Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игра, как способ развития коммуникативных навыков
у детей с тяжелыми нарушениями речи»
У большинства детей проявляется недостаточная сформированность речевой коммуникации и связной речи, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы со взрослым и сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью.
Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в социуме.
В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями, утвердиться в их глазах.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Предлагаем Вам освоить вместе с ребенком игры и упражнения, способствующие развитию психических процессов, коммуникативных навыков, коррекции поведенческих особенностей детей.
Мяч и речь
Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
Балансир
Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации. Более упрощенным вариантом игры может стать удержания равновесия в позициях: «на одной ноге, руки в стороны», «на одной ноге, руки за голову»,»одна нога отведена в сторону», «Ласточка» и т.д.
Су-Джок
Это уникальный, эффективный и совершенно безопасный метод лечения воздействием на точки кистей и стоп.
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика (карандаша) между ладонями происходит стимуляция этих точек.
Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно.
А помогут в этом пособия «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» Т. П. Трясоруковой
- от простого к сложному-геометрические фигуры, соединить точки (блокнот тренажер)
- 1 картинка за 1 раз не более 5 минут
- не должно быть просто, чтобы ребенок выполнял на 70 процентов
- прикрепить липкой лентой к столу рисунок
Кинезиологические упражнения
Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие) для развития мозга
- Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» по 1мин.
- Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
- Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Памятка для родителей
• Не будьте слишком критичны по отношению к тому, с кем общается Ваш ребенок.
• Чтобы у ребенка появились друзья ему нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо уметь. Поясняйте ребенку, если он будет всегда энергичен, в меру открыт, спокоен – он будет привлекательным для окружающих.
• Держите себя так, ведите себя так, чтобы ребенок всегда имел основание относиться к Вам с уважением, видел в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь никогда не думать плохо о ребенке и его друзьях - если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
• Стройте своё отношение и общение с ребенком «на равных», не задевайте того, что ребенку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его друзья, его идеалы и ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»
Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит...

Консультация для педагогов на тему: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей ТНР на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной систтемы....

Социально-коммуникативное развитие в группе детей с тяжелым нарушением речи по теме: «Дружба начинается с улыбки».
Цель: Формирование социального опыта детей ОВЗ, через коммуникативные игры и упражнения.Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о дружбе и вежливости; - совершенствоват...
Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»Учитель-логопед – Гладыш В.М.Автоматизировать звук – значит довести п...