Образовательная программа дополнительного образования по театрализации "Веснушки"
рабочая программа (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
с. Александровское.
Образовательная программа
«Веснушки»
по дополнительному образованию дошкольников.
Направление художественно – эстетическое.
Автор программы:
Воспитатель высшей категории
Куракалова Л.С.
2014г.
Структура программы:
Целевой раздел программы:
1. Пояснительная записка
(цели, задачи, принципы построения программы, характеристики особенностей развития детей).- 3-5стр.
2. Планируемые результаты освоения программы. – 6 стр.
Содержательный раздел программы:
- Формы, способы, методы, средства реализации программы – 7-8 стр.
- Учебное планирование – 9-10 стр.
- Календарно – тематическое планирование- 11 -17 стр.
Организационный раздел программы:
1. Организация занятий театрального кружка - 18 стр.
2.Материально – техническое обеспечение программы – 18 стр.
3. Методическое обеспечение программы -18 - 19 стр.
4. Организация предметно - развивающей среды – 19 стр.
Дополнительный раздел программы:
1.Краткая презентация программы – 19 стр.
Список литературы – 20 стр.
Целевой раздел.
Пояснительная записка
В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.
Почему именно театрализованная деятельность?
Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Еще новизна данной программы заключается в том, что подобные программы используются чаще всего в работе с детьми 6-7 летнего возраста, а эта программа предлагается для использования в работе с детьми с 4-5 летнего возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей
Содержание программы «Веснушки» взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».
Основная цель программы – развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с различными видами театра.
-познакомить детей со способами передачи выразительности образа (мимика, жесты, артикуляция, пантомима, звукоподражание).
- учить разыгрывать спектакли по знакомым произведениям, используя выразительные средства.
- формировать эмоционально- насыщенную речь, активизировать словарь; развивать правильное речевое дыхание.
- формировать положительное отношение к героям, которых они играют.
Развивающие задачи:
-развивать способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
-развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.
-развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.
-развивать интерес к театральной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
- воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.
В основу программы положены следующие принципы:
- Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
- Принцип разносторонего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.
- Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).
- Принцип доступности (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности.
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Содержательный раздел.
В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Веснушки» включены пять основных разделов:
Театроведение - призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.
Постановка спектаклей: включает в себя знакомство со сценарием постановки спектакля, умения детей выражать свое мнение по поводу сценария, умения дополнять сценарий нужными эпизодами. Самостоятельность детей в выборе той или иной роли
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:
-чтение литературы, и беседы по тексту;
-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
-упражнения для социально-эмоционального развития детей;
-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
-упражнения на развитие детской пластики;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Формы занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных постановок, пьес, этюдов;
- подготовка к показу спектакля.
- показы для детей своей группы и родителей, для детей младших групп.
- анализ своей деятельности по результатам выступлений ;
- выпуск красочных афиш, изготовление декораций, пригласительных билетов, театральных реквизитов ( с привлечением родителей ) костюмов, масок;
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы реализации программы.
