РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
учебно-методический материал по теме

Итоговая работа вариативного блога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность

Мировые стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении.

 Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения. Знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека. В современном мире нельзя недооценивать возрастающее влияние информационных технологий на повседневную жизнь и рабочую среду, где знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Необходимо поощрять их любознательность, сообщать детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах  деятельности: игровой, музыкально-ритмической,театрализованной, музыкально-игровой,рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь  развивать ту деятельность,которой он начинает заниматься.Самостоятельно ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и  творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Цельданной работы заключается вобосновании эффективного использования игровой деятельности для развития творческого потенциала.

Объект исследования: процесс развития творческого потенциала

Предмет исследования:игровая деятельность на уроках английского языка

Задачи:

  1. Выявить основы развития творческого потенциала.
  2. Обосновать возможность использования игровой деятельности для развития творческого потенциала.
  3. Представить опыт работы по применению игровой деятельности для учащихся дошкольного возраста второго года обучения на обобщающих уроках по английскому языку.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов
  • развитие мотивации личности к творчеству и познанию;

Практическая значимость работы:

Возможность применения опыта данной работы в деятельности преподавателей английского языка.

§ 1. Развитие творческого потенциала

Творческий потенциал  (лат. potentia — сила) —  совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности. Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации.

Творческий потенциал включает компоненты:

  • мотивационно-целевой;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

- мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

- мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Под творчеством  мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается новый качественный продукт. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В дошкольный период происходит процесс становления личности ребенка. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка и игра со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибочно полагают, что сказочное детство от того и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло - будет наказано. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мира ощущения они находят в процессе игры.

§ 2 Возможности использования игровой деятельности для развития творческого потенциала на уроках английского языка

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому основными формами и методами обучения являются игровые методы и практические занятия с использованием различных наглядных средств обучения, природного материала.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и действенных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".

На обобщающих уроках второго года обучения я очень часто применяю следующие виды игровой деятельности для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности.

  • Фонетические игры. С помощью этих игр можно тренировать учащихся в произнесении английских звуков, учить читать и разучивать стихи с целью их воспроизведения по ролям.
  • Лексические игры. С помощью лексических игр можно отрабатывать операционные структуры лексических навыков говорения, готовить учащихся к пониманию слов при аудировании, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.
  • Театр. Театрализованная игра на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь. Как правило, в основе таких игр лежат сказки.Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, и раскрыть его творческий потенциал   и поэтому театрализованные игры пользуются у наших детей большой любовью.
  • Сюжетно – ролевые игры.  Это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Языковые игры:

Фонетические игры:

Цель: постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

  1. Playing Airplane. [v]

Вы когда – нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v].давайте поиграем в «английский» самолётик:

The plane is travelling up in the sky

vvv – vvv – vvv.

Moving so fast and ever so high

vvv – vvv – vvv.

Over the land and over the sea

vvv – vvv – vvv.

But we always come back in time for tea

vvv – vvv – vvv.

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики. Во время игры используются картинки с изображением предметов, о которых идет речь в стихотворении.

2)Маленький мышонок.

Учитель проситдетей представить, как маленький мышонок на цыпочках тихонько крадется по комнате, где спит кошка, стараясь ее не разбудить [t t t]. Дети показывают, как ходит мышонок, произнося звук [t].Можно его разнообразить, попросив кого-нибудь из детей изобразить проснувшуюся кошку, когда она бежит за мышонком. Роль кошки может исполнить и преподаватель. При выполнении этого упражнения также воспользуйтесь листом бумаги.

 3)MonkeyTalk. [ð]

Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят  рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: «They, they, they», а учёная обезьянка разговаривает как поэт: «Thee, Thee,Thee»:

Little monkey in the tree

This is what he says to me,

“They, they, they

Thee, thee, thee”.

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

“Thee, thee, thee

They, they, they”.

На втором году обучения дошкольников стихотворение проговаривает  только учитель, а обучающиеся произносят слова. “Thee, thee, thee, They, they, they”, но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Фонетические игры способствуют тренировке учащихся в произношении английских звуков,      формированию  навыков фонетического слуха. Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.Кроме того, игра выполняет эмоциональную, мотивационную функцию.

Лексические игры:

4) How many ? Цель: тренировка числительных больше

У учителя на столе всегда лежат много красивых книг, игрушек. Сколько же там разных предметов?  - How many ?

Дети пытаются отгадать: - There are …

 5) Champion Game. Цель: закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти.

 Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

  • Семья  – I have got a mother, a father, an uncle, an aunt...
  • Игры и спорт – I like to play leap – frog, hide – and – seek, volleyball…

         

  • Food – I’d like to eat an apple, sweets, bananas, a cup of tea…

 

6)Let’sdrawapicture. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

 Каждому ученику или командеучитель раздает лист бумаги, расчерченный на 20 клеток. Учитель называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глагола, и даже словосочетания). Ученики должны зарисовать! каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем учителем называется номер клетки, а задача учащихся – с помощью своего рисунка «восстановить» слово.

Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому, формируя у учеников базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами.Использование лексических игр на уроке английского языка дает возможность тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке,  активизировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать речевую реакцию учащихся.Игра является хорошей мотивацией интереса. Игра приносит радость и удовольствие на урок.

Театрализованные игры.  

7)Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

(детипроснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

8)Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево), сюжеты из сказок.

Театрализованные игры помогают мне создать интересную и радостную обстановку в группе. Дети сами распределяют роли, причем подходят к этому очень серьезно. Когда исполнителям понятна идея сказки, они могут по – настоящему войти в образ, самостоятельно находить средства его выражения. Дети любят устраивать концерты, петь песни, читать стихи, танцевать изображать разных животных.

Сюжетно – ролевые игры.  

9) «В магазине»  
Дети разбиваются на роль продавца и покупателя. Продавецраскладываетпродуктыивстречаетпокупателей.
- What would you like?
-I’d like……
-Here you are.
-Thank you.
-My pleasure.
10) Собери портфель

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.  Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

Самый эффективный вид игры для обучения говорению – это сюжетно-ролевая игра. С её помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

Более того, благодаря сюжетно-ролевым играм происходит формирование критического мышления, т. е.

-         комплекс когнитивных навыков и умений;

-         открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт;

-         отражение оценочных и рефлексивных свойств мышления;

Методические рекомендации для педагогов по развитию мотивации личности к творчеству и познанию

1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Вводя игровую деятельность на урок английского языка, будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

4. Позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

7. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.

8. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

9. Используйте разнообразные игровые или творческие задания. В этих заданиях нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение необычных и неожиданных решений.

Заключение

Творческий потенциал—  совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности, а также интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации.

Творчество - такая деятельность человека, в результате которой создается новый качественный продукт. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому основными формами и методами обучения являются игровые методы и практические занятия с использованием различных наглядных средств обучения, природного материала.

На обобщающих уроках второго года обучения наиболее эффективными играми для развития творческого потенциала личности являются следующие виды игр:

  • Фонетические
  • Лексические
  • Театрализованные
  • Сюжетно – ролевые

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.

В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к дальнейшему изучению английского языка, и формирование всесторонне развитой личности. Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда    ребёнок сам что- то придумывает, формирует, создаёт, к  чему-то сам стремится.

Ведь посредством игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

Необходимо отметить следующие функции игр:

  • обучающую функцию игры. Игра, как ситуативно-вариативное упражнение, создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.
  • эмоциональную, мотивационную функцию. Ученики, а в особенности дети дошкольного возраста, должны идти на урок английского языка с удовольствием. И таким образом, главная задача учителя заинтересовать детей предметом, возбудить у них желание работать. А игра является хорошей мотивацией интереса. Игра приносит радость и удовольствие на урок. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности.
  • воспитательную функцию. Игра несет в себе нравственное начало, так как делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Благодаря игре, дети учатся работать в парах, группах, учатся слушать друг друга, чувствовать ответственность друг за друга, помогать своим членам команды справиться с заданием. В ходе игры, учитель воспитывает у детей культуру общения, становится ближе к детям, улучшает отношения между детьми в группе. Дети становятся более доброжелательными, отзывчивыми, серьезными и целенаправленными в их стремлении - достичь общую цель, победу.

Таким образом, игра на уроках английского языка не только обучает детей, не только вызывает у ребят желание изучать язык других стран, способствует развитию воображения, мышления, творческого потенциала, речи, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

Список использованной литературы

  1. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Мозаика-Синтез, 2007г.
  2. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка.[Электронный ресурс]// Режим доступа http://detiangeli.ru/book/garmonichnoe_razvitie_rebenka.pdf. Дата доступа 18.06.2014г.
  3. Доскова В.В. Простые правила для успеха Вашего ребенка. – М.: «Эксмо», 2010г. – 240 с.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области №5 от 21.01.2010 г.  М., 2010 г.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2012г.
  6. [Электронный ресурс]// Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB
  7. [Электронный ресурс]// Режим доступа http://englishhobby.ru/english_for_kids_murzinova/methods/games/
  8. http://www.angla.su/publ/topiki_na_anglijskom_jazyke_s_perevodom/topiki_na_anglijskom_s_perevodom/great_britain_velikobritanija_s_perevodom/43-1-0-164 - Темы, стихотворения, рассказы, тематические тексты на английском языке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в музыкальных видах деятелдьности как фактор развития одарённости

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, как хочешь, что...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...