Образовательная программа дополнительного образования по театрализации "Веснушки"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Программа расчитана на детей с 4 до 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vesnushki_1.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское.

Образовательная программа

«Веснушки»

по дополнительному образованию дошкольников.

Направление художественно – эстетическое.

                                                                                                                                                                                            Автор программы:

                                                                                                                                                                                            Воспитатель высшей категории

                                                                                                                                                                                             Куракалова Л.С.

2014г.

Структура программы:

Целевой раздел программы:

1. Пояснительная записка

(цели, задачи, принципы построения программы, характеристики особенностей развития детей).- 3-5стр.

      2. Планируемые результаты освоения программы. – 6 стр.

Содержательный раздел программы:

  1. Формы, способы, методы, средства реализации программы – 7-8 стр.
  2. Учебное планирование – 9-10 стр.
  3. Календарно – тематическое планирование- 11 -17 стр.

Организационный раздел программы:

       1. Организация занятий театрального кружка - 18 стр.

       2.Материально – техническое обеспечение программы – 18 стр.

       3. Методическое обеспечение программы -18 - 19 стр.

       4. Организация предметно - развивающей среды – 19 стр.

Дополнительный раздел программы:

       1.Краткая презентация программы – 19 стр.

        Список литературы – 20 стр.

       

Целевой раздел.

Пояснительная записка

В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.

Почему именно театрализованная деятельность?

Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Еще новизна данной программы заключается в том, что подобные программы используются чаще всего в работе с детьми 6-7 летнего возраста, а эта программа предлагается для использования в работе с детьми с 4-5 летнего возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Особенности программы

Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.

Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей

Содержание программы «Веснушки» взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».

Основная цель программы – развитие сценического творчества детей  дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

    -познакомить детей с различными видами театра.

    -познакомить детей со способами передачи выразительности образа (мимика, жесты, артикуляция, пантомима, звукоподражание).

   - учить разыгрывать спектакли по знакомым произведениям, используя    выразительные средства.

   - формировать эмоционально- насыщенную речь, активизировать словарь; развивать правильное речевое дыхание.

   - формировать положительное отношение к героям, которых они играют.

Развивающие задачи:

    -развивать способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.

     -развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.

     -развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.

     -развивать интерес к театральной деятельности.

Воспитательные задачи:

      - воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

      - воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и     сотрудничества

      - воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.

В основу программы положены следующие принципы:

  1. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  2. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
  3. Принцип разносторонего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.
  4. Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).
  5. Принцип доступности  (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному);
  6. Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности.

Ожидаемые результаты

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

Содержательный раздел.

В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Веснушки» включены пять основных разделов:

Театроведение  - призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.

Постановка спектаклей: включает в себя знакомство со сценарием постановки спектакля, умения детей выражать свое мнение по поводу сценария, умения дополнять сценарий нужными эпизодами. Самостоятельность детей в выборе той или иной роли

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:

-чтение литературы,  и беседы по тексту;

-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

-упражнения на развитие детской пластики;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Формы занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных  постановок, пьес,  этюдов;

- подготовка  к показу спектакля.

- показы для детей своей группы и родителей, для детей  младших групп.

- анализ   своей  деятельности по результатам  выступлений ;

- выпуск красочных афиш, изготовление декораций,  пригласительных билетов, театральных реквизитов ( с привлечением родителей ) костюмов, масок;

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы реализации программы.

Практические

Словесные

Наглядные

Разучивание этюдов,

Упражнения на артикуляцию,

Разучивание ролей,

Упражнения на развитие речевого дыхания,

Работа над средствами выразительности,

Работа в творческих мастерских.

Беседы,

Чтение художественной литературы,

Использование художественного слова,

Сюжетно-ролевые игры,

Дидактические игры,

Развлечения, праздники.

Рассматривание иллюстраций,

Просмотр видеофильмов,

Рассматривание костюмов.

Учебный план на первый год обучения (дети 4-5 лет)

Разделы

Количество

часов

Цель

1

Театроведение

4 часа

Дать детям простейшие представления о театре, о видах театра.