Практические | Словесные | Наглядные |
Разучивание этюдов, Упражнения на артикуляцию, Разучивание ролей, Упражнения на развитие речевого дыхания, Работа над средствами выразительности, Работа в творческих мастерских. | Беседы, Чтение художественной литературы, Использование художественного слова, Сюжетно-ролевые игры, Дидактические игры, Развлечения, праздники. | Рассматривание иллюстраций, Просмотр видеофильмов, Рассматривание костюмов. |
Учебный план на первый год обучения (дети 4-5 лет)
№ | Разделы | Количество часов | Цель |
1 | Театроведение | 4 часа | Дать детям простейшие представления о театре, о видах театра. |
2 | Культура и техника речи | 8 часов | Формировать речь детей. |
3 | Ритмопластика. | 8 часов | Познакомить детей с основными способами передачи образа. |
4. | Театральная игра | 8 часов | Познакомить детей с тетральной игрой. |
5. | Постановка спектаклей. | 8 часов | |
6 | Всего часов: | 36 часов. |
Учебный план на второй год обучения (дети 5-6 лет)
№ | Разделы | Количество часов | Цель |
1 | Театроведение | 4 часа | Продолжать знакомить детей с театром, с устройством театра. |
2 | Культура и техника речи | 8 часов | Развивать речь детей, учить пользоваться интонациями, произносить фразы с разными интонациями. |
3 | Ритмопластика. | 8 часов | Развивать мимику, жесты, пантомические способности. |
4. | Театральная игра | 8 часов | Развивать у детей игровое поведение, эстетические чувства. |
5. | Постановка спектаклей. | 8 часов | |
6 | Всего часов: | 36 часов. |
Учебный план на третий год обучения (дети 6-7 лет)
№ | Разделы | Количество часов | Цель |
1 | Театроведение | 4 часа | Более глубокое знакомство с тетаральными профессиями. |
2 | Культура и техника речи | 8 часов | Развитие речевого дыхания, свободы речевого аппарата, умение правильно владеть артикуляционным аппаратом. |
3 | Ритмопластика. | 8 часов | Обеспечение развития двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений. |
4. | Театральная игра | 8 часов | Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. |
5. | Постановка спектаклей. | 8 часов | |
6 | Всего часов: | 36 часов. |
Календарно –тематический план на первый год обучения (4-5 лет).
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1.»Давайте познакомимся!» 2. «Что такое театр?» 3. С/ролевая игра «Мы пришли в театр» 4. Рисование «Театральная сцена» | 1.Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. 2. Дать детям понятие о том, что такое театр. 3. Научить детей тому, как надо вести себя в театре. 4. Развивать творчество, фантазию детей. |
Октябрь | 1.«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я 2.«Пойми меня!» 3.»Волшебная шкатулка» 4. «Выросла репка большая-пребольшая» | 1.Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. 2. Развивать внимание, память, образное мышление детей. 3.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. 4.Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. |
Ноябрь | 1.Импровизация русской народной сказки «Репка». 2.Репетиция сказки «Репка». 3. Репетиция сказки «Репка» 4. Показ сказки «Репка» для детей своей группы. | 1.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. 2. Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки 3. Закрепление ролей. 4. Подвести итог проделанной работы по сказке «Репка» |
Декабрь | 1.«Мешок с сюрпризом» 2.«Воображаемое путешествие». 3.«Потеряли котятки по дороге перчатки» 4.«Без друзей нам не прожить н и за что на свете»! | 1.Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками. 2. Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. 3. Чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята». 4. Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Январь | 1.«. Очень жить на свете туго без подруги или друга.» 2.«Волшебная шкатулка» 3.Игровой урок. 4.Стоит в поле теремок» | 1.Чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки. 2.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. 3.Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей. 4.Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. |
Февраль | 1.«Чтениет пьесы «Теремок». 2.Импровизация русской народной сказки «Теремок» 3.Репетиция пьесы «Теремок», упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 4.Репетиция пьесы «Теремок», этюды на передачу основных движений. | 1.Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Теремок». 2.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. 3.Закрепление движений, согласование речи и движений. 4.Закрепление ролей, закрепление основных жестов. |
Март | 1.Репетиция пьесы «Репка», этюд «Крапива» 2.Показ сказки «Репка» для мам. 3.театральная игра «Ходим кругом». 4. «Вышла курочка - хохлатка, с нею желтые цыплятки». | 1.Закрепление ролей, развитие мимики лица. 2.Подведение итогов по пройденному материалу. 3.Учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми. 4. Развитие речи, отгадывание загадок, мимические этюды, имитационные упражнения. |
Апрель | 1.Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень. 2.Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет. 3.Воображаемое путешествие. 4.Игровой урок. | 1.Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе». 2.Мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок». 3.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. 4.Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей. |
Май. | 1.Игры с бабушкой-Забавушкой. 2.Язык жестов. 3.Волшебное путешествие по сказкам. 4.Игровая программа «Это вы можете!» | 1.Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. 2.Развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики. 3.Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. 4.Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
Календарно -тематический план на второй год обучения (5-6 лет).
