Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада.
консультация на тему
Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада.
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
При построении среды в ДОУ необходимо руководствоваться принципами В.А.Петровского:
- дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый -ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.
- активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».
- стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.
- комплексирования и гибкого зонирования: использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или наоборот, пересекания).
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединяться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки – символа.
- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде: использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффективных зрелищ: цветовых, световых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).
- открытости-закрытости: взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.
- учета половых и возрастных различий: трехуровневое моделирование.
- ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. - - обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.
Границы взаимодействия с окружающим миром ребенка младшего возраста значительно расширяются в сравнении с ранним возрастом. При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н.Полякова), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.
При организации предметной среды в средней группе необходимо учитывать высокую подвижность детей 5 лет. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети 5-го года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей.
При организации предметной среды в группах старшего дошкольного возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Среда в старшей и подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.
Во всех группах используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а так же осваивают воздушное пространство (к потолку подвешивают игрушки, поделки). Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
- на пройденный программный материал;
- на индивидуальные возможности детей;
- обеспечение зоны ближайшего развития;
- неисчерпаемую информативность.
Развивающие зоны младшей группы.
Раздевалка
1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.
2. Стенды для взрослых: «Вот что мы умеем» (постоянно обнов-ляющаяся выставка работ детей); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п.
Цели:
1. Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы.
2. Формирование навыков общения, умения привет-ствовать друг друга, прощаться друг с другом.
3. Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.
Уголок «Маленькие строители» (можно соединить с уголком по правилам дорожного движения)
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.
4.Конструкторы типа «Лего».
5.Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками.
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).
7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.
Цели:
1.Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.
Уголок по правилам дорожного движения
1. «Светофорчик» (наклеить светофор)
2. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).
3. Средний транспорт.
4. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
5. Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Цели:
1.Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
Уголок художественного творчества
«Маленькие художники»
1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные каранда-ши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани.
3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.
4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы.
5.Готовые формы для выкладывания и наклеивания. 6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.
Цели:
1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цвето-восприятия и цвето-различения, творческих способностей.
Уголок дидактических игр
«Игротека»
Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов.
1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».
5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
6.Блоки Дьенеша.
7.Палочки Кюизенера.
8.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
9.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).
10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3.Серии из 3-4 картинок для установления последовател-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Цели:
1.Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое
2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков.
3.Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.
4.Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.
5.Выявление отношения групп предметов по коли-честву и числу (много, мало, один).
6.Обучение определению количества путем пересчета (1,2,3).
7.Воспитание правильного физиологического дыхания.
8.Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.
9.Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки.
10.Обогащение активного словаря детей.
11.Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Книжный уголок
«Книжкин дом»
1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.
Цели:
1.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.
2.Формирование и расширение представлений об окружающем.
Музыкальный уголок
«Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка»
1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.
2.Магнитофон.
3.Пластковые прозрачные емкости с разными наполнителя-ми: горохом, желудями, камешками и другие нетрадицион-ные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1. - с.-21).
4.Карточки с картинками.
Цели:
1.Развитие слухового восприятия и внимания.
2.Формирование исполнительских навыков
Спортивный уголок
«Озорные мячики»
1.Мячи большие, средние, малые.
2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.
7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.
8.Кегли.
9.Мешочки с грузом малые (для бросания).
10.Скакалка.
11.Доска ребристая или дорожка ребристая.
12.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч». -2002.-№ 1.-с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с.-22).
Цели:
1.Развитие ловкости, координации движений.
2.Обучение согласованным действиям.
3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.
Театральная зона
«Петрушкин театр»
1.Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф.
2.Набор масок сказочных животных.
3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.
4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).
5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц.
Цели:
1.Формирование навыков слушания.
2.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.
2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.
3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).
4.Коляска для кукол (3шт.).
5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д.
6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.
7.Мягкие игрушки: крупные и средние.
Цели:
1.Формирование ролевых действий.
2.Стимуляция сюжетно- ролевой игры.
3.Формирование коммуникативных навыков в игре.
4.Развитие подражательности и творческих способностей.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Занимательный уголок»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.
4.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
5. Предметы для игр с тенью.
6.Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).