2

Культура и техника речи

8 часов

 Формировать речь детей.

3

Ритмопластика.

8 часов

Познакомить детей с основными способами передачи образа.

4.

Театральная игра

8 часов

Познакомить детей с тетральной игрой.

5.

Постановка спектаклей.

8 часов

6

Всего часов:

36 часов.

Учебный план на второй год обучения (дети 5-6 лет)

Разделы

Количество

часов

Цель

1

Театроведение

4 часа

Продолжать знакомить детей с театром, с устройством театра.

2

Культура и техника речи

8 часов

Развивать речь детей, учить пользоваться интонациями, произносить фразы с разными интонациями.

3

Ритмопластика.

8 часов

Развивать мимику,  жесты, пантомические способности.

4.

Театральная игра

8 часов

Развивать у детей  игровое поведение, эстетические чувства.

5.

Постановка спектаклей.

8 часов

6

Всего часов:

36 часов.

         

Учебный план на третий год обучения (дети 6-7 лет)

Разделы

Количество

часов

Цель

1

Театроведение

4 часа

Более глубокое знакомство с тетаральными профессиями.

2

Культура и техника речи

8 часов

Развитие речевого дыхания, свободы речевого аппарата, умение правильно владеть артикуляционным аппаратом.

3

Ритмопластика.

8 часов

Обеспечение развития двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.

4.

Театральная игра

8 часов

Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

5.

Постановка спектаклей.

8 часов

6

Всего часов:

36 часов.

                 

Календарно –тематический план на первый год обучения (4-5 лет).

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1.»Давайте познакомимся!»

2. «Что такое театр?»

3. С/ролевая игра «Мы пришли в театр»

4. Рисование «Театральная сцена»

1.Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.

2. Дать детям понятие о том, что такое театр.

3. Научить детей тому, как надо вести себя в театре.

4. Развивать творчество, фантазию детей.

Октябрь

1.«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я

2.«Пойми меня!»

3.»Волшебная шкатулка»

4. «Выросла репка большая-пребольшая»

1.Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

2. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

3.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

4.Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ноябрь

1.Импровизация русской народной сказки «Репка».

2.Репетиция сказки «Репка».

3. Репетиция сказки «Репка»

4. Показ сказки «Репка» для детей своей группы.

1.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

2. Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки

3. Закрепление ролей.

4. Подвести итог проделанной работы по сказке «Репка»

Декабрь

1.«Мешок с сюрпризом»

2.«Воображаемое путешествие».

3.«Потеряли котятки по дороге перчатки»

4.«Без друзей нам не прожить н

и за что на свете»!

1.Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками.

2. Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

3. Чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята».

4. Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

     Январь

1.«. Очень жить на свете туго без подруги или друга.»

2.«Волшебная шкатулка»

3.Игровой урок.

4.Стоит в поле теремок»

1.Чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки.

2.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

3.Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

4.Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

 Февраль

1.«Чтениет пьесы «Теремок».

2.Импровизация русской народной сказки «Теремок»

3.Репетиция пьесы «Теремок», упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

4.Репетиция пьесы «Теремок», этюды на передачу основных движений.

1.Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Теремок».

2.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

3.Закрепление движений, согласование речи и движений.

4.Закрепление ролей, закрепление основных жестов.

Март

1.Репетиция пьесы «Репка», этюд «Крапива»

2.Показ сказки «Репка» для мам.

3.театральная игра «Ходим кругом».

4. «Вышла курочка -  хохлатка, с нею желтые цыплятки».

1.Закрепление ролей, развитие мимики лица.

2.Подведение итогов по пройденному материалу.

3.Учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

4. Развитие речи, отгадывание загадок, мимические этюды, имитационные упражнения.

Апрель

1.Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень.

2.Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет.

3.Воображаемое путешествие.

4.Игровой урок.

1.Чтение сказки  К. Чуковского «Цыпленок»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе».

2.Мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок».

3.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

4.Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

Май.

1.Игры с бабушкой-Забавушкой.

2.Язык жестов.

3.Волшебное путешествие по сказкам.