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1.Здравствуй, театр!» 2. «Что такое театр?» 3.Д/игра «Что находится в театре?» 4.«С/ролевая игра «Театр» | 1.Познакомить детей с понятием «драматический театр», повторить с виды театров. 2. Познакомить с устройством театра, познакомить с сценой, зрительным залом, костюмерной (презентация «Экскурсия в театр»). 3.Учить детей правильно называть помещения театра, атрибуты. 4. Учить детей самостоятельно распределять роли. |
Октябрь | 1.»Пойми меня» 2. «Колобок наш удалой, колобок не тот – другой!» 3. «Импровизация сказки «Пых». 4. «Репетиция сказки «Пых». | 1.Развивать внимание, память, образное мышление детей. 2. Чтение белоруской народной сказки «Пых»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои». 3. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. 4. Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
Ноябрь | 1.« Этот колобок – хитрый маленький зверек!» 2. «Колобок – колючий бок» 3.Репетиция спектакля «Пых» 4. «Показ спектакля «Пых» на празднике «День Матери». | 1.«Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. 2.«Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. 3.Закрепить с детьми роли, текст, движения. 4.Показать достижения детей. |
Декабрь | 1.Экскурсия в тетаральную студию ДДТ. 2.«Играем пальчиками». 3. «Вот так гриб – великан, всем хватило места там». 4. «Импровизация сказки «Под грибом». | 1.Познакомить детей с участниками театральной студии, рассмотреть костюмы, декорации. 2. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия «пантомима». 3. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения «дождик начинается», «спрячемся от дождика». 4. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
Январь | 1.«Воображаемое путешествие». 2. «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять». 3. Ну, кто решит простой вопрос? 4. Эмоции. | 1.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. 2. Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. 3. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. 4. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике. |
Февраль | 1.»Как цыпленок маму искал» 2. «Все слова запомню, желание исполню», репетиция спектакля. 3. Репетиция спектакля. Импровизация «Магазин игрушек». 4.Репетиция спектакля. | 1. Чтение сценария сказки «Как цыпленок маму искал», беседа по тексту, учить определять характер героев. 2. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. Распределение ролей. 3. Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Закрепление слов текста. 4.Согласование текста с движениями. |
Март | 1.Показ спектакля «Как цыпленок маму искал» на празднике мам. 2. . Волшебное путешествие по сказкам. 3. Театрализованная игра «Ярмарка» 4.Театральная игра «Угадай, кто я?» | 1.Дать детям почуствовать радость от своих действий. 2. Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. 3. Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. 4.Учить детей применяя выразительные средства передачи образа, изображать различных животных. |
Апрель | 1.Сочиняем новую сказку. 2.Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. 3.Учимся говорить по - разному. 4. Учимся четко говорить. | 1. Развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. 2. Учить; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе. 3. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности. 4. Отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха». |
Май. | 1.«Мыльные пузыри», в стране «Отгадай-ка». 2. «Волшебная корзинка» 3. «В стране Фантазии» 4. Игровая программа «Это вы можете!» | 1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. 2. Продолжать развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов. 3. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми 4. Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
Календарно - тематический план на третий год обучения (6-7лет).
