Формирование образа Я в опыте самопознавательной деятельности средствами сказкотерапии.
статья на тему

     Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом, потому что сказка - это защифрованная информация о реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_na_sayt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образа Я

в опыте самопознавательной деятельности

средствами сказкотерапии

Подробнее остановимся и рассмотрим формирование образа Я в опыте самопознавательной деятельности через раздел программы «Что Я могу».

Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов эта реакция в целом положительна. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом, потому что сказка - это зашифрованная информация о реальности. Через сказку передаются знания о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапия является воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов и психологов можно объяснить. Прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. В сказочном сюжете заложена информация о жизни героя, его актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как дети, так и психолог (педагог) эмоционально защищены. Тем самым снимаются барьеры, возрастает доверие детей к друг другу и сопровождающему их взрослому.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая, дети преодолевают самоограничения и дополняют, изменяют и обогащают свою жизнь.

Сказка феерична. Педагог или психолог обращаясь к сказкотерапии может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок  накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку сопровождающий взрослый имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные типы сказок

Художественные сказки созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории.

  • Народные сказки:

 – сказки о животных;

 - бытовые скази;

 - страшные сказки;

 - волшебные сказки.

  • Авторские художественные сказки.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и др.) одушевляются, создается сказочный образ мира в котором они живут.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развитие личностного ресурса.

Психокоррекционная сказка создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При это под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а так же объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки сказки врачующие Душу… Сказки раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такая сказка имеет следующие цели: стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Психологическая сказка – особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитию самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки – влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей через процесс самопознания. Таким образом, такая сказка – прежде всего развивающая.

   

 Последний тип сказки мы и взяли за основу в создании занятий со сказочным сюжетом для детей старшего дошкольного возраста. Занятия направлены на формирование опыта познания своего Я через развитие перцептивных действий и эмоциональной сферы ребенка в сенсорной деятельности.

     В данный возрастной период сенсорное воспитание является также необходимым, как и в раннем возрасте. Сенсорное развитие продолжает оставаться неотъемлемой линией развития. Последующие компоненты развития, в том числе и опыт по самопознанию базируются на сенсорной основе. При этом важно, что ребенок не только воспроизводит накопленные знания и  примеры полученные в совместной деятельности со взрослым, но и использует свой индивидуальный опыт приобретаемый им самим в  процессе овладения знаниями о «мире вещей», «мире природы» и «мире людей».

Процесс самовыражения своего Я  и приобретение опыта самопознания через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья как ребенка так и взрослого и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научиться «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о собственных чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимает настроение. Поэтому в программу «Что я могу» (самопознание дошкольником личностного «Я») включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В данную программу для старших дошкольников мы включили разработанные нами авторские сказки. Их основную роль мы видим, образно выражаясь, в воспитании ''Я'' ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, способах социального проявления себя. И главное – возвращении ребенку гармоничного мироощущения.

Занятия по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств построены в форме сказочных путешествий. В них  используются элементы сказкотерапии,  работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания.  Дополнительно к основным семи занятиям, во второй части каждого занятия, детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и  этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения в  играх на самопознание. В старшей группе рекомендуется их использовать через 3- 4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня в подгрупповой работе с целью закрепления ранее полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка. После этюдов целесообразно проводить игры, которые следуют далее. Включенные в программу дополнительные игры (перечисленные во второй части каждого занятия), рекомендуется  переносить в свободную деятельность детей, а также использовать в совместной работе родителей с детьми.

Сказочная куклотерапия

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что собственно и называется Волшебством – «материализация чувственных идей».

В сказочной куклотерапии используется три варианта кукол:

- куклы-марионетки;

- пальчиковые куклы;

- теневые куклы.

Куклы-марионетки

Марионетка прекрасна тем,  что оживает в наших руках. Эта кукла достаточно самостоятельна, ибо находится на расстоянии от рук кукловода.

Игры-драматизации с куклами марионетками способствуют:

- развитию  мелкой моторики и координации движений («мануальный интеллект»);

- развитию фантазированию и образному мышлению;

- развитию умения малыми средствами выражать характер;

- развитию способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг;

- развитию способности проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;

- развитию осознания причинно-следственных связей между своими действиями и изменением состояния куклы;

-  научению нахождения адекватного телесного выражения различным эмоциям, чувствам, состояниям;

- совершенствованию коммуникативных навыков и культуры;

- укреплению союза Ребенок-Взрослый.

Куклы представляют собой различных персонажей нашего Внутреннего Сказочного Королевства. Они могут стать помощниками в развитии опыта самопознания.

Сказочная имидж-терапия

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специальный сказочный костюм, «материализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности.

С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее, будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. Как бы бессознательно опираемся на свой Род, точно также мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Дети склонны идентифицировать  себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить детям ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, мечи, веера, украшения и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом «собрали» свой образ. Смотрясь в большое зеркало, ребенок общается со своим альтернативным «Я». Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что он не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Телесно-ориентированные техники в сказкотерапии

Психодинамические медитации – помогают прожить различные виды чувствительности, моделировать ситуации раннего детского опыта (от эмбрионального до настоящего момента), также этот вид медитаций направлен на общую энергизацию тела:

 – движения;

- перевоплощения (в различные природные и материальные объекты);

- погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух);

-  изображение растений;

- упражнения с тканью («Волшебный ковер»);

- игры с зеркалом (страна Зеркалия)

Рассматривая себя в зеркало формирует у ребенка адекватные представления об образе и возможностях своего тела.  Попав в волшебную страну Зеркалию, ребенок может рассматривать, ощупывать, исследовать возможности своего тела. В этой стране каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасничает, встает на цыпочки, разводит руки и т.д. Важно, чтобы ребенок хорошо рассмотрел себя со всех сторон, в различных позах и движениях. При этом ведущий не дает никаких оценок его действиям.

- танцы – это выражение различных эмоциональных состояний. Можно давать детям различные эмоциональные и образные  задания. Это позволяет отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое важное, танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают детям находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Дети учатся владеть своим телом, становятся свободными и уверенными в себе.

Песочная терапия в технике сказкотерапии

Игры с песком в опыте самопознания – одна из форм естественной активности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории взрослый в наиболее органичной форме для ребенка передает знания и жизненный опыт, рассказывает о событиях и законах окружающего мира. При этом мы врачуем собственную душу и душу ребенка, открывая и усиливая своего Внутреннего ребенка.

Песок поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействуя с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития самопознания и саморазвития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"

Проект позволяет реализовать программу по формированию представлений жизненных идеалов у старших дошкольников средствами сказкотерапии, направлен на: развитие представлений жизненных идеалов у детей с...

"Актуальность формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"

В рамках современного общества образовательных услуг требуется качественное развитие личности, что одно из главных является сформированность нравственных ценностей. Создавая условия для формирования н...

Материал к педсовету, по теме:"Формирование здорового образа дошкольников". Обобщение опыта воспитателей Столяровой Н.В. и Широких О.И.по организации образовательной деятельности "Здоровье", "Физическая ОО" :"Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить"

Целью данной работы является желание поделиться методами и приемами, способствующими  сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ни кого не удивишь, если скажешь...

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Основы безопасности жизнедеятельности -  это  наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления  его здоровья.  Актуальность э...

Формирование здорового образа жизни с детьми в ДОУ средствами использования технологии проектной деятельности.

     О том, что здоровье нужно беречь, известно всем. Но трудно беречь то, о чём не имеешь представления. Любовь к своему телу, осведомлённость о его особенностях и условиях норм...

Центр физического развития в группе как средство формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (из опыта работы)

Содержание работы направленно на формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ  рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культ...