Уголок природы: «Зеленый уголок»
1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
2.Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;
3.Аквариум с крупными улитками и ярко окрашенными рыбками: 1-2 разновидности золотой рыбки – вуалехвост.
4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
Календарь природы
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.
Цели:
1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.
2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.
3.Формирование знаний о комнатных растениях.
4.Формирование понимания о необходимости ухода за растениями и животными.
5.Развитие наблюдательности.
6.Формирование умения определять состояние погоды.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Мой поселок», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
2. Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир родного края», «Наш поселок в разные времена года».
3.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
4.Совместные работы из бросового и природного материала.
Уголок уединения
Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
Развивающие зоны средней группы.
Раздевалка
1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографиями детей в картинках), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.
2.Стенды для взрослых: «Вернисаж», «Мы художники» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду); «Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); «Семейная гостевая» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Визитная книга» - информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления); мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома; бюро находок «Маша-растеряша». «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, музыкальные и спортивные развлечения и т.п.
Цель:
1.Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться.
2.Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом.
3.Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.
Уголок «Маленькие строители»
(можно соединить с уголком по правилам дорожного движения)
«Конструкторская»
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий пластмассовый конструктор.
4.Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
5.Тематический строительный набор: город, замок (крепость), ферма (зоопарк).
6.Конструкторы типа «Лего».
7.Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
8. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораб-лики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).
9.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.)
Цели:
1.Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения
Уголок по правилам дорожного движения
«Красный, желтый, зеленый», «Светофорик» (наклеить светофор, жезл для обозначения уголка).
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.
5.Небольшие игрушки (фигурки людей).
Цели:
1.Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни.
Музыкальный уголок
«Музыкальный салон», «Веселые нотки», «Звенящий дом»
1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник.
2.Магнитофон.
3.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.
4.Карточки с нотами и картинками.
5.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№1.-с.-21.)
Цели:
1.Развитие слухового восприятия и внимания.
2.Формирование исполнительских навыков.
Уголок художественного творчества
«Маленькие художники», «Стена художеств», «Стена творчества» и т.д.
1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.
3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.
4.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска.
Цели:
1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.
Уголок дидактических игр
«Познавайка»
Материал по математике и сенсорике (на стене или на дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров, цифры).
1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
3.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
4.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
5.Блоки Дьенеша.
6.Палочки Кюизенера.
7.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).
8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).
9.Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм.
10.Горки (наклонные плоскости) для шариков.
11.Часы с круглым циферблатом и стрелками.
12.Счеты напольные
13.Набор кубиков с цифрами.
14.Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр.
15.Наборы моделей: деление на части.
Материал по развитию речи и познавательной деятельности (наклеить буквы или придумать Познавайку).
1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4.Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6.Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12.Набор кубиков с буквами.
13.Набор карточек с изображением предмета и названием.
14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Цель:
1.Развитие мышления и пальцевой моторики. Совершенствование операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.
2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование об-следовательских навыков.
3.Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме.
4.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу.
5.Обучение определению количества путем отсчитывания и пересчитывания (до 5).
6.Развитие потребности в познании окружающего мира.
7.Формирование интереса к познавательной деятельности.
8.Совершенствование операций сравнения, анализа, классификации, сериации, обобщения.
9.Формирование потребности в обогащении словаря.
10.Развитие связной речи.
11.Формирование правильного произношения звуков речи и их дифференциая.
Книжный уголок
«Буквочейка», «Книжкин дом»
1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.
3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
Цель:
1.Совершенствование умения обращаться с книгой, расширение представлений об окружающем.
Театральная зона
«Театр Буратино»
1.Ширма.
2.Маленькие ширмы для настольного театра.
3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).
4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см.
6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).
7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).
8.Набор фигурок: семья.
9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.
Цели:
1.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
2.Формирование умения ставить несложные представления.
3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности.
Спортивный уголок
«Спортивный островок»
1.Мячи большие, малые, средние.
2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур, скакалки.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.
7.Кольцеброс.
8.Ленточки, платочки.
9.Кегли.
10.Мешочки с грузом (малый и большой).
11.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.
12.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч».-2002.-№1.-с.12).
Цели:
1.Развитие ловкости, координации движений.
