Знакомство детей с культурой своего народа
статья (старшая группа) на тему

Никитенкова Наталия Владимировна
 
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyaonarodnomtvorchestve.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Знакомство детей с культурой своего народа»

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Поэтому не случайным важным моментом в воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных традиций русского народа, знакомство детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты:

 1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

 2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера присущие русскому человеку нравственные ценности;

 3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, проведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести практические занятия, которые развивают руку ребёнка, восстанавливают эстетический вкус.

При этом перед педагогами стоят  следующие задачи:

 • показать детям лучшие стороны русской народной жизни: в музыке, живописи, фольклоре;

 • научить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ;

 • научить гордиться величием и богатством своей страны.

 Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы, так как способствуют созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

 Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой педагогу следует самому  многое узнать, прочесть, изучить, постараться  почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Изучая толкование истоков русских традиций, праздников, песен, обрядов, можно оформить в групповой комнате горницу, где есть печь  и красный угол с иконами. Здесь ребятишки учатся прясть, ткать, шить, вышивать. И просто, когда хочется побыть одному, в «бабушкиной горнице» найдётся уголок.

 Для обыгрывания колыбельных песен  в групповой комнате можно использовать люльку с куклой-младенцем, кроватку-качалку, и вот уже маленькая непоседа чинно покачивает «дочку», напевая ей тоненьким голоском. Если все это объединить, можно создать мини-музей.  В процессе создания мини-музея следует учитывать следующие принципы:

  • Интеграции – мини-музей должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач  и задач  отдельных образовательных областей, в частности «Социализация», по воспитанию у детей патриотических  чувств;
  • Деятельности и интерактивности – мини-музей должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах деятельности ( использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.);
  • Природосообразности – мини-музей должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
  • Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  • Разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

 Можно оформить комнату сказок, где будут собраны куклы-герои русских народных сказок, изготовленные руками воспитателей и детей. Здесь можно проводить НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», сценические представления сказок.

 Пословица гласит, что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому следует учить  детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние дети могут изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

  Следует знакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём.  Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естесственному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – следует  разработать тематический план и систематизировать знания и умения детей в зависимости от возраста.

 Работа педагога по реализации данного направления  будет  плодотворной, если  привлечь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, можно завести папку «Учите вместе с нами». В неё помещаются потешки, загадки, пословицы, поговорки, которые дети учили в ДОУ и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. По каждому жанру провести короткие беседы, консультации, разъяснить родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей поместить статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».

 Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

@Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».

В данной работе представлен материал, который содержится  в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...

Знакомство детей с культурой русского народа

Консультация для родителей по приобщению детей к истокам русской культуры, воспитанию чувства люви и уважения к родным корням....

Познавательная организованная деятельность , направленная на знакомство детей с культурой русского народа. «Русский быт»

Конспект расчитан на детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, малым формам фольклора, как богатейшего источника познавател...

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...

Доклад для конференции по теме: «Телемост дружбы» как эффективный приём знакомства детей с культурой содружественных народов.

Этот дружеский телемост, станет начальным кирпичиком, заложенным в фундамент развития и углубления дружбы между детьми, народами и городами наших двух стран....