Познавательная организованная деятельность , направленная на знакомство детей с культурой русского народа. «Русский быт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Александра Павловна

Конспект расчитан на детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_russkiy_byt.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная организованная деятельность , направленная на знакомство детей с культурой русского народа. 

«Русский быт»

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с русской избой, с русскими народными костюмами. Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват.)Познакомить с новым предметом быта - чапельник(сковородник).

Развивающие: - развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.

Воспитательные:  воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная и глиняная  посуда, туесок, корзина, рушник, сундук, утюг, ухват, чапельник. Русский народный костюм, лапти, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Баранки.

Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов.

Ход

Звучит русская народная музыка. Дети и воспитатель  в русских народных костюмах заходят в зал, здороваются.

Реб.-         Здравствуйте, гости дорогие,

                 Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

                Веселья вам, да радости!

                Давно мы вас поджидаем,

                Праздник без вас не начинаем.

                У нас для каждого найдется

                и словечко, и местечко!

Реб-         Мир Вам, гости дорогие!

                Вы явились в добрый час –

                Встречу тёплую такую

                Мы готовили для Вас.

                Всем гостям места приметные

                В горнице мы отведём –

                Ведь сегодня радость светлая

                Вместе с Вами входит в дом!

-Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

-Доброе, поэтому как нужно говорить слово «здравствуйте»?

-Ответы детей (надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.)

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?(да)

 -Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое, ведь не спроста мы сегодня  нарядились в русские народные костюмы .

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я беседу поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте дружно скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу

-Ребята посмотрите куда привел нас клубочек .Это же изба.

-Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом ,построенный из дерева).

  • Правильно, (обобщаю, дополняю ответы детей) это Русская изба. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

- А вот из какого дерева строили дома, вы узнаете ,отгадав загадку.

 «Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

  • Почему же из лиственницы строили дома?

-Ответы детей(по необходимости воспитатель дополняет)

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

-Ну что ж проходите в горницу и гостей с собой приглашайте

(дети исполняют инсценировку «Приглашение в горницу»)

-Вот мы и в горнице, проходите, присаживайтесь. Ребята, а что такое горница?

-Реб.:- (так раньше называли комнату, где принимали гостей, и где все  было деревянное: стол, лавки, посуда)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные лавки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. На лавках сидели во время обеда, а ночью на них спали, так как места всем в избе не хватало.

-Совершенно верно .Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, резали миски и ложки,. Раньше всё в избе делалось своими руками. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз.

 Такие вечера назывались посиделками.

Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

  • Послушайте ещё одну  мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

 (Если дети затрудняются ответить, загадываю вторую загадку).

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

  • Правильно, ребята. Это русская Печь, сердце дома.  Из чего  делали печь?(ответы детей)
  • Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной, а клал печь печник. Для чего нужна печь?

 (Обобщаю, дополняю ответы детей).

  • Реб.: -Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали (показываю рукой лежанку печки) младшие детки и старики, сушили одежду, ягоды, грибы, целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
  • Что же готовили в русской печи?(ответы детей)
  • Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги,

А главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

-Ребята, а может  нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Будьте добре, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

  • А растопить печь нам поможет русская народная игра. Что-то народ не весел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра -

Распотешиться пора.

  •  (игра – закличка «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
  • Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо,   (встать, пройти в центр,  руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

(обратить внимание на огонь в печи)

-Пока печь наша разгорается,

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите  здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

  • Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины.. В них хранили продукты и подавали их на стол. А вот различные чаши: для молока, для меда. Все это называется «кухонная утварь» (воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки). Ложки тоже были деревянные. Вадик, расскажи нам про ложки.

-Реб.:- В крестьянской семье у каждого члена была своя ложка, даже в гости ходили со своей деревянной ложкой. На Руси сложили поговорку: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложками не только ели, на них еще можно было играть. Давайте сейчас покажем нашим гостям, как умеем играть на ложках. 

(Танец с ложками).

  • Ну что ж, печь мы затопили

А тесто я пораньше замесила ,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.

