Перспективный интегрированный план взаимодействия воспитателей и профильных специалистов
календарно-тематическое планирование по теме
Взаимодействие учителя – дефектолога со специалистами различного профиля как необходимое условие повышения эффективности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_profilnymi_spetsialistami.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №77 "Эрудит Перспективный интегрированный план взаимодействия воспитателей и профильных специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени Нижневартовск - 2014 |
Взаимодействие учителя – дефектолога со специалистами различного профиля
как необходимое условие повышения эффективности коррекционной работы
с детьми с умственной отсталостью легкой степени.
Успех коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени зависит от четкого планирования и организованной скоординированной работы учителя-дефектолога со специалистами различного профиля. При проектировании коррекционно-воспитательного процесса были определены следующие задачи:
- повысить эффективность коррекционной работы
- исключить прямое дублирование специалистов занятий дефектолога
- оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности дефектолога и различных специалистов как со всей группой детей, так и с каждым ребенком.
В процессе работы выявился ряд проблем, которые создают трудности в организации совместной деятельности:
- отсутствие четких требований к организации совместной деятельности дефектолога и специалистов различного профиля в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
- сложности в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиНа;
В то же время внутри ДОУ возможно четкое распределение функций дефектолога и специалистов различных профилей и рациональная организация рабочего времени.
Следует разделить функции дефектолога и различных специалистов:
Учитель-дефектолог:
- Диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
- Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики;
- Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня, формирует подвижные группы с учетом актуального развития детей;
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;
- Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-дефектолога, учителя-логопеда);
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- Организует взаимодействие педагогов;
- Оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляют музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывают психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Используют на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- Проводит арома- и фитотерапию, массаж, физиопроцедуры и медикаментозное лечение (по назначению врача);
- Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
С учетом функций был разработан план взаимодействия профильных специалистов ДОУ на весь учебный год.
Модель взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности
для детей с умственной отсталостью легкой степени
Интегрированный план взаимодействия профильных специалистов МБДОУ ДСКВ №77
в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени
дата тема | воспитатель | учитель-дефектолог | инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию | музыкальный руководитель |
1-2-3 неделя сентября Осень. Овощи | д/и «Собери овощи с грядки» Цель: учить выполнять игровые действия вместе со взрослым; формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий. д/у «Засолка капусты» Цель: развитие мелкой моторики д/у «Ветер дует» Цель: развитие крупной моторики Чтение худ.лит-ры «Хозяйка с базара пришла» Цель: активизация словаря по теме овощи | д/и «Чудесный мешочек» д/и «Что где растет?» д/и «Посчитай овощи» д/и «Собери овощи с огорода» д/и «Найди такой же листочек» д/и «С какого дерева листок?» д/и «Угости ежат» Цель: учить узнавать овощи; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словарь по теме | п/и «Зайцы в огороде», п/и «Посадка картофеля» Цель: Развитие общей координации, равновесия и согласованности движений частей тела при прыжках на двух ногах (зайцы), ловкости, развитие скоростных качеств, сохранение правильной осанки. | Слушание музыки: «Осенний ветерок» Вальс. Муз.А.Гречанинов Цель: приучать детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Упражнения для развития голоса и слуха: «Огуречик» муз. Е.С.Железнова Цель: учить детей звукоподражанию. Привлекать к активному подпеванию «Помидор» - упражнение с клавесами Цель: развитие чувства ритма, развитие мелкой моторики |
4 неделя сентября 1-2 неделя октября Осень. Фрукты. | д/и «Собери фрукты в корзину» д/и «Сварим мишке компот». - учить выполнять игровые действия вместе со взрослым; - учить выбирать по образцу, выделять по цвету фрукты. | д/и «Чудесный мешочек» д/и «Что где растет?» д/и «Посчитай фрукты» д/и «Собери овощи с огорода» д/и «Найди такой же фрукт» д/и «Угости ежат» Цель: учить узнавать фрукты; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | м/и «Съедобное, несъедобное», Развитие способности к дифференциации параметров движений при броске и ловле мяча. м/и «По малину в сад пойдем». Развитие координации движений с активизированной речью.
