Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка (средняя группа) на тему
Основной целью программы является реализация потениальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_organizatsii_individualnogo_obucheniya.docx | 77.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида№46
«Кот в сапогах»
Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Л.Б.Кирьян
Оглавление
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Характерные особенности развития певческих навыков у
детей с тяжелыми нарушениями речи. - Содержание программы
4.1Артикуляционная гимнастика
4.2. Игры на развитие речевого и певческого дыхания
4.3.Развивающие игры с голосом
4.4. Речевые ритмоинтонационные игры и упражнения
5.Методические приемы
6.Ожидаемый результат
7. Механизм реализации программы
8.Контроль за реализацией программы
9.Литература
Приложение №1
Перспективный план игр и упражнений для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Приложение №2
Задания и таблицы для определения уровня музыкальных способностей детей по методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
- Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной программы | Программа организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи |
Основание для разработки программы | Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ; Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; Рекомендации департамента образования города Нижневартовска; Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005; Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.Детство-пресс Санкт-петербург ;1999. Логопедическая ритмика ГА. Волковой, 2002 г Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Академия, 2002. |
Организация исполнитель программы | Администрация МБДОУ № 46 |
Целевая группа | Дети среднего и старшего дошкольного возраста |
Составители программы | Кирьян Лидия Борисовна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»; |
Цель программы | Реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений. |
Задачи программы | 1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса. речевое и певческое дыхание; правильную артикуляцию; интонирование; голосовые возможности; звукообразование; выразительное пение. 3. Развивать коммуникативные качества детей. |
Планируемые результаты | Дети научатся: проговаривать слова выученных песен, попевок |
Итоги реализации программы | Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме концертов, праздников, развлечений |
Сроки реализации программы | 2014-2016г. |
2.Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, дети учатся взаимодействовать со сверстниками.
Современные программы дошкольного воспитания предполагают развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста, в частности развитие певческих навыков определяется Программой воспитания и обучения в детском саду (автор М.А.Васильева). С каждым годом все больше детей приходит в сад с тяжелым нарушением речи, с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя. Уровень знаний, умений и навыков детей, оставляет желать лучшего.Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется.
В Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вступившем в силу в январе 2014 г., обозначены целевые ориентиры, включающие в себя базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять становление личности, и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Педагогическая система МБДОУ ДСКВ № 46 включает в себя коррекционно-образовательную работу, которая представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя Программу воспитания и обучения в детском саду (автор М.А.Васильева) вид деятельности пение и проведя педагогические наблюдения, выяснилось, что сложившаяся система развития певческих навыков не обеспечивается в должной мере. На основе анализа и его результатов появилась необходимость в разработке программы, которая учитывает индивидуальные особенности воспитанников и поможет в работе с детьми в развитии певческих навыков. Отличительной особенностью программы по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи является использование различных методов и приемов, в частности такой эффективный метод как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие музыкальной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания игр и упражнений.
Цель – реализация потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи и коррекция певческих навыков путем использования логоритмических игр и упражнений.
Задачи программы:
1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.
2. Развивать певческие навыки ребенка:
- речевое и певческое дыхание;
правильную артикуляцию;
- голосовые возможности;
звукообразование;
выразительное пение.
3. Развивать коммуникативные качества детей.
3.Характерные особенности развития певческих навыков у
детей с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
В процессе работы над программой и, опираясь на собственный опыт работы, пришлось столкнуться с рядом специфических трудностей, характерных для данной категории детей:
.-проблемы контакта с окружающими;
-легкая тормозимость в новой, непривычной обстановке;
-частые реакции негативизма;
-отрицательное отношение к новому;
-трудное переключение с одного вида деятельности на другой;
-медлительность всех психических процессов, скованность или наоборот возбудимость, неловкость моторики.
Речевое недоразвитие также отличается рядом характерных особенностей, которые необходимо учитывать при развитии певческих навыков на занятиях:
-стойкое затруднение в названии слов;
-опускание звуков и слогов, перестановок и замен;
-частые паузы и задержка темпа речи.
Среди детей с тяжелым нарушением речи значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития (понимание слов и отношений между ними). Эти дети либо совсем не говорящие, либо пользующиеся отдельными звуковыми комплексами, несколько напоминающими лепет или звукоподражание.
Приобщение детей к певческой деятельности является важным условиям формирования их музыкальной культуры, проявления активного отношения к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработано перспективное планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение задач заданий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня развития певческих навыков. (Приложение № 1 )
4.Содержание программы
Содержание программы включает в себя основные виды музыкально-коррекционной деятельности:
-артикуляционная гимнастика;
-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
-развивающие игры с голосом;
-речевые игры и упражнения;
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
-«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
-обострить интонационный слух;
-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Предложенные игры и упражнения в программе являются частью занятия по обучению детей певческих навыков. Они используются в 1 части занятия для «разогрева» всех мышц и подготовки голоса к исполнению песенных произведений.
Учет возрастных особенностей старшего дошкольного возраста требует проведение занятий в игровой форме.
Программа способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует положительный эмоциональный настрой. Это очень важные факторы при подготовке ребенка к школе.
4.1.Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом.
В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:
- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- развить мимику, артикуляционную моторику;
- развить выразительную дикцию.
4.2.Игры на развитие речевого и певческого дыхания
Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физиологической и нервно-психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
Навык речевого и певческого дыхания развивается постоянно на каждом занятии и постепенно.
По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.
4.3.Развивающие игры с голосом
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), «голосам» неживой природы (тикать, капать и т.д.). Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуконаправленности. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.
Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
- расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
- успешно развивать интонационный и фонематический слух;
-готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией .
4.4. Речевые ритмоинтонационные игры и упражнения
Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах. Различными тембрами и различной силой звука.
Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.
Начинаются игры и упражнения с использованием самых близких ритмов, например: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д.
5.Методические приемы
Проведенная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, развивающих певческие навыки у детей с тяжелым нарушением речи.
Используя те или иные приемы, работая над формированием певческих навыков а также решая те или иные коррекционные задачи, желательно фиксировать те приемы, которые помогают достичь хороших результатов, за оптимальный промежуток времени, создавая своеобразную «копилку полезных приемов»:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
- выразительный показ
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, индивидуальный подход , учитывающий его возрастные психофизиологические , речевые и музыкальные возможности – это залог успешной работы.
6.Ожидаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать слова выученных песен, попевок;
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни
* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.
Мониторинг освоения детьми программного материала был составлен на основе разработанных заданий и таблиц для определения уровня музыкальных способностей детей основана на методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (приложение №2)
7. Механизм реализации программы
Администрация ДОУ:
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложения по ее корректировке;
- осуществляют организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;
Исполнителем программы являются Кирьян Л.Б. - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
8.Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы организации индивидуального обучения по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляет администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах».
9.Литература
1.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.
2.Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.
3.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
4.Кацер О.В Игровая методика обучения пению изд. Музыкальная палитра,
С-П -2005.
5. Орлова Т. статья Учим детей петь. Музыкальный руководитель №5,6
-2004., с.21, №2-2005., с.22
6.Тарасова К. статья К постановке детского голоса .Музыкальный
руководитель №1-2005., с.2
7.Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
8.Тютюнникова Т.Э. статья Чтобы научиться петь, надо петь.Музыкальная палитра, №5, 2004.
9.Шереметьев В. статья Хоровое пение в детском саду .Музыкальный руководитель.№5-2005., №1-2006.
Приложение №1
Перспективный план игр и упражнений для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
СРЕДНЯЯ ГРУППА
месяц | Игры и упражнения |
СЕНТЯБРЬ | Упр. для развития слуха и голоса" В огороде заинька" муз, Карасевой. Упр. для развития слуха и голоса" Зайка" рус. нар. мел. Упр. для артикуляционного аппарата "надувание щек". Этюд "Кошка". |
ОКТЯБРЬ | Упр. для развития слуха и гол оса "Колыбельная" муз. Тиличеевой Упр. для развития слуха и голоса "Петушок" рус. нар. мел. Упр для артикуляционного аппарата" Сжать губы" . Этюд "Большая кукла" |
ноябрь | Закрепление звука-у-. Упр для артикуляционного аппарата "Вытянуть губы как для свистка". Упр. для развития слуха и голоса "Дудочка" рус. нар. Упр. для развития слуха и голоса "Паровоз" муз. Карасевой. Этюд "Грустно-весело" |
ДЕКАБРЬ | Закрепление звуков -а-, -и-. Упр. для развития слуха и голоса "Зайка" Карасевой. Упр. для дыхания "Снежинка" Этюд "Заинька". |
ЯНВАРЬ | Закрепление звуков -о-, -ы-. Упр. для развития слуха и голоса "Петрушка" муз. Карасевой Упр для артикуляции: оттягивание углов рта, как для произнесения -о-Этюд "Зимняя шутка". |
ФЕВРАЛЬ | Закрепление звуков -м-, -н- Упр. для развития слуха и голоса "Андрей-воробей" рус. нар. Упр. для артикуляции "Забор" (оскалить зубы). Этюд "С добрым утром". |
МАРТ | Закрепление звуков-п-, -т-. Упр для развития слуха и голоса" Сорока ~ Сорока". рус. нар. Упр для артикуляции (высовывание "узкого и широкого" языка) Этюд "Плачет котик". |
АПРЕЛЬ | Закрепление звука -к-. Упр. для развития слуха и голоса "Мы идем с флажками". Тиличеевой Упр. для артикуляции "Поехали на лошадке" (пощелкивание языком) Этюд "Идет коза рогатая". |
МАЙ | Упр. для развития слуха и голоса "Петушок" рус. нар. Упр. для артикуляции «Часы» ( касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы). Этюд «Мы варим суп» |
СТАРШАЯ ГРУППА
месяц | Игры и упражнения |
СЕНТЯБРЬ | Упр. для развития слуха и голоса "Не летай соловей" р.н.м. Упр. для развития слуха и голоса "Антошка" Боромыковой Упр. для дыхания (пропевание гласных на одном выдохе -а-а-а-о-о-о-у-у-у-и-и-и) Психогимнастика "Это я, это мое." |
ОКТЯБРЬ | Закрепление звуков -у-, -а- Упр. для развития слуха и голоса "Эхо" Тиличеевой. Упр. для развития слуха и голоса "Буква-а-" Боромыковой Упр. для дыхания "Погаси свечу" (фу-фу-фу-). Психогимнастика "Что там происходит?" Логоритмическое занятие "Лес осенью ". |
ноябрь | Закрепление звуков -л-, -х-, -о-. Упр. для развития слуха и голоса "Чики-чики-чикалочка" р.н.м. Упр. для развития слуха и голоса "Ишак" Боромыковой Упр для развития силы голоса (тянуть звук тихо, постепенно наращивая громкость -и-и-и-И- И-И-и-и-) Психогимнастика "Любопытный" Логоритмическое занятие "Сбор урожая". |
ДЕКАБРЬ | Закрепление звуков -л-. -х-,-о-. Упр. для развития слуха и голоса "Барабан" Тиличеевой. Упр. для развития слуха и голоса "Буква-л-". "Буква-о-"Боромыковой Упр. для развития силы голоса(на одном дыхании, выдыхая толчками, произнести -х-, -л-Ладонь ребенка на животе, наблюдая подтягивание мышц живота.) Психогимнастика" ласка". Логоритмическое занятие "Новый год." |
ЯНВАРЬ | Закрепление звуков-й-, -и-, -м-, -н-. Упр. для развития слуха и голоса "Конь" Тиличеевой Упр. для развития слуха и голоса "Буква-й-" Боромыковой Упр. для дыхания 'Гудок" (мммммм ММММММммммм-усиление и ослабление звука) Психогимнасти ка" Ласка" Логоритмическое занятие"3имние забавы". |
ФЕВРАЛЬ | Закрепление звуков -б-, -д-, -г-, -в-. Упр для развития слуха и голоса "Бубенчики" Тиличеевой Упр для развития слуха и голоса "Динь-дон"Боромыковой "Чайник' Боромыковой Фонетическая ритмика .Упр для коррекции звуков 3 Психогимнастика "Медвежата" |
МАРТ | Закрепление звуков -ф-, -с-, -з~, -ц-. Упр. для развития слуха и голоса "Скок-поскок" р.н.м. Упр. для развития слуха и голоса "Резиновая Зина" Боромыковой "Ты нас, мама не ищи" Боромыковой Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции произношения звуков 1 Психогимнастика "Встреча с другом" |
АПРЕЛЬ | Закрепление звуков -ж-, -ш-, -л-. Упр. для развития слуха и голоса "Вальс" Тиличеевой "Заяц белый"Боромыковой "Медвежонок" Боромыковой Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звуков 8. Психогимнастика "Два клоуна". |
МАЙ | Закрепление звука -р-. Упр. для слуха и голоса "Кузнец" Арсеевой "Мы поем" Арсеевой Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звука П. Психогимнастика "нежданная радость" |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
месяц | Игры и упражнения |
СЕНТЯБРЬ | Упр. для развития слуха и голоса "Качели" Тиличеевой. "Бубенчики" Тиличеевой "Антошка" Боромыковой. Фонетическая ритмика. Упр. для закрепления звуков 9. Психогимнастика "Собака принюхивается". Логоритмическое занятие "Лесные звери в лесу". |
ОКТЯБРЬ | Закрепление звуков -у-, -а-. Упр. для развития слуха и голоса "Лиса по лесу ходила" р.н.м. "Кукушка" Тиличеевой "Начинается на -а-" Боромыковой Фонетическая ритмика. Упр. на закрепление звуков 3. Психогимнастика "Что там происходит?" Логоритмическое занятие "Богатый урожай". |
ноябрь | Закрепление звуков -и-, -э-, -п-, -т-, -к-. Упр для развития слуха и голоса "Горошина" Карасевой. "Буква -и- Боромыковой "Капризные лягушки "Боромыковой. Фонетическая ритмика. Упр. на закрепление звуков 7 Психогимнастика "Раздумье" . Логоритмическое занятие "Овощи и фрукты" |
ДЕКАБРЬ | Закрепление звуков -й-, -л-, -х-, -о-. Упр для развития слуха и голоса "Как под наши ворота" р.н.м. "Окунь" Боромыковой. Фонетическая ритмика. Упр. для коррекции звуков 7. Психогимнастика "Круглые глаза". Логоритмическое занятие "Готовимся к новогоднему балу". |
ЯНВАРЬ | Закрепление звуков -м-, -н-, -и-, -ы-. Упр. для развития слуха и голоса "Труба" Тиличеевой. "Буква -ы-" Боромыковой Фонетическая ритмика Упр. для коррекции звуков 1. Психогимнастика"Цветок". |
ФЕВРАЛЬ | Закрепление звуков -б-, -д-, -г-, -в-. Упр. для развития слуха и голоса "Лошадки" Лещенский. "Динь-дон" Боромыкова. Упр. для дыхания "Вой ветра" (--вввввВВВВвввв) Психогимнастика "Вкусные конфеты". |
МАРТ | Закрепление звуков -ф-, -с-, -з-, -ц-. Упр. для развития слуха и голоса "Бай качи, качи, качи" р.н.м. "Резиновая Зина" Боромыковой Упр. для развития силы голоса "Комар" (начинать петь звук низким голосом и заканчивать высоким:з-з-з-3-3-3-) Психогимнастика" Любящие родители" |
АПРЕЛЬ | Закрепление звуков -ш-, -ж-. Упр. для развития слуха и голоса "Куда летишь, кукушечка?" "Мишутка" Боромыковой Упр. для умения управлять голосом (произносить звук громко-средне-тихо-шепотом-беззвучно) Психогимнастика"Я-грозный боец". ". |
МАЙ | Закрепление звука -р-. Упр. для развития слуха и голоса "Чики-чики-чикалочка" р.н.м. "У кота-воркота" р.н.м. Упр. для развития силы голоса (на одном выдохе произнести ра-ра-ра, ладонь лежит на животе) Психогимнастика"Хорошее настроение" . |
Приложение №2
Задания и таблицы для определения уровня музыкальных способностей детей по методике диагностики О.П. Радыновой с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
детей пятого года жизни
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление. | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||
Высокий уровень 17-21 баллов
Средний уровень 12-16 баллов
Низкий уровень 7-11 балла
Задания для диагностики музыкальных способностей детей
пятого года жизни
Начало года
Ладовое чувство
Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость , правильный выбор карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание.
«3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.
«2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчасттном произведении.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может выполнить задание..
«1» - нет заинтересованности, не выполняет задание или выполняет неверно
Начало года
Музыкально-слуховое представление.
Задание: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением.
«3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.
«2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения.
«3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без
подпевания.
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку.
«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.
«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.
«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание
Конец года
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека).
«3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле.
«2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.
«3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку.
«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.
«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.
«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок,
мелодии из 3-5 звуков. Р.н.попевка «Мы идем»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» -с заданием не справился
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений.
- «Веселые ножки» р.н.мелодия,
- «Марш» Е.Теличеевой,
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных
движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Конец года
Чувство ритма
Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков.
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» -с заданием не справился
Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.
Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре)
«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно.
«1» - мало двигательная реакция на музыку.
Старший дошкольный возраст (шестой год жизни)
Начало года
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Кукла выздоровела» (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Вместе весело шагать»Шаинского, определить характер и содержание песни.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр
музыкального произведения, выложить карточки;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение.
Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.
Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание.
Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает музыкальные фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Григ «На птичьем дворе», обогатить свой рассказ движениями под музыку.
Оценка выполнения:
«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя;
«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке;
«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.
Начало года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом знакомую попевку.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением; поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
Оценка выполнения:
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не
может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?» За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом знакомую попевку.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.
Оценка выполнения:
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков (русская народная попевка «Андрей-воробей»).
Оценка выполнения:
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
Оценка выполнения:
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про мишку»Филиппенко.
Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.
Оценка выполнения:
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание № 4: Выполнение танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении).
Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
Оценка выполнения:
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Конец года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про мишку»Филиппенко Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движение
под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую,
выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Критерии определения уровня:
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Высокий уровень 34-36 баллов
Средний уровень 23-33 балла
Низкий уровень 22 балла и ниже
Качественная характеристика:
Высокий уровень
Ладовое чувство:
-внимательно слушает произведение от начала до конца, высказывает яркие внешние впечатления;
- эмоционально отзывчив;
- понимает текст песни и может сказать, о чем она ,может определить характер музыки;
-определяет жанр музыкальных фрагментов, высокие и низкие звуки, правильно выкладывает ритмический рисунок;
- может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.
Музыкально-слуховое представление:
-поет, чисто интонируя движение мелодии;
-называет правильно, определяет по звучанию инструменты, исполняет попевку вместе с пением;
-поет, чисто интонируя движение мелодии;
- выполняет задание, с поддержкой взрослого.
Чувство ритма:
-точно выполняет ритмический рисунок;
-выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку;
-выполняет разнообразные элементы, может придумывать свои.
Средний уровень
Ладовое чувство:
-слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, рассказать содержание песни;
-различает регистр верхний, средний и нижний;
-определяет жанр музыкального произведения, может выложить карточки;
- может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все;
- придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.
Музыкально-слуховое представление:
-называет правильно звучащие за ширмой музыкальные инструменты, но сыграть песенку не получается.
-поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления;
-без помощи взрослого придумать окончание к песенке не может.
Чувство ритма:
-не совсем точное выполнение ритмического рисунка;
-есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку в соответствии с текстом песни;
- не может придумать свои движения.
Низкий уровень
Ладовое чувство:
- задание выполнять не хочет;
-почти не реагирует на песню;
- задание выполняет неверно;
-нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Музыкально-слуховое представление:
-интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;
-не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Чувство ритма:
-мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание, нет заинтересованности.
Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни)
Начало года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать два разнохарактерных произведения, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;
«2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности;
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Начало года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, но песенки не получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку
вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием;
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не
может;
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии;
«2» - называет правильно, но песенки не получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого;
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не
получается;
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка;
«2» - не совсем точное;
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, выразительное исполнение всех движений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку;
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои;
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
Конец года
Чувство ритма
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок,
мелодии из 5-7 звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка;
«2» - не совсем точное;
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения.Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку;
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.
«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;
«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;
«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы;
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни;
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
задание.
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление. | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Критерии оценки уровня:
Высокий уровень 34-36 баллов
Средний уровень 23-33 балла
Низкий уровень 22 балла и ниже
Качественная характеристика
Высокий уровень:
Ладовое чувство:
- внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения;
- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку;
- внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;
- внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты;
- узнает Гимн по вступлению;
- внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;
Музыкально-слуховое представление:
- поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет
задание;
-определяет по звучанию инструменты;
- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением;
Чувство ритма:
- точное выполнение ритмического рисунка;
- выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;
- выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы;
- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;
-внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;
Средний уровень
Ладовое чувство:
- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности; может рассказать о характере и верно подбирает картинку;
- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части
пьесы;
- слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;
- слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого;
Музыкально-слуховое представление:
- поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет;
- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, но песенки не получается;
-без помощи взрослого придумать окончание не
может;
Чувство ритма:
- не совсем точное исполнение ритмического рисунка;
- есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку в соответствии с текстом песни;
- невнимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;
Низкий уровень
Ладовое чувство:
- нет заинтересованности, с заданием не справляется; почти не реагирует на пьесы.
Музыкально-слуховое представление:
- нет заинтересованности, с заданием не справляется;
- почти не реагируют на пьесы;
- интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;
- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,
беспорядочно.
Чувство ритма:
- невыполнение задания, нет заинтересованности.
- мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять
- не проявляет интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Маршрут разработан на два года обучения. Разделы: звукопроизношение, развитие фонематического анализа, развитие общих речевых навыков, лексика, грамматический строй речи, связная речь, развитие вниман...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития)....
Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...
Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формиров...