  • Но перед тем , как мы начнем лепить баранки, нам нужно помыть руки.
  • Раньше , ребята, водопровода в домах не было. И в каждом доме был глиняный кувшин и таз ,которые специально предназначались для умывания. Вот и мы с вами сейчас помоем руки , как в старорусские времена.
  •  А теперь  проходите  , занимайте место за столом ,и приступим к работе.
  • Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!(воспитатель достает заранее приготовленное тесто.)
  • Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(звучит музыка, дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

  • Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.(только сначала вытрите руки влажной салфеткой.)
  • Ребята, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

  • (дети рассматривают дорожку)

-А теперь отгадайте загадку:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает. (прялка)

-Зимними долгими вечерами хозяйка пряла на ней нитки, а из ниток вязали или ткали полотно, шили одежду приговаривая.(А вот что приговаривала хозяйка, нам поведает Даша) 

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

-А теперь, ребята, я расскажу, где хозяйки хранили одежду?

Отгадайте загадку.

 «Прячет бабушка в нем вещи 

сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут … (сундук)»

  •  (в сундуке) (рассматриваем сундук).

- Правильно, ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько, много разных интересных вещей: это - рушник,  полотенцем вы теперь называете .А еще были праздничные рушники, у которых было совсем другое предназначение, они были очень длинные и расстилались посередине праздничного стола ,как украшение. Вышивали рушники хозяйки, и передавались они потом по наследству из поколения в поколение.

 В сундуке у меня  и одежда вся хранится .На Руси основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка –рубаха.(показываю)

Посмотрите как они расшиты. В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносит здоровье, удачу и богатство. А это фартук. В далеком прошлом на Руси фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но даже неким украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивым орнаментом ,с богатым цветным узором. Мамы носили своих маленьких детей, завернутыми в фартук, — это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.

  • Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?

Ответы детей.

(Обобщаю, дополняю ответы детей).

  • Реб.:- Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показываю головные  уборы).

 (Достаю из сундука мужской костюм).

  • Ребята это у нас мужской костюм. Основой мужского костюма так же была рубаха. Это рубаха-косоворотка. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Ответы детей.        

  • Она так называется потому, что разрез ворота находится не  посередине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.
  • Так из чего же состоял мужской костюм ,нам расскажет Глеб.
  • Реб:-  Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали  длинным поясом – кушаком.
  •  А гладили одежду утюгом, который раньше грели на печи. Он был очень тяжелый (рассматриваем утюг)

  • Что за обувь тогда носили?

Ответы детей.

  • Правильно, на Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты( Лыко - это внутренняя сторона коры деревьев, верхний слой сдирался и оставалась такая светлая гибкая лента, из которой можно плести. ). Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног.

  • А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек  наливает. (самовар)

  • А к чаю подавали баранки, давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

Ребята, а как вы думаете, чем можно достать из печи горячий горшочек или чугунок с баранками?

  • Здесь был нужен другой помощник, и я сейчас про него загадаю загадку:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

А сам потом в угол идет. (ухват)

  • Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки или чугунки со щами и вкусной кашей.

А  вот чтобы достать наши бараночки, нам понадобится другой предмет, называется он – чапельник или сковородник . (Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания — сковороды)

(воспитатель достает из печи настоящие баранки)

  • Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.(переложить баранки в блюдо)

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пряниками, да баранками, да танцами развлекать. Давайте и мы позабавим наших гостей.

(Дети подносят баранки на блюде с рушником.)

-Реб:- Угощайтесь, гости дорогие

Наш детский сад дружбой славиться

Приходите в гости чаще, если нравится.

- Реб:- Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям честь окажем:
да себя покажем!

(Танец)

-Молодцы, ребята. Понравилось вам путешествие в прошлое?

Как назывался дом, в котором жили люди? (изба)

Как называлась комната, в которой мы находились? (горница)

Что было самым главным в избе? (печь)

А что вам понравилось больше всего?

-Хвалю и благодарю вас за хорошую работу и желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими, сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяюшками. Всего вам доброго.

А у нас есть для гостей  пожелания:(дети)

- Будьте здоровы, живите богато.

- Будьте в дому, как оладушек в меду.

- Дай Бог вам удачи.

- Житья вам, бытья и здоровья,.

Все вместе : до свидания

Дети прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Знакомство детей с культурой русского народа

Консультация для родителей по приобщению детей к истокам русской культуры, воспитанию чувства люви и уважения к родным корням....

Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»

Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

«Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»

Из известных основных  направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»

Конспект организованной  образовательной деятельности  поформированию у детей  интереса к русской народной культуре в подготовительной   группе.«Путешествие в прошл...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...