4.Игровая программа «Это вы можете!»

1.Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

2.Развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

3.Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

4.Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.  

Календарно -тематический план на второй год обучения (5-6 лет).

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1.Здравствуй, театр!»

2. «Что такое театр?»

3.Д/игра «Что находится в театре?»

4.«С/ролевая игра «Театр»

1.Познакомить детей с понятием «драматический театр», повторить с виды театров.

2. Познакомить  с устройством театра, познакомить с сценой, зрительным залом, костюмерной (презентация «Экскурсия в театр»).

3.Учить детей правильно называть помещения театра, атрибуты.

4. Учить детей самостоятельно распределять роли.

Октябрь

1.»Пойми меня»

2. «Колобок наш удалой, колобок не тот – другой!»

3. «Импровизация сказки

«Пых».

4. «Репетиция сказки «Пых».

1.Развивать внимание, память, образное мышление детей.

2. Чтение белоруской народной сказки  «Пых»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».

3. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

4. Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Ноябрь

1.« Этот колобок – хитрый маленький зверек!»

2. «Колобок – колючий бок»

3.Репетиция спектакля «Пых»

4. «Показ спектакля «Пых» на празднике «День Матери».

1.«Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

2.«Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в  отношениях со сверстниками.

3.Закрепить с детьми роли, текст, движения.

4.Показать достижения детей.

Декабрь

1.Экскурсия в тетаральную студию ДДТ.

2.«Играем пальчиками».

3. «Вот так гриб – великан, всем хватило места там».

4. «Импровизация сказки «Под грибом».  

1.Познакомить детей с участниками театральной студии, рассмотреть костюмы, декорации.

2. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия «пантомима».

3. Чтение сказки   В. Сутеева «Под грибом»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения «дождик начинается», «спрячемся от дождика».

4. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Январь

1.«Воображаемое путешествие».

2. «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».

3. Ну, кто решит простой вопрос?

4. Эмоции.

1.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

2. Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

3. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

4. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике.

Февраль

1.»Как цыпленок маму искал»

2. «Все слова запомню, желание исполню», репетиция спектакля.

3. Репетиция спектакля. Импровизация «Магазин игрушек».

4.Репетиция спектакля.

1. Чтение сценария сказки «Как цыпленок маму искал», беседа по тексту, учить определять характер героев.

2. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. Распределение ролей.

3. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Закрепление слов текста.

4.Согласование текста с движениями.

Март

1.Показ спектакля «Как цыпленок маму искал» на празднике мам.

2. . Волшебное путешествие по сказкам.

3. Театрализованная игра «Ярмарка»

4.Театральная игра «Угадай, кто я?»

1.Дать детям почуствовать радость от своих действий.

2. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

3. Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

4.Учить детей применяя выразительные средства передачи образа, изображать различных животных.

Апрель

1.Сочиняем новую сказку.

2.Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем.

3.Учимся говорить по -  разному.

4. Учимся четко говорить.

1. Развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

2. Учить; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе.

3. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности.

4. Отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха».

Май.

1.«Мыльные пузыри», в стране «Отгадай-ка».

2. «Волшебная корзинка»

3. «В стране Фантазии»

4. Игровая программа «Это вы можете!»

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

2. Продолжать развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов.

3. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми

4. Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.  

Календарно - тематический план на третий год обучения (6-7лет).

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать!»

2. «Давайте познакомимся».

3. «Готовимся к показу»

4. «Кто, что делает?» (д/игра).

Этюд «Превращение»

1.Дать знания о роли  театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.

2.Познакомить детей с театральными профессиями.

3.Учть детей гриму, выбору костюмов.

4.Закрепить знание театральных профессий.

        Октябрь

1.»Угадай- те кто же я?

2.Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

3.Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).

4. Развитие выразительной мимики.

Игра-пантомима «Шепот и шорох».

Загадки без слов.

1. Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

2. Учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение

3. Учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

4.Освоение пантомимических навыков.

Ноябрь

1.Волшебная шкатулка.

2.Игры с бабушкой Забавой.

3. «Вот так яблоко!»

