"Одаренные дети"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
М.ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка»
Выступление
педагога – психолога
на семинаре с педагогами
М.ДОУ №17 «Лесная сказка»
на тему «Одарённые дети»
г. Набережные Челны
2009 год
Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития – проблема, привлекающая внимания широкого круга психологов и педагогов.
В психологической литературе существуют описания особенностей одаренных детей, путей определения и развития одаренности в дошкольном возрасте.
Под одаренностью понимается, прежде всего высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни.
Некоторые способности определяют успешность во многих видах деятельности. Это общие способности. Другие существенны только для отдельных видов деятельности. Их называют специальными. К ним относятся музыкальные, математические, изобразительные, спортивные и д.р. Специальные способности во многом базируются на общих, а общие проявляются в специальных.
Общие способности принято подразделять на 2 большие группы:
- Умственные (интеллектуальные),
- Художественные.
Соответственно, можно выделить и виды одаренности.
Однако значительное развитие способностей – основное, на не единственное содержание одаренности.
У одаренных детей наблюдается также высокая активность, повышает интерес к деятельности, которая связана с проявлениями данного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует так же отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игровой, конструированием, изобразительной и другими.
Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности.
Таким образом, одаренный ребенок дошкольного характеризуется выраженной активностью, устойчивым интересом к разным видом деятельности и сферам деятельности, высоким условиям развития способностей и овладения детским видом деятельности. В содержание умственной одаренности включается, с одной стороны, повышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задании, приобретать новые знания, а с другой – сравнительно высокий (для детского возраста) уровень развития общих умственных способностей.
Общие умственные способности можно условно разделить на 2 вида.
Первый – это познавательные способности, которые проявляются при решении обычных интеллектуальных задач закрытого типа, т.е. требующих нахождения одного единственного верного ответа. Способ мышления, обеспечивающие поток и нахождение только ответа, может быть вполне традиционным.
Второй вид общих способностей – творческие способности, которые проявляются при решении задач другого типа. Эти задачи отличаются открытым характером и предполагают существования практически неограниченного количества правильных решений. Творческие способности дошкольника основаны на развитие воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.
Развитие познавательных и творческих способностей может не совпадать, и возможно преобладание общей интеллектуальной, либо творческой одаренности.
При этом у интеллектуальных одаренных детей творческие способности, как правило, проявляются на высоком или среднем уровне (но не на низком). У творчески одаренных детей интеллектуальные способности проявляются, в свою очередь, так же на среднем или высшем уровне.
В устном одаренность проявляется в возможности умственного решения широкого круга познавательных и творческих задач.
В литературе по анализу детской одаренности применяется ряд черт, некоторые отличают умственно одаренных детей от их сверстников. Это такие особенности детей, как высокая энергетическая активность, выраженный познавательный интерес. Хорошая помять, высокий уровень речевого развития, эмоциональная решимость, доброжелательность, стремление любое дело доводить до совершенства, хорошие контакты с окружающими и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...