2.Обучение основным движениям и спортив-ным упражнениям: прыжки с места, метание предметов разными способами и т. д.
3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке.
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).
2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды.
3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).
4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.).
5.Кукольная коляска (2 шт.).
6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» - «Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.
7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.
8.Мягкие игрушки (средние и крупные).
Цели:
1.Формирование ролевых действий.
2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры.
3.Формирование коммуникативных навыков в игре.
4.Развитие подражательности и творческих способностей.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Лаборатория Знайки»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.
6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы: «Зеленый оазис»
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
- способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;
- величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – бегонии, фуксии.
Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ ( фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);- летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.
3.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды»
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Бумажная кукла с разной одеждой.
В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)
Цели:
1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.
2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.
3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов.
1.Форимрование знаний о комнатных растениях.
2.Формирование представлений о потребностях растений.
3.Овладение несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, кормить рыб.
4.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям
1.Развитие наблюдательности, восприятия, творческих способностей.
2.Совершенствование умения определять состояние погоды.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Мой поселок», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»,
2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки русского народа; рассказы и стихотворения о земле Дивеевской, Нижегородской области;
3.Папки-передвижки: «Сатис в разные времена года», «Животный и растительный мир нашей местности».
4.Декоративно-прикладное искусство Нижегородской области.
5.Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю.
Цели:
1.Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к русской народной культуре.
2.Развитие познавательного интереса к родному городу, его росту и благоустройству.
Уголок уединения
«Домик неприкосновенности»
Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
Развивающие зоны в старшей группе.
Раздевалка
1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами, фотографиями детей), скамейки.
2.Информационные стенды для взрослых: «Картинная галерея (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); Фотоальбом «Моя семья», «Семейный очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, «Визитная книга» информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления); «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, развлечения и т.п.
Цели:
1.Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.
2.Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.
3.Привлечение к воспитательной работе родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей.
Уголок конструирования
«Конструкторское бюро»
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий строительный конструктор.
4.Тематические строительные наборы (для мелких персона-жей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.
5.Конструкторы типа «Лего».
6.Металлический конструктор.
7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль.
Цели:
1.Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.
2.Обучение элементарному планированию действий.
3.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.
Уголок по правилам дорожного движения
Площадка «Светофорика» (наклеить светофор, жезл)
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей)
Цели:
1.Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями.
Уголок художественного творчества
«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.
5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.
Цели:
1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.
2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
3.Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.
4.Обучение различным техникам вырезания.
5.Освоение новых способов изображения.
Книжный уголок
«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша библиотека»
1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.
2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.
3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.
4.Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России, Москвы
Цели:
1.Развитие избирательного отношения к произведениям художествен-ной литературе.
2.Повышение внимания к языку литературного произведения.
3.Совершенствование выразительности декламации.
«Музыкальный салон»
1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.
2.Магнитофон.
3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
4.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1.-с.-21).
Цели:
1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.
2.Воспмтание устойчивого интереса к музыкальным произведениям разных жанров.
Спортивный уголок
«Мини-стадион», «Уголок здоровья»
1.Мячи большие, малые, средние.
2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Кольцеброс.
7.Кегли.
8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
10.Детская баскетбольная корзина.
11.Длинная и короткая скакалки.
12.Бадминтон.
13.Городки.
14. «Летающие тарелки».
15.Мешочек с грузом малый и большой.
16.Серсо.
17.Гантели детские.
18.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч».-2002.-№ 1.- с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с-22).
Цели:
1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.
2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.
3.Развитие глазомера.
4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.
5.Развитие умения быть организованными.
6.Формирование правильной осанки.
7.Поддержание интереса к различным видам спорта.
Театральная зона
«Театр сказок»
1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.
2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).
4.Атрибуты для теневого театра
5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).
6.Корона, кокошник (2-4 шт.).
7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)
8.Магнитофон.
9.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
Цели:
1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.
2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.
3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.
2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.
3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).
4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
5.Коляски для кукол (2 шт.)
6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
7.Предметы-заместители.
8.Набор мебели «Школа».
9.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Моряки», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.
Цели:
1.Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры.
2.Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.
3.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.
4.Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества.
Математическая зона
«Островок размышлений», «Игротека»
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5.Рабочие тетради по математике.
6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7.Наборы объемных геометрических фигур.
8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9.Счеты напольные и настольные.
10.Счетные палочки.
11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
14.Система наклонных плоскостей для шариков.
15.Термометр спиртовой.
16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
19.Настольно-печатные игры.
20.Наборы моделей: деление на части (2-8).
21.Разнообразные дидактические игры.
Цели:
1.Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
2.Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
3.Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах до 10.
4.Обучение измерению с помощью условной мерки.
5.Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
6.Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
7.Развитие логического мышления.
Центр дидактической игры
«Знайкины университеты»
Грамматический уголок.
1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.
5.Ранообразные дидактические игры.
Материал по познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.
2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.
3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).
4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).
5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).
7.Разрезные сюжетные картинки (8-10 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.
8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Цели:
1.Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.
2.Формирование грамматически правильной речи.
3.Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.
4.Развитие интереса к самостоятельному моделированию содержания произведения, созданию собственных.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.
6.Различные часы.
7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8.Набор для опытов с магнитом.
9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»
1.Растения должны быть:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;
- весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;
-летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.
4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы: «Метеостанция»
1.Картина сезона, модели года, суток.
2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.
Цели:
1.Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.
2.Расширение чувственного опыта детей.
3.Формирование первичных естественно-научных представлений.
4.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.
5.Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
6.Повышение интереса к экспериментальной деятельности.
Цели:
1.Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений.
2.Обогащение знаний о комнатных растениях.
3.Овладение умениями ухода за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
4.Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые.
5.Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
1.Развитие наблюдательности.
2.Формирование системы знаний о сезонах и установление причинно-следственных связей.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Наш поселок» «Земля Дивеевская», «Нижний Новгород»
2.Предметы искусства Нижегородской области.
3.Флаг, герб и другая символика России, Нижегородской области.
4. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
5. Папки-передвижки: «Сатис в разные времена года», «Животный и растительный мир нашей местности».
6.Декоративно-прикладное искусство Нижегородской области.
Цели:
1.Рассширение знаний о родном поселке: его своеобразие, географическое положение.
2.Формирование знаний о государственных символиках страны и области.
Уголок уединения
«Страна неприкосновенности»
Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
Развивающие зоны в подготовительной группе.
Раздевалка
1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами, фотографиями детей), скамейки.
2.Информационные стенды для взрослых: «Картинная галерея (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); Фотоальбом «Моя семья», «Семейный очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Готовимся к школе» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, «Визитная книга» информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления); «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, развлечения и т.п.
Цели:
1.Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.
2.Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.
3.Привлечение к воспитательной работе родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей.
Уголок конструирования
«Конструкторское бюро»
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий строительный конструктор.
4.Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.
5.Конструкторы типа «Лего».
6.Металлический конструктор.
7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
8.Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.
Цели:1.Развитие пространственного и конструктив-ного мышления, творческого воображения.
2.Обучение элементарному планированию действий.
3.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.
Уголок по правилам дорожного движения
«Дорожная грамота» (наклеить светофор, жезл)
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей).
Цели:
1.Закрепление знаний о правилах дорожного движения и умений пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.
Уголок художественного творчества
«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.
5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.
Цели:
1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.
2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
3. Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.
4.Обучение различным техникам вырезания.
5.Освоение новых способов изображения.
Книжный уголок
«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша библиотека»
1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.
2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.
3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.
4.Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России, Москвы.
Цели:
1.Приобщение к общечеловеческим ценностям.
2.Воспитание духовной культуры.
3.Формирование представлений о культуре через ознакомление с книгой.
4.Развитие способности к сочинительству.
Музыкальный уголок
«Музыкальный салон»
1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.
2.Магнитофон.
3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
4.Нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1.-с.-21).
Цели:
1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.
2.Воспмтание устойчивого интереса к музыкальным произведениям, расширение музыкальных впечатлений.
Спортивный уголок
«Мини-стадион», «Уголок здоровья»
1.Мячи большие, малые, средние.
2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Кольцеброс.
7.Кегли.
8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
10.Детская баскетбольная корзина.
11.Длинная и короткая скакалки.