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать!» 2. «Давайте познакомимся». 3. «Готовимся к показу» 4. «Кто, что делает?» (д/игра). Этюд «Превращение» | 1.Дать знания о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми. 2.Познакомить детей с театральными профессиями. 3.Учть детей гриму, выбору костюмов. 4.Закрепить знание театральных профессий. |
Октябрь | 1.»Угадай- те кто же я? 2.Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). 3.Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). 4. Развитие выразительной мимики. Игра-пантомима «Шепот и шорох». Загадки без слов. | 1. Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. 2. Учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение 3. Учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе. 4.Освоение пантомимических навыков. |
Ноябрь | 1.Волшебная шкатулка. 2.Игры с бабушкой Забавой. 3. «Вот так яблоко!» 4. «Импровизация сказки «Яблоко». | 1.Развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. 2.Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. 3. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. 4.Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
Декабрь | 1.«Репетиция сказки «Яблоко». 2.«Драматизация сказки «Яблоко». 3.«Земляничка возле пня, всем сказала: нет меня! 4.«Театрализованная игра «Волшебные предметы». | 1.Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. 2.Доставить детям удовольствие от собственной игры. 3. Развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. 4. Развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. |
Январь | 1.Эмоции. «В гости прилетели первые снежинки». 2.»Воображаемое путешествие». 3.«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять». 4. «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем». | 1.Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. 2.Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. 3.Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. 4.Создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам. |
Февраль | 1.Чтение сценария сказки «Как зайчонок маму поздравлял», этюды. 2.Репетиция сказки. 3. Репетиция сказки. Веселая гимнастика. 4.Репетиция сказки. Забавные чистоговорки. | 1. Познакомить с сценарием, дать характеристику героям, выбор ролей. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. 2. Разучивание слов, учить согласовывать движения с речью. 3. Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. 4. Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. |
Март | 1.Показ спектакля «Как зайчонок маму поздравлял» на празднике, посвященном 8 марта. 2. Игры говорилки. 3. Упражнения:«Вкусные слова», «Назови свое имя ласково», «Чудо-песенка»,«Похожий хвостик», «Угадай, что я делаю», «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». 4.Театральные этюды: «Запомни позу»,«Покажи, как двигается твой герой», «Солдаты»,«Мы – художники», «Две обезьянки».«Спесивая коза» | 1.Закрепление материала. 2. Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. 3. Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Учить произносить реплики с нужной интонацией. 4. Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. |
Апрель | 1.Театрализованная игра «Город Мастеров». 2.Импровизация «Волшебные сны». 3. Конкурс пантомимы «Изобрази меня» 4. Игра «Изобрази отгадку.Лепка на тему «Любимые герои сказок». | 1.Развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев. 2. Развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев. 3. Изображение животных при помощи мимики и жестов). 4.Изображение героев пьесы с помощью мимики и жестов. Развивать творчество, фантазию. |
Май. | 1.Игры-импровизации: Узнай, кто я», «Передавалки», «В лесу», «Тень-тень», «Расскажи стихи руками». 2. Волшебное путешествие по сказкам. 3.Театрализованная игра «Ярмарка». 4. Игровая программа «Это вы можете!» | 1. Продолжать развивать пантомимические навыки и воображение, умение передавать характер персонажа. 2.Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. 3. Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. 4. Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
Организационный раздел:
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)
Реализация программы:
Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная).
А так же работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, изготовление совместно афишы, костюмов к спектаклю, проведение консультаций для родителей, анкетирование, оформление фотостенда для родителей
В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.
Продолжительность в средней группе ( 4-5 лет)- 20 минут.
В старшей группе(5-6 лет) – 25 минут.
В подготовительной группе(6-7 лет)- 30 минут.
Материально – техническое обеспечение программы:
Разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, косыночный театр и другие).
Костюмы, декорации, маски.
Мягкие игрушки.
Магнитофон, проектор, экран.
Ноутбук, фотоаппарат, телевизор.
Ширмы ( напольная и настольная).
Диски, презентации с текстами речевых упражнений.
Методическое обеспечение программы:
Картотеки:
Артикуляционная гимнастика
Мимика и жесты
Скороговорки
Театральные игры
Пантомимические этюды и упражнения
Диалоги
Звукоподражательные упражнения
Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д
Гогоберидзе А.Г.,Бабаева Т.И.,Крулехт М.В, Михайлова З.А. Программа «Детство»
Программа Н. Сорокиной «Театр- творчество- дети».
Л.М. Шипицина, А.П. Воронова «Азбука общения».
Е.А. Гальцова «Удивительные истории о животных» (инсценировки, миниатюры, постановки).
Прохорова Л.Н. «Путешествие по Фанталии» (практические материалы по развитию творческой активности).
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»
М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
И.Петров «Веселые превращения» ( игры и упражнения по развитию творческого воображения)
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованные игры в детском саду»
Антипина Е.А. «Методические рекомендации по театрализованной деятельности»
Организация предметно - развивающей среды
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
Для успешной реализации программы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима. Предметно – пространственная среда должна быть доступной для каждого ребенка, содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
Дополнительный раздел
Краткая презентация программы «Веснушки»
В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.
Почему именно театрализованная деятельность?
Потому что это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
Программа «Веснушки» включает в себя четыре основных раздела:
- Целевой раздел.
- Содержательный раздел.
- Организационный раздел.
- Дополнительный раздел.
Целевой раздел:
При написании программы была поставлена конкретная цель:
Развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Исходя, из поставленной цели были определены задачи:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с различными видами театра.
-познакомить детей со способами передачи выразительности образа (мимика, жесты, артикуляция, пантомима, звукоподражание).
- учить разыгрывать спектакли по знакомым произведениям, используя выразительные средства.
- формировать эмоционально- насыщенную речь, активизировать словарь; развивать правильное речевое дыхание.
- формировать положительное отношение к героям, которых они играют.
Развивающие задачи:
-развивать способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
-развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу детей.
-развивать инициативу и самостоятельность в театральных играх.
-развивать интерес к театральной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
- воспитывать желание заниматься в коллективе, оказывать посильную помощь друг другу.
Актуальность программы состоит в том, что программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Новизна программы заключается в том, в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Еще новизна данной программы заключается в том, что подобные программы используются чаще всего в работе с детьми 6-7 летнего возраста, а эта программа предлагается для использования в работе с детьми с 4- летнего возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
- Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
- Принцип разносторонего и гармоничного развития личности, который решается посредством интеграции образовательных областей.
- Принцип индивидуальности (учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка).
- Принцип доступности (театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- Принцип импровизационности (творческая деятельность, которая обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, наличие своей точки зрения, стремления к оригинальности.
Данная программ расчитана на три года обучения, в ней участвуют дети с 4 до 7 лет, то есть работа с детьми начинается со среднего дошкольного возраста.
Содержательный раздел:
Программа составлена с учетом интеграции всех образовательных областей.
Программа «Веснушки» включает в себя пять разделов:
1.Театроведение
2.Театральная игра
3.Ритмопластика
4.Культура и техника речи
5.Постановка спектаклей
Основные методы, которые используются для реализации программы:
Практические | Словесные | Наглядные |
Разучивание этюдов, Упражнения на артикуляцию, Разучивание ролей, Упражнения на развитие речевого дыхания, Работа над средствами выразительности, Работа в творческих мастерских. | Беседы, Чтение художественной литературы, Использование художественного слова, Сюжетно-ролевые игры, Дидактические игры, Развлечения, праздники. | Рассматривание иллюстраций, Просмотр видеофильмов, Рассматривание костюмов. Экскурсии в театральную студию ДДТ, РДК. |
Для реализации данной программы составлены учебный и календарно-тематический планы на все три года обучения.
Организационный раздел:
1.Программа реализуется через специально организованную кружковую деятельность (подгрупповая, индивидуальная).
В реализации дополнительной программы участвуют дети от 4 до 7 лет.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.
Продолжительность в средней группе ( 4-5 лет)- 20 минут.
В старшей группе(5-6 лет) – 25 минут.
В подготовительной группе(6-7 лет)- 30 минут.
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:
-чтение литературы, и беседы по тексту;
-сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
-упражнения для социально-эмоционального развития детей;
-игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
-упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
-упражнения на развитие детской пластики;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды.
2.Организацию предметно-развивающей среды, способствующей развитию творческого воображения, эстетического вкуса.
3. Работу с родителями: вовлечение родителей в совместные постановки спектаклей, помощь в изготовлении костюмов, декораций.
Также для реализации программы «Веснушки» подобрано необходимое материально – техническое и методическое обеспечение.
Литература:
1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.
2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.
4.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.
5.Сорокина М.Ф. «Театрализованные игры дошкольников»
6.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
7.Баряева Л., Вечканова Л,«Театрализованные игры-занятия»
8.М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
.9.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.
10.Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»
Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники. Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....