| Пальчиковая гимнастика «Ягодки» Цель: развивать мелкую моторику Распевание, пение: «Осень» муз.И.Кишко Цель: Петь плавно, ласково, в медленном темпе. Точно интонировать мелодию с помощью воспитателя. |
Октябрь 3 – 4 - 5 неделя Мебель | С/р. игры: «Положим куклу Катю спать» «Посадим куклу за стол, на стул», «Спальная комната для куклы Маши» - формировать умение адекватно действовать с игрушками; | д/и «Угадай по описанию», д/и «Чей силуэт?» д/и «Что для чего?» д/и«Найди и покажи» д/и «Расставим мебель» Лото «Мебель» Цель: знать показывать и по возможности называть предметы мебели; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | П/и «Найди свой стульчик» Цель: Развитие реагирующей способности, общая координация, способности в ориентировке в пространстве. п/и «Дотронься до…» Цель: развитие центрального и периферического зрения, наблюдательности, быстроты зрительно-моторной реакции, сообразительности, распределения и концентрации внимания, активного мышления, закрепления представлений об основных цветах, форме, величине предметов | Музыкально-ритмические движения: «Колобок» Цель: развивать чувство ритма, учить двигаться в соответствии с характером музыки. «Строим дом» - упражнение с клавесами Цель: развитие чувства ритма, мелкой моторики |
Ноябрь 1-2 -3 неделя Домашние животные и домашние птицы | Рассматривание иллюстраций «Кто как кричит?» «Кто что кушает?» «Кто живёт в сарайчике?» - учить соотносить игрушку со звукоподражанием; - учить узнавать и различать животных по их внешнему виду; | д/и «Кто как голос подает?» д/и «Кто тебя позвал?», д/и «Угадай по описанию», д/и «Чья тень?», «Чей хвост?» д/и «Помоги маме найти своего детеныша» д/и «Кого не стало?» д/и «Наши друзья» «Вкладыши» д/игра «Кто как кричит?» д/игра «Кто живёт в хлеву» Цель: развивать элементарные представления о домашних животных и птицах; расширять запас понимаемых ребёнком слов, обозначающих домашних животных, птиц и детёнышей; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | «Котята и щенята», «Лошадки» «Лиса и куры», «Кошка и мышка», «Петушки» Цель: Развитие способности к ориентировке в пространстве, согласованности движений рук и ног, коррекция осанки. Развитие быстроты реакции, общей координации, равновесия и согласованности движений частей тела при беге галопом прямым и боковым, ловкости, развитие скоростных качеств, сохранение правильной осанки, правильное звукопроизношение. Л. И. Пензулаева. | Слушание музыки: "Рыжий кот". Слова и музыка А. Петряшевой. Цель: учить эмоционально отзываться на музыку. Пальчиковая гимнастика« Цыпы» (Н. Филоненко)Музыкальная дидактическая игра: «Три поросенка» Цель: развитие звуковысотного слуха |
Ноябрь 4 неделя; Декабрь 1 – 2 неделя Транспорт | Д/игра «Узнай на картинке» (машина автобус) «Едем в гости к Мишке». Игра «Построим гараж для машин» - учить узнавать и различать машины по их внешнему виду; - формировать умение адекватно действовать с игрушками; | д/и «Узнай по силуэту», д/и «Парные картинки», д/и «Что это?» (части машины) д/и «Поезд» Цель: Развивать элементарные представления о транспорте, учить соотносить изображения машин с его силуэтным изображением; развивать способность из частей складывать целое изображение, знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, | П/и « Автомобили», «Трамвай», «машины и пешеходы» Цель: Развитие наблюдательности, быстроты зрительно-моторной реакции, сообразительности, распре деления и концентрации внимания, активного мышления, закрепления представлений об основных цветах, форме, вели чине предметов, активизация речевой деятельности. | Музыкально-ритмические движения: Игра «Птенчики и автомобиль» муз: Ломовой Цель: Различать и передавать в движении ярко – контрастные части музыки. Передавать образы, данные в игре. Упражнять в легком беге врассыпную и шаге на всей стопе |
артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | ||||
Декабрь, 3 – 4 неделя; Январь 3 неделя Зима. Новый год. Зимние забавы. | Знакомство со свойствами снега (прогулка) «В гостях у Деда Мороза» утренник «Ёлка в лесу» - знакомить детей с различными природными материалами и их свойствами; | д/и «Зима. Признаки зимы» д/и «Зимние забавы» д/и «Кому что нужно для спорта?» д/и «Украсим новогоднюю елку» Д/и «Чего не хватает?» Д/и «Собери узор из фигур» Д/и «Зимняя прогулка» Цель: Развивать элементарные представления о зиме как о времени года, знать элементарные признаки зимы, знать зимние игры и забавы детей; развивать способность из частей складывать целое изображение, знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | «Два Мороза». Развитие способности к ориентировке в пространстве, быстроты реакции. П/и «Льдинка, ветер и мороз», Л.И. Пензулаева. Развитие быстроты реакции на сигнал, общая координация, Правильное звукопроизношение | Распевание, пение: «Елочка» муз.Н.Бахутовой (50) «Елочка» муз.М.Красева (53) «Дед Мороз» муз.А.Филиппенко (58) Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на праздничный характер песни, желание подпевать. Музыкально-ритмические движения: «Зимняя пляска» муз.М.Старокадомского (48) Учить двигаться в соответствии с характером музыки. Менять движения в соответствии со сменой характера музыки. |