4. «Импровизация сказки «Яблоко».   

1.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

2.Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

3. Чтение сказки   В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

4.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Декабрь

1.«Репетиция сказки «Яблоко».

2.«Драматизация сказки «Яблоко».

3.«Земляничка возле пня, всем сказала: нет меня!

4.«Театрализованная игра «Волшебные предметы».

1.Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

2.Доставить детям удовольствие от собственной игры.

3. Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

4.  Развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Январь

1.Эмоции. «В гости прилетели первые снежинки».

2.»Воображаемое путешествие». 

3.«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».

4. «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем».

1.Учить детей распознавать эмоциональные состояния  по мимике,

развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

2.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

3.Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

4.Создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.

Февраль

1.Чтение сценария сказки

«Как зайчонок маму поздравлял», этюды.

2.Репетиция сказки.

3. Репетиция сказки. Веселая гимнастика.

4.Репетиция сказки. Забавные чистоговорки.

1. Познакомить с сценарием, дать характеристику героям, выбор ролей. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.

2. Разучивание слов, учить согласовывать движения с речью.

3. Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание.

4. Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи.

Март

1.Показ спектакля «Как зайчонок маму поздравлял» на празднике, посвященном 8 марта.

2. Игры говорилки.

3. Упражнения:«Вкусные слова»,

«Назови свое имя ласково», «Чудо-песенка»,«Похожий хвостик», «Угадай, что я делаю», «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».

4.Театральные этюды: «Запомни позу»,«Покажи, как двигается твой герой», «Солдаты»,«Мы – художники», «Две обезьянки».«Спесивая коза»

1.Закрепление материала.

2. Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев.

3. Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить произносить реплики с нужной интонацией.

4. Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.

Апрель

1.Театрализованная игра «Город Мастеров».

2.Импровизация «Волшебные сны».

3. Конкурс пантомимы «Изобрази меня» 4. Игра «Изобрази отгадку.Лепка на тему «Любимые герои сказок».

1.Развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

2. Развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

3. Изображение животных при помощи мимики и жестов).

4.Изображение героев пьесы с помощью мимики и жестов.  Развивать творчество, фантазию.

Май.

1.Игры-импровизации: Узнай, кто я», «Передавалки», «В лесу», «Тень-тень», «Расскажи стихи руками».

2. Волшебное путешествие по сказкам.

3.Театрализованная игра «Ярмарка».

4. Игровая программа «Это вы можете!»

1. Продолжать развивать пантомимические навыки и воображение, умение передавать характер персонажа.

2.Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

3. Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

4. Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.  

Организационный раздел:

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)

Реализация программы:

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная).

А так же работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, изготовление совместно афишы, костюмов к спектаклю, проведение консультаций  для родителей, анкетирование, оформление фотостенда для родителей

В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.

Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность в средней группе ( 4-5 лет)- 20 минут.

В старшей группе(5-6 лет) – 25 минут.

В подготовительной группе(6-7 лет)- 30 минут.

Материально – техническое обеспечение программы:

Разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, косыночный театр и другие).

Костюмы, декорации, маски.

Мягкие игрушки.

Магнитофон, проектор, экран.

Ноутбук, фотоаппарат, телевизор.

Ширмы ( напольная  и настольная).

Диски, презентации с текстами речевых упражнений.

Методическое обеспечение программы:

Картотеки:

Артикуляционная гимнастика

Мимика и жесты

Скороговорки

Театральные игры

Пантомимические этюды и упражнения

Диалоги

Звукоподражательные упражнения

Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д

Гогоберидзе А.Г.,Бабаева Т.И.,Крулехт М.В, Михайлова З.А. Программа «Детство»

Программа Н. Сорокиной «Театр- творчество- дети».

Л.М. Шипицина, А.П. Воронова «Азбука общения».

Е.А. Гальцова «Удивительные истории о животных» (инсценировки, миниатюры, постановки).

Прохорова Л.Н. «Путешествие по Фанталии» (практические материалы по развитию творческой активности).

Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»

М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».