12.Бадминтон.
13.Городки.
14. «Летающие тарелки».
15.Мешочек с грузом малый и большой.
16.Серсо.
17.Гантели детские.
18.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч».-2002.-№ 1.- с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с-22).
Цели:
1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.
2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.
3.Развитие глазомера.
4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.
5.Развитие умения быть организованными.
6.Формирование правильной осанки.
7.Поддержание интереса к различным видам спорта.
Театральная зона
«Театр сказок»
1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.
2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).
4.Атрибуты для теневого театра
5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).
6.Корона, кокошник (2-4 шт.).
7.Магнитофон.
8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)
Цели:
1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.
2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.
3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.
2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.
3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).
4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
5.Коляски для кукол (2 шт.)
6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
7.Предметы-заместители.
8.Набор мебели «Школа».
9.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Банк» и др.
Цели:
1.Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения.
2.Активизация ролевой речи. Обогащение речевого сопровождения сюжетной игры. Формирование различных видов словесной регуляции в ходе игры.
3.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.
4.Обогощение опыта моделирования различных типов социальных отношений.
Математическая зона
«Островок размышлений»
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.
3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5.Рабочие тетради по математике.
6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7.Наборы объемных геометрических фигур.
8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9.Счеты напольные и настольные.
10.Счетные палочки.
11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
14.Система наклонных плоскостей для шариков.
15.Термометр спиртовой.
16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
19.Настольно-печатные игры.
20.Наборы моделей: деление на части (2-16).
21.Разнообразные дидактические игры.
Цели:
1.Уточнение и расширение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти.
2.Уточнение и расширение представлений о временных отношениях.
3.Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
4.Упражнения в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине.
5.Закрепление знаний о частях суток.
6.Упражнения в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.
7.Обучение классификации геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.
8.Обучение формулировке арифметических действий.
Центр дидактической игры
«Знайкины университеты»
Грамматический уголок.
1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.
5.Разнообразные дидактические игры.
Материал по познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.
2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.
3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).
4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).
5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).
7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.
8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Цели:
1.Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.
2.Формирование грамматически правильной речи.
3.Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.
4.Закрепление интереса самостоятельно моделировать содержания произведения, создавать собственные.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.
5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.
6.Различные часы, безмен.
7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.
8.Набор для опытов с магнитом.
9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).
10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад»
1.Должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);
- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);
- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и посадки.
3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы: «Метеостанция»
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.
3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.
Цели:
1.Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.
2.Расширение чувственного опыта детей.
3.Обогащение первичных естественно-научных представлений.
4.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.
5.Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
6.Формирование измерительных навыков.
7.Формирование комплексного алгоритма обследования предметов.
1.Формирование системы знаний о потребностях растений.
2.Расширение, уточнение и конкретизация представлений о комнатных растениях.
3.Закрепление умения различать и называть растения уголка природы.
4.Овладение навыками ухода за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
5.Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
1.Развитие наблюдательности и творческих способностей.
2.Совершенствование умения распознавать состояния погоды.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Наш поселок» «Земля Дивеевская», «Нижний Новгород»
2.Предметы искусства Нижегородской области.
3.Флаг, герб и другая символика России, Нижегородской области.
4. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
5. Папки-передвижки: «Сатис в разные времена года», «Животный и растительный мир нашей местности».
6.Декоративно-прикладное искусство Нижегородской области.
Цели:
1.Рассширение знаний о родном поселке: его своеобразие, географическое положение.
2.Формирование знаний о государственных символиках страны и области.
Литература
1.Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. - № 2.- С.60
2.Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду//Дошкольное воспитание.-2003.-№ 12.-С.17
3.Лаврентьева Т.В. Организация предметной среды и позиция воспитателя//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 6.-С.72
4.Материалы и оборудование для детского сада/Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. и др.-М.,2004
5.Нищева Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей логопедической группе//Дошкольная педагогика.-2004.-№ 3
6.Нищева Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе логопедической группе//Дошкольная педагогика.-2004.-№ 6
7.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада
Из опыта работы....
Презентация "Особенности предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада"
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий ...
Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.
Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.
Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов...
Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада
Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада...
Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада.
Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада....
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада»
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада»Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающу...