Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему
Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько эти процессы осмыслены.
Целью ТРИЗ является развитие сильного организованного мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способными понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
При проведении игровых упражнений и игр необходимо большое количество наглядного материала: карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольца Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т.п. Игры на развитие мышления включают в себя проблемную задачу, явную или скрытую. Достижение результатов игры в этом случае является эмоциональным стимулом. Наблюдая за детьми в ходе игр мы пришли к выводу, что дети становятся более активными и работоспособными, заинтересованными в своих ответах, повышается их обучаемость, речевая и общая инициатива. Они с большим удовольствием играют в данные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_nikolaeva_ed.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Елизавета Даниловна,
Старший воспитатель,
МБДОУ Детский сад «Мичил»,
с. Бетюнг Вилюйского района РС (Я)
Развитие логического мышления
детей старшего дошкольного возраста
Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько эти процессы осмыслены.
Прежде всего, мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Один из центральных вопросов умственного воспитания вопрос о развитии мышления.
В современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности в дошкольном возрасте. (П.Я. Гальперин, ЛС. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.)
Изучению наглядно – действенного и наглядно – образно мышления дошкольника посвящено значительное количество работ. Однако не менее актуальны и проблемы возникновения и развития логического мышления в дошкольном детстве.
Целью ТРИЗ является развитие сильного организованного мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способными понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Кроме того, тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
В программе ТРИЗ используются методы и приемы разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А.М. Страунингом.
Нами были определены следующие принципы построения системы работы:
- принцип игровой реализации поставленных задач;
- принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого материала.
При проведении игровых упражнений и игр необходимо большое количество наглядного материала: карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольца Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т.п. Игры на развитие мышления включают в себя проблемную задачу, явную или скрытую. Достижение результатов игры в этом случае является эмоциональным стимулом. Наблюдая за детьми в ходе игр мы пришли к выводу, что дети становятся более активными и работоспособными, заинтересованными в своих ответах, повышается их обучаемость, речевая и общая инициатива. Они с большим удовольствием играют в данные игры.
Развитие мышления связано с освоением мыслительных операций, таких, как: анализ, синтез, обобщение, конкретизирование, абстрагирование, сравнение.
Для развития у детей умения анализировать использовались игры на «группировку». Общий смысл таких игр, задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных слов и предметов. игры, как «Выбери меня», «Фантастический анализ», «Сделай так и не так», «Меняем порядок», «Где игрушка», «Мастерская по ремонту». «Серия игровых упражнений со словами (по Е. В. Зачке), «Лжезагадки».
Для развития навыкам синтеза важно развить в детях способность комбинировать, создавать разное сочетание предметов или их элементов. Развитие комбинировать характеризуется количественной и качественной. Проводятся игры, как «Композиторы», «Карты», «Винегрет», «Необычное происшествие», игры из «Морфологической таблицы».
Сравнение - удерживание в сознании сравниваемых предметов и выделение в них сходного и различного; понимание оснований для сравнения одновременное или в быстрой последовательности. Такие игры, как «Чем мы похоже, чем отличаемся?», «Чего больше (меньше)?», «Цепочка слов», «Разные песни», «Задачи на измерение, сравнение, различие» , «Изменения», «Совсем не такой», «Противодействия», игровое упражнение «Однажды», «Бюро находок».
Абстрагирование – это отвлечение от ряда конкретных особенностей предмета или явления, выделяя для специального рассмотрения какой-либо отдельный признак, качество или свойство; выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Такие игры, как «Воображаемый гость», «Конкурс шумовых оркестров», «Угощение для гостей», «Цирк зверей», (по М. Жернильской), «Читаем», «Сказка – калька», «Кто гуляет на полянке?».
Ребенок объединяет объекты, обобщает не соединимые на первый взгляд признаки и свойства. Высокий уровень обобщения позволяет детям освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видородовых признаков. Такие игры, как «Найти лишнее, общее», «Почему?», «Загадай предмет», «Название картинки», «Скажи заглавие», «Сокращение рассказа», «Прямая аналогия», игры из тем «Бином фантазии», «Метод фокальных объектов».
Конкретизирование – выделение суждения о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу; иллюстрирование, разъяснение, подтверждение общего положения примером. Такие игра как «Картинки к книжке» и «Положи на место».
Таким образом, предложенная система работы нацелена на то, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе, что является одной из центральных задач дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Развитие речи и мышления // Собр.соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.6. - С. 254-273.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. - М.: Кн. дом Университет, 1999. - 332 с..
- Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. Научно-исследовательский ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1977. - 271 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.2: Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: [перевод]. - СПб.: Союз, 1997. - 250 с.
- Страунинг А. М. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11. - С.30.
- Страунинг А.М. Методика активизации мышления дошкольников, 1, 2, 3 том: Учебно-методическое пособие. - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. - 112. - (ТРИЗ дошкольникам).
- Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Использование игр для развития у детей старшего дошкольного возраста словесно- логического мышления
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание , память, речь, воображе...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"...
Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».
Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...