Январь, 4 неделя; Февраль 1 – 2 неделя Дикие животные и зимующие птицы | Д/игра «Кто живёт в лесу?» - учить узнавать и различать животных по их внешнему виду; - формировать умение выполнять задания с учётом величины (большой - маленький); | д/и «Кто как голос подает?» д/и «Кто тебя позвал?», д/и «Угадай по описанию», д/и «Чья тень?», «Чей хвост?» д/и «Помоги маме найти своего детеныша» д/и «Кого не стало?» д/и «Наши друзья» «Вкладыши» д/игра «Кто как кричит?» д/игра «Кто живёт в лесу» Цель: развивать элементарные представления о диких животных и птицах; расширять запас понимаемых ребёнком слов, обозначающих диких животных, птиц и детёнышей; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | П/и «Медвежата, зайчата и волк». Развитие способности к диффференциации движений рук и ног. Коррекция осанки. «Совушка». Развитие способности к сохранению динамического и статического равновесия. | Слушание музыки: «Медведь» муз. В.Ребикова «Вальс Лисы». Вальс. Муз. Ж.Колодуба Формировать умение слушать музыку внимательно, заинтересовано Пляска, игра: «Игра с мишкой» Г.Финаровского Учить детей ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с 2 формой. «Зайчики и лисичка» муз.Г.Финаровского Создать радостную атмосферу. Формировать умение менять движение со сменой музыки. |
Февраль 3 – 4 неделя; Март 1 неделя Одежда. Обувь.
| Оденем куклу Катю. Учимся одеваться сами Д/игра «Найди пару» (одежда) - поддерживать и поощрять стремление детей к самостоятельности; - учить узнавать и по возможности называть предметы одежды; Учимся обуваться сами Д/игра «Найди пару» (обувь) - учить узнавать и находить идентичные вещи; - соотносить слово с предметами обуви; | д/и «Найди и покажи» д/и «Назови детали одежды» д/и «Одень девочку на летнюю прогулку, а мальчика на зимнюю» д/и «Найди пару» д/и Назови одежду по контуру» д/и «Чудесный мешочек» д/и «Чего не хватает?» д/и «Шнуровка» Цель: развивать элементарные представления об одежде и обуви; расширять запас понимаемых ребёнком слов, обозначающих предметы одежды; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | И/эстафета «Одеваемся на прогулку», Л.М.Семенова. Развитие реагирующей способности, способности к ориентировке в пространстве. | Слушание музыки: «Прогулка» муз.В.Волкова (6) Отмечать плавный, спокойный характер музыки. Предложить покачать куклу. Развивать связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться на музыку. Пляска: «Пальчики и ручки» р.н.м. Реагировать на смену звучания музыки Пальчиковая гимнастика: «Мы платочки постираем» Развитие мелкой моторики |
Март 2 – 3 - 4 неделя Игрушки | Д/и «Уберём игрушки» д/и «Знакомство с куклой Катей» - учить узнавать и различать игрушки по их внешнему виду; - формировать умение адекватно действовать с игрушками; | д/и «Чудесный мешочек» д/и «Разложи в корзины» д/и «Назови игрушку по контуру» д/и «Найди пару» д/и «Сложи картинку» д/и «Чего не стало?» Чтение стих-я А. Барто «Мяч» Цель: развивать элементарные представления об игрушках, действиях с ними; расширять запас понимаемых ребёнком слов, обозначающих игрушки; понимать элементарные инструкции; развивать мышление, зрительное восприятие и внимание; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме; учить соотносить реальные объекты (игрушки) со стихами | Игровое упражнение «Я люблю свою лошадку» Развитие координации речи с движениями. Дыхательная гимнастика «Надуй шар». Развитие способности к расслаблению. | Слушание музыки: «Птицы и птенчики» муз: Тиличеевой. Учить детей различать высокое и низкое звучание музыки. Пение: «Солнышко» муз: Тиличеевой Учить передавать ласковый, напевный характер музыки. Музыкально-ритмические движения: «Игра с погремушкой» муз: Римского-Корсакова. Различать и передавать в движении легкий и радостный характер музыки. Упражнять в легком беге врассыпную. |
Апрель 1- 2 - 3 неделя Весна. | Потешка «Солнышко» П/игра «Солнышко и дождик» Знакомство с одуванчиком. - формировать у детей положительные эмоции; - учить находить пару | д/и «Признаки весны» д/и «Природа весной» д/и «Что изменилось» д/и «Разложи картинки» д/и «Найди такой же» Цель: Развивать элементарные представления о весне как о времени года, знать элементарные признаки весны, знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме
| П/и «Перепрыгни через ручей», Развитие способности к ориентировке в пространстве, ловкости. «Собираем маме букет», Развитие координации движений, реагирующей способности, внимания. | Музыкально – развивающая игра: «Угадай песенку матрешки» муз: Тиличеевой Учить различать регистровое звучание (низко, высоко). Распевание, пение: «Я иду с цветами» муз: Тиличеевой «Маме песенку пою» муз: Т.Попатенко. Предложить детям петь с фортепианным сопровождением и с аккомпанементом на любом музыкальном инструменте. Добиваться чистого интонирования. Петь естественным голосом, без крика. Обыгрывать песенку движениями. Пальчиковая гимнастика: «Наша бабушка идет» (с.42) |
Апрель 4 – 5 неделя Май 1 неделя Посуда. Продукты питания. | Игра «Сервировка стола для обеда» Напоим куклу Катю чаем В гостях у Мишки Д/игра «Найди пару» (по цвету) - формировать у детей первичные представления о количестве и величине: большая – маленькая; - учить находить пару. Игра «Обед для куклы Маши» - учить детей пользоваться бытовыми предметами-орудиями в соответствии с игровым замыслом; | д/и «Покупаем посуду для мамы с дочкой» д/и «Найди такой же» (цвет) д/игра «В гостях у бабушки» д/игра «Покажи, что нарисовано на картинке» Цель: учить знать и по возможности называть продукты питания; учить соотносить парные картинки; учить знать и по возможности называть предметы посуды; учить различать посуду по цвету и величине; знакомить и закреплять основные цвета, формы, величину, развивать дыхательную, артикуляционную, мелкую моторику, активизировать словаря по теме | Игровое упражнение «Посуда», «А у нас на кухне…». Развитие мелкой моторики рук, способности к ориентировке в пространстве. Коррекция осанки. Физминутка «Хлеб печем». Развитие координации движений. П/и «Пирожок, булочка и хлеб», В.Л. Старковская. Развитие реагирующей способности, внимания. | Пальчиковая гимнастика: «Шаловливые пальчики» (с.8) Развивать мелкую моторику. Развивать симметрию и гармонию движений Распевание, пение: «Маша и каша» муз. Т.Назаровой (84) Привлекать к активному подпеваниию. Учить детей начинать песню всем вместе «Пирожки» муз: Филиппенко Воспринимать веселый, ласковый характер песни. Петь в умеренном темпе после музыкального вступления с воспитателем |
Май 2-3-4 неделя Лето. Насекомые | Упр. «Одуванчик». - познакомить детей с частями цветка (цветок, листья, стебель); - пополнить номинативный словарь. Упр. «Кто летит на цветок?» - познакомить детей с насекомыми (бабочка, пчела, божья коровка); -закреплять представления о жёлтом, синем, зелёном цвете Развивать навыки продуктивной деятельности; | д/и «Покажи цветок» д/и «Цветочная поляна» д/и Разрезные картинки д/и «Узнай целое по части» д/и «Что без чего?» д/и «Сравни картинки» Цель: Развивать элементарные представления о лете как о времени года, знать элементарные признаки лета, расширять запас понимаемых ребёнком слов обозначающих цветы; насекомых; способствовать возникновению любых доступных ребёнку речевых проявлений. | М/и «Составь цветок из лепестков» (ромашка, одуванчик, незабудка и т.д.). Развитие способности к ориентировке в пространстве, зрительно-моторной реакции, распределения и концентрации внимания, активного мышления, закрепления представлений об основных цветах. П/и «Паучки». Развитие дифференциации всех параметров движений рук и ног. Упражнение «Гусеничка». Коррекция плоскостопия. | Игра-хоровод «Мы на луг ходили» муз: Филиппенко Выполнять движения в соответствии с характером музыки. Петь непринужденно, эмоционально. Упражнения для развития голоса и слуха: «Солнышко» , «Месяц май» муз: Е. Тиличеевой Развивать певческое дыхание, петь по музыкальным фразам. Пальчиковая гимнастика: «Бабочки» Развитие мелкой моторики |
От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде зависит эффективность коррекционной работы с умственно отсталыми детьми легкой степени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физинструктором...
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором...
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ вторая младшая группа
Планы взаимодействия с физ.инструкторомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с психологом...
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ средняя группа
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором...
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ вторая младшая группа
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором...
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ подготовительная группа
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором...
Журнал взаимодействия воспитателей и профильных специалистов
ЖУРНАЛВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ «6»МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 6 лет и до окончания образовательных отношений)КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРА...