Привлечь родителей к образовательной деятельности  через проведение русских народных подвижных игр,  знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений и навыков детьми в повседневной жизни, в свободной деятельности.

• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Каждый ребенок понимает, что игра - эта страна приключений. Ее незачем искать на географических картах, попасть в нее довольно просто. Для этого не нужен заграничный паспорт, достаточно иметь веселый характер, любить спорт.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизвестных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли?  Кто придумал эти игры?  На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. 

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. 

Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов – от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.

Моя система работы

Утренняя гимнастика старшая группа (на народном фольклоре)

• «Капканы»                        • «Золотые ворота - круговые»

• «Ворота»                                • «Змейка»

• «Салки»                                • «Кошки-мышки»

• Жмурки «Маша и Яша»        • «Свечки»

• «Заяц»                                • «Гуси-лебеди»

• «Золотые ворота»                • «Волк и овцы»

• «Дорога»                                • «Петушок»

• «Коники»

НОД

• «Приглашаем поиграть»

• «Путешествие в город Народной игры »

Спортивные развлечения

• «Ярмарка народных подвижных игр»

Использование русских народных подвижных игр в образовательной деятельности

Праздник

Игры

Новый год

«Арина»

«Бабка Ёжка»

«Баба Яга»

«Башмачки»

«В углы»

«Жмурки»

Рождественский сочельник

«Два Мороза»

«Скакалка»

«Масло»

«Орешек»

«С города долой»»

Зимние святки

«Бабка»

«Гусельки»

«Дедушка -рожок»

«Краской»

«Прялица»

«Слепая курица»

«Слепой козёл»

Масленица

«В каравай»

«Взятие снежной крепости»

«Водить козла»

«Горелки»

«Гори, гори ясно»

«Горшки»

«Крута гора»

«Лапти»

«Летят - не летят»

«Пирог»

«Салки»

«Салки - догонялки»

«Пятнашки с мячом»

«Алексей - с гор потоки»

«Кораблики»

«Родничок»

«Ручек»

Благовещение

«Ай да птица, что за птица»

«Бабочки и ласточка»

«В птицы»

«Воробей»

«Ворон»

«Голуби»

«Жаворонок»

«Коршун»

«Ласточка»

«Огородник и воробей»

«Птички»

«Пчёлы»

Вербная неделя

«Верба- вербочка»

«Дед»

«Захарка»

«Мосток»

Пасха

Игры с яйцами

«Солныщко - ведрышко

«Береза»

«Медом или сахаром»

Красная горка

«В круги»

«Отгадывание»

Троица

«В кресты»

«Венок»

«Водяной»

«Горячее место»

«Ерыкалище»

Успение (Дожинки)

«Кто с нами?»

«Огородник»

«Пахари и жнецы»

Покров

«Заря – заряница»

«Кружева»

«Молчанка»

«Пятнашки»

«Узнай, кто?»

«Чепуха»

«Чехарда»

Работа с родителями:

• Газета для родителей «Будь здоров малыш».

• Буклет «Русские народные игры».

• Презентация «Игры наших бабушек и дедушек».

• Буклет «Картотека семейных игр».

• «Изготовление атрибутов к играм».

• Семейное художественное творчество «Русские народные игры в картинках».

• Анкетирование.

Результат:

Внедряя  комплексное сочетание традиционных программ и инновационных технологий в систему занятий физической культурой,  получили результаты: 

  • Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  • Знание детей о народных праздниках.
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
  • У детей повысился интерес к образовательной деятельности.
  • Увеличился уровень их физической подготовленности, развития физических  качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  • Получили развитие   психические качества: внимание, память, воображение,  умственные способности.  
  • Повысился уровень воспитанности  нравственных качеств, коммуникабельности.
  • Укрепилась костно-мышечная система дошкольников.
  • Положительное психоэмоциональное состояние детей благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
  • Укрепление здоровья детей (снижение заболеваемости в группе).
  • Повысилась двигательная активность детей.

Список литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством  Куприна Л.С, БударинаТ.А., Маркеева О.А., О.Н. Корепанова и др.-СПб «Детство- Пресс», 2001
  2. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет.сада Л.В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1986
  3. Физкультура нестандартные занятия. Старшая группа. С.Е. Голомидова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010
  4. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...

Использование подвижной игры в физическом развитии детей

Значение подвижной игры. Классификация, виды и характеристика подвижной игры для разных возрастных групп....

Использование бодрящей гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Цель использования бодрящей зарядки: Создание условий для  поднятия настроения и  мышечного тонуса детей дошкольного возраста, активизации двигательной деятельности. Решаемые задачи:1. ...

Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста

Использование малых форм русского народного фольклорав физическом развитии детей раннего возраста...