Использование подвижной игры в физическом развитии детей
статья по физкультуре по теме
Значение подвижной игры. Классификация, виды и характеристика подвижной игры для разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos._leto._statya.skazka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование подвижной игры в физическом развитии детей»
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, т.е. часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Только 10 % детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями учебной деятельности.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «дефицит движений», т.е. количество движений, производимых им в течение дня ниже возрастной нормы. Большую часть времени дети проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, за компьютером ), что увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетно-мышечной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Таких детей, как подтверждает статистика, 30-40 %, при этом у них чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Также, в последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении. Физиолог Щелованов Н.М. писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».
Д.Б.Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием
положительных эмоций и ниже с преобладанием отрицательных.
Отмечается, что недостаток положительных эмоций у ребенка в дошкольном возрасте ведет к тому, что ребенок не может испытывать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.
Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что ведет к ухудшению психического и физического здоровья ребенка, поэтому нарушает перспективы его всестороннего развития.
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Важная роль в успешном применении оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПЕЦИФИКА.
Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок, увлекаясь содержанием, эмоциональной насыщенностью побуждается к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, внимания, памяти; развивает наблюдательность, сообразительность, развивает способности правильно оценивать пространственные и временные отношения. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф.Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле ( М.Александер, В.Райх), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией свого тела и индивидуальными способностями.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в
истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Подвижные игры играют большую роль в эмоционально-волевом развитии ребенка: он учиться полноценному общению со сверстниками, формируются способности подчинять свои импульсивные желания правилам игры, нравственные чувства. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
У дошкольника в игре происходит формирование новых мотивов и потребностей (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
Использование русской народной подвижной игры воспитывает у дошкольников патриотические чувства, так как в ее содержании передаются традиции (календарные и семейные обряды), быт, фольклор(дразнилки, поддевки, прибаутки, считалки. Русская народная игра – это историческая память нашего народа.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (летают как «воробушки», скачут как «зайчики»). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включается механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.
Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную направленность.
Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они выбирают самостоятельно способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.
Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.
Стоп – упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффективно влияют на деятельность сердечно –сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Особая роль отводится играм с мячом. Известный немецкий педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Особое значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями. Также играя с мячом ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает. Подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры
развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе (не сравнивать с другими детьми).
В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.
В подвижных играх с элементами спорта создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц), игровые действия связаны с развитием сюжета и ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например, «Чье звено скорее соберется». Элементы соревнований побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто
скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательное задания, а остальные дети являются зрителями.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, хоккей, футбол). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой
подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Подвижные игры различаются также по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета. Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет взрослый, а малыши изображают одинаковые персонажи. В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4).
Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речетативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы веселые ребята»).
Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...
Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Роль подвижные игры в физическом развитии детей с амблиопией и косоглазием».
Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контр...
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»...
Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста
Публикация о влиянии подвижных игр на развитие ребенка старшего дошкольного возраста....
«Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста ».
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....