«Формы взаимодействия дефектолога и воспитателя в условиях дома ребенка»
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме
Развитием речи детей в домах ребенка занимается не только дефектолог, но и воспитатель. Они работают в тесном контакте, дополняя друг друга. Дефектолог развивает речь детей в определенной последовательности, воспитатель на своих занятиях и вне занятий (в повседневной жизни) закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dlya_kursov.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Центр дополнительного и профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Формы взаимодействия дефектолога и воспитателя в условиях дома ребенка»
Выполнена: слушателем программы
курсов повышения квалификации
Сальниковой Екатериной
Александровной
Тула – 2013
Развитием речи детей в домах ребенка занимается не только дефектолог, но и воспитатель. Они работают в тесном контакте, дополняя друг друга. Дефектолог развивает речь детей в определенной последовательности, воспитатель на своих занятиях и вне занятий (в повседневной жизни) закрепляет речевые навыки детей,' полученные на занятиях дефектолога.
Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание и раздевание его, умывание, кормление. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь будет стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. В связи с этим не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой, например: «Пошли мыть руки». «Сейчас будем заниматься». По мере того, как дети начинают правильно действовать, усвоив эту формулировку, следует изменять словесное обращение к детям, дополняя его новыми словами, меняя порядок слов в предложении, эмоциональную окраску. Так, обращение: «Пошли мыть руки» можно заменить следующими вариантами:«Будем мыть руки», «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора мыть руки». И т.д. Вместо: «Сейчас будем заниматься» — «Приготовьтесь к занятию», «Дети, готовимся к занятию», «Сядем все на стульчики», «Все дети сели на стулья» (за столы), «Что мы будем делать?» (рисовать, играть, лепить), «Сели на свои места» (за столом). И т. д.
Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам, действиям и т.д.
Связь дефектолога и воспитателей осуществляется по двум направлениям:
- выбор темы,
- определение уровня общения.
Выбор очередной темы для изучения с детьми дефектолог и воспитатель осуществляют совместно. Выбрав тему, они согласуют также содержание работы на занятиям, подбор игр и упражнений, методы обучения и закрепления речевых навыков.
Кроме выбора темы, дефектолог и воспитатели согласуют общие требования к речи всех детей: надо ли упражнять детей в эмоциональном общении или выполнении инструкций (развитие общения), или требовать ответов на вопросы словами (словосочетаниями) и т. д.
Кроме того, дефектолог и воспитатель должны обсуждать индивидуальные особенности каждого ребенка и на их основе осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его речевых возможностей
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами дефектологического занятия. Основную словарную работу проводит дефектолог, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы.
При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на дефектологических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Дефектолог в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предлагаемых дефектологом. Воспитатель должен оказывать помощь дефектологу во введении поставленных дефектологом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных дефектологом.
Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п., подготовленных дефектологом.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назанчению. Дефектолог на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Основные виды организации совместной деятельности дефектолога и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в доме ребенка и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит дефектолог, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (дефектолог отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его.
Исходя из этих задач, разделяются функции дефектолога и воспитателя следующим образом:
Функции дефектолога:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Дефектолог на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Дефектолог руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями дефектолога.
Нужно напомнить воспитателям о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Работа воспитателя и работа дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: дефектолог исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством дефектолога активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа дефектологического воздействия. Поэтапность в работе дефектолога обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на дефектологических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного
Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного
Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....
«Формы взаимодействия логопеда и воспитателя в условиях дома ребенка»
Связь логопеда и воспитателей осуществляется по двум направлениям:— выбор темы,— определение уровня общения....
Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)
1. Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2. Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
Проектная деятельность в практике работы воспитателя в условиях дома ребенка
актуальной проблемой развития детей является проектирование какого-либо вида их деятельности, а также обеспечение преемственности и продуктивное формирование необходимых навыков, большое значение сред...
Комментарии
Хочу сказать огромное спасибо
Хочу сказать огромное спасибо за статью написанную Екатериной, прочитав ее я почерпнула из нее много нового, и теперь пользуюсь этой информацией в своей работе