И.Петров «Веселые превращения» ( игры и упражнения по развитию творческого воображения)

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.  «Театрализованные игры в детском саду»

 Антипина Е.А. «Методические рекомендации по театрализованной деятельности»

Организация предметно - развивающей среды

      Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

Для успешной реализации программы необходима специально организованная предметно-пространственная среда:  театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима. Предметно – пространственная среда должна быть доступной для каждого ребенка, содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной и безопасной.

 Дополнительный раздел

Краткая презентация программы «Веснушки»

В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.

Почему именно театрализованная деятельность?

Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

Программа «Веснушки» включает в себя четыре основных раздела:

  1. Целевой раздел.
  2. Содержательный раздел.
  3. Организационный раздел.
  4. Дополнительный раздел.

Целевой раздел:

При написании программы была поставлена конкретная цель:

Развитие сценического творчества детей  дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.

Исходя, из поставленной цели были определены задачи:

Образовательные задачи:

    -познакомить детей с различными видами театра.

    -познакомить детей со способами передачи выразительности образа (мимика, жесты, артикуляция, пантомима, звукоподражание).

     - учить разыгрывать спектакли по знакомым произведениям, используя    выразительные средства.

      - формировать эмоционально- насыщенную речь, активизировать словарь; развивать правильное речевое дыхание.

       - формировать положительное отношение к героям, которых они играют.

Развивающие задачи:

    -развивать способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.

     -развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.

     -развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.

     -развивать интерес к театральной деятельности.

Воспитательные задачи:

      - воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

      - воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и     сотрудничества

      - воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.

Актуальность программы состоит в том, что программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Новизна программы заключается в том, в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Еще новизна данной программы заключается в том, что подобные программы используются чаще всего в работе с детьми 6-7 летнего возраста, а эта программа предлагается для использования в работе с детьми с 4- летнего возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

  1. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  2. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
  3. Принцип разносторонего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.
  4. Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).
  5. Принцип доступности  (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному);
  6. Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности.

Данная программ расчитана на три года обучения, в ней участвуют дети с 4 до 7 лет, то есть работа с детьми начинается со среднего дошкольного возраста.

Содержательный раздел:

Программа составлена с учетом интеграции всех образовательных областей.                     

Программа «Веснушки» включает в себя пять разделов:

1.Театроведение  

2.Театральная игра 

3.Ритмопластика 

4.Культура и техника речи

5.Постановка спектаклей

Основные методы, которые используются для реализации программы:

Практические

Словесные

Наглядные

Разучивание этюдов,

Упражнения на артикуляцию,

Разучивание ролей,

Упражнения на развитие речевого дыхания,

Работа над средствами выразительности,

Работа в творческих мастерских.

Беседы,

Чтение художественной литературы,

Использование художественного слова,

Сюжетно-ролевые игры,

Дидактические игры,

Развлечения, праздники.

Рассматривание иллюстраций,

Просмотр видеофильмов,

Рассматривание костюмов.

Экскурсии в театральную студию ДДТ, РДК.

Для реализации данной программы составлены учебный и календарно-тематический планы на все три года обучения.

Организационный раздел:

1.Программа реализуется через специально организованную кружковую деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.

Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность в средней группе ( 4-5 лет)- 20 минут.

В старшей группе(5-6 лет) – 25 минут.

В подготовительной группе(6-7 лет)- 30 минут.

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:

-чтение литературы,  и беседы по тексту;

-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

-упражнения на развитие детской пластики;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды.

2.Организацию предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческого воображения, эстетического вкуса.

   3. Работу с родителями: вовлечение родителей в совместные постановки спектаклей, помощь в изготовлении костюмов, декораций.

Также для реализации программы «Веснушки» подобрано необходимое  материально – техническое и методическое обеспечение.

Литература:

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.

2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.

4.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.

5.Сорокина М.Ф. «Театрализованные игры дошкольников»

6.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

 7.Баряева Л., Вечканова Л,«Театрализованные игры-занятия»

8.М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

.9.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

10.Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович  Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»

Развитие математических способностей детей с использованием  дидактических игр и технологии мнемотехники.  Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....