Познавательная организованная деятельность , направленная на знакомство детей с культурой русского народа. «Русский быт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект расчитан на детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_russkiy_byt.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная организованная деятельность , направленная на знакомство детей с культурой русского народа.
«Русский быт»
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с русской избой, с русскими народными костюмами. Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват.)Познакомить с новым предметом быта - чапельник(сковородник).
Развивающие: - развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная и глиняная посуда, туесок, корзина, рушник, сундук, утюг, ухват, чапельник. Русский народный костюм, лапти, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Баранки.
Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов.
Ход
Звучит русская народная музыка. Дети и воспитатель в русских народных костюмах заходят в зал, здороваются.
Реб.- Здравствуйте, гости дорогие,
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется
и словечко, и местечко!
Реб- Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведём –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами входит в дом!
-Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
-Доброе, поэтому как нужно говорить слово «здравствуйте»?
-Ответы детей (надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.)
Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?(да)
-Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое, ведь не спроста мы сегодня нарядились в русские народные костюмы .
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я беседу поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте дружно скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу
-Ребята посмотрите куда привел нас клубочек .Это же изба.
-Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом ,построенный из дерева).
- Правильно, (обобщаю, дополняю ответы детей) это Русская изба. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
- А вот из какого дерева строили дома, вы узнаете ,отгадав загадку.
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
- Почему же из лиственницы строили дома?
-Ответы детей(по необходимости воспитатель дополняет)
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в нем хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
-Ну что ж проходите в горницу и гостей с собой приглашайте
(дети исполняют инсценировку «Приглашение в горницу»)
-Вот мы и в горнице, проходите, присаживайтесь. Ребята, а что такое горница?
-Реб.:- (так раньше называли комнату, где принимали гостей, и где все было деревянное: стол, лавки, посуда)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные лавки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. На лавках сидели во время обеда, а ночью на них спали, так как места всем в избе не хватало.
-Совершенно верно .Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, резали миски и ложки,. Раньше всё в избе делалось своими руками. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз.
Такие вечера назывались посиделками.
Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
- Послушайте ещё одну мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
(Если дети затрудняются ответить, загадываю вторую загадку).
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
- Правильно, ребята. Это русская Печь, сердце дома. Из чего делали печь?(ответы детей)
- Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной, а клал печь печник. Для чего нужна печь?
(Обобщаю, дополняю ответы детей).
- Реб.: -Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали (показываю рукой лежанку печки) младшие детки и старики, сушили одежду, ягоды, грибы, целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
- Что же готовили в русской печи?(ответы детей)
- Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги,
А главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
-Ребята, а может нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
- А растопить печь нам поможет русская народная игра. Что-то народ не весел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра -
Распотешиться пора.
- (игра – закличка «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
- Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать, пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
(обратить внимание на огонь в печи)
-Пока печь наша разгорается,
Подойдите к столу гости дорогие,
Посмотрите здесь чаши какие,
Да непростые,
Все деревянные, расписные.
- Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины.. В них хранили продукты и подавали их на стол. А вот различные чаши: для молока, для меда. Все это называется «кухонная утварь» (воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки). Ложки тоже были деревянные. Вадик, расскажи нам про ложки.
-Реб.:- В крестьянской семье у каждого члена была своя ложка, даже в гости ходили со своей деревянной ложкой. На Руси сложили поговорку: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложками не только ели, на них еще можно было играть. Давайте сейчас покажем нашим гостям, как умеем играть на ложках.
(Танец с ложками).
- Ну что ж, печь мы затопили
А тесто я пораньше замесила ,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
- Но перед тем , как мы начнем лепить баранки, нам нужно помыть руки.
- Раньше , ребята, водопровода в домах не было. И в каждом доме был глиняный кувшин и таз ,которые специально предназначались для умывания. Вот и мы с вами сейчас помоем руки , как в старорусские времена.
- А теперь проходите , занимайте место за столом ,и приступим к работе.
- Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!(воспитатель достает заранее приготовленное тесто.)
- Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
(звучит музыка, дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)
- Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.(только сначала вытрите руки влажной салфеткой.)
- Ребята, посмотрите какая необычная дорожка.
Вот такие половицы,
Ткали раньше мастерицы,
А станок им помогал,
Тяжелый труд он облегчал.
- (дети рассматривают дорожку)
-А теперь отгадайте загадку:
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает. (прялка)
-Зимними долгими вечерами хозяйка пряла на ней нитки, а из ниток вязали или ткали полотно, шили одежду приговаривая.(А вот что приговаривала хозяйка, нам поведает Даша)
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
-А теперь, ребята, я расскажу, где хозяйки хранили одежду?
Отгадайте загадку.
«Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут … (сундук)»
- (в сундуке) (рассматриваем сундук).
- Правильно, ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько, много разных интересных вещей: это - рушник, полотенцем вы теперь называете .А еще были праздничные рушники, у которых было совсем другое предназначение, они были очень длинные и расстилались посередине праздничного стола ,как украшение. Вышивали рушники хозяйки, и передавались они потом по наследству из поколения в поколение.
В сундуке у меня и одежда вся хранится .На Руси основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка –рубаха.(показываю)
Посмотрите как они расшиты. В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносит здоровье, удачу и богатство. А это фартук. В далеком прошлом на Руси фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но даже неким украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивым орнаментом ,с богатым цветным узором. Мамы носили своих маленьких детей, завернутыми в фартук, — это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.
- Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?
Ответы детей.
(Обобщаю, дополняю ответы детей).
- Реб.:- Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показываю головные уборы).
(Достаю из сундука мужской костюм).
- Ребята это у нас мужской костюм. Основой мужского костюма так же была рубаха. Это рубаха-косоворотка. Кто из вас догадался, почему она так называется?
Ответы детей.
- Она так называется потому, что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.
- Так из чего же состоял мужской костюм ,нам расскажет Глеб.
- Реб:- Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали длинным поясом – кушаком.
- А гладили одежду утюгом, который раньше грели на печи. Он был очень тяжелый (рассматриваем утюг)
- Что за обувь тогда носили?
Ответы детей.
- Правильно, на Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты( Лыко - это внутренняя сторона коры деревьев, верхний слой сдирался и оставалась такая светлая гибкая лента, из которой можно плести. ). Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног.
- А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает. (самовар)
- А к чаю подавали баранки, давайте посмотри, готовы ли наши баранки?
Ребята, а как вы думаете, чем можно достать из печи горячий горшочек или чугунок с баранками?
- Здесь был нужен другой помощник, и я сейчас про него загадаю загадку:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
А сам потом в угол идет. (ухват)
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки или чугунки со щами и вкусной кашей.
А вот чтобы достать наши бараночки, нам понадобится другой предмет, называется он – чапельник или сковородник . (Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания — сковороды)
(воспитатель достает из печи настоящие баранки)
- Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.(переложить баранки в блюдо)
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пряниками, да баранками, да танцами развлекать. Давайте и мы позабавим наших гостей.
(Дети подносят баранки на блюде с рушником.)
-Реб:- Угощайтесь, гости дорогие
Наш детский сад дружбой славиться
Приходите в гости чаще, если нравится.
- Реб:- Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям честь окажем:
да себя покажем!
(Танец)
-Молодцы, ребята. Понравилось вам путешествие в прошлое?
Как назывался дом, в котором жили люди? (изба)
Как называлась комната, в которой мы находились? (горница)
Что было самым главным в избе? (печь)
А что вам понравилось больше всего?
-Хвалю и благодарю вас за хорошую работу и желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими, сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяюшками. Всего вам доброго.
А у нас есть для гостей пожелания:(дети)
- Будьте здоровы, живите богато.
- Будьте в дому, как оладушек в меду.
- Дай Бог вам удачи.
- Житья вам, бытья и здоровья,.
Все вместе : до свидания
Дети прощаются с гостями и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Знакомство детей с культурой русского народа
Консультация для родителей по приобщению детей к истокам русской культуры, воспитанию чувства люви и уважения к родным корням....
Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»
Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...
«Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»
Из известных основных направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»
Конспект организованной образовательной деятельности поформированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе.«Путешествие в прошл...
Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
1.Прививать интерес к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей с народным творчеством .4. Воспитыв...
Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...