Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
проект (подготовительная группа)
Цель:
Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте в условиях театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста и возможности театрализованной деятельности в ее развитии.
3. Апробировать педагогическую технологию развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samorazvitiyu.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 8 «Колокольчик»
Саморазвитие по теме:
«РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила: воспитатель
Смирнова Анастасия Евгеньевна
г. Камень-на-Оби
2019 г.
Актуальность:
Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому. Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют о том, что развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах со- (сочувствия, сопереживания, содействия). В теории и практике дошкольного образования сегодня существует арсенал средств, развивающих эмпатию ребенка, определено содержание, которое представлено произведениями искусства (музыка, художественная литература, живопись). Развивается эмпатия в специфических видах детской деятельности: игровой, художественной. Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, разновидностью ведущей игровой деятельности, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с развитием эмпатии у старших дошкольников: между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу - развитие эмпатии у детей 6-7 лет и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер; между использованием воспитателем традиционных видов театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, ее удовлетворение в театрализованных играх, а так же развивающей потенциал и возможности самой театрализованной деятельности; между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, театрализованной деятельности и исчезновением ее из жизни ребенка, неподготовленностью воспитателей и родителей к ее осуществлению; между существующими методиками и приемами социально-нравственного воспитания и развития и трудностью их реализации вследствие низкой технологичности, затрудняющей процесс воспроизводства в практике работы.
Цель:
Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте в условиях театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста и возможности театрализованной деятельности в ее развитии.
3. Апробировать педагогическую технологию развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.
2019 – 2020 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки реализации | Практические выходы |
Самореализация | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по развитию эмпатии у старших дошкольников. Изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности. Обогащение Создание предметно - развивающей среды в группе. Активизация полученных представлений об Эмпатии | Сентябрь Октябрь Январь -Апрель Апрель | Подбор и изучение литературы по данной теме Проведение диагностики, анализ социально нравственного уровня детей. Сделана подборка произведений для театрализации.Оформление театрального уголка. Постановка мини спектакля. |
Работа с детьми | Проведение диагностики, анализ социально -нравственного уровня детей. Проведение театрализованных игр – путешествий. Подготовка мини спектакля. Участие в мини спектакле. Организованная деятельность: разучивание с детьми стихотворений, пересказ рассказов, сказок. | по плану работы на год по плану работы на год | Проведение диагностики. Проведение всех мероприятий. Проект, фотоотчет Конспекты бесед. Конспекты театрализованных игр. Фотоотчет. |
Работа с родителями | Консультация «Воспитания в ребенке чувства эмпатии» Консультация «Развитие эмпатии через театрализованную деятельность» Подготовка материала в уголок для родителей. Подбор и изготовление памяток о развитии эмпатии у детей. | В течение года | Оформление папки для родителей «Консультации для родителей» Фотоотчет Наличие буклетов, папок передвижек. Распространение памяток. |
Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Период реализации: с 1октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1 этап
Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта:
— постановка целей и задач
— создание условий для реализации проекта
— подбор познавательной, художественной литературы
— проведение бесед
— определение содержательных направлений проекта
— изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности.
2 этап
Основной (реализация проекта)
№ п/п | Период | Вид деятельности | Задачи |
Октябрь | 1.Театрализованная игра-знакомство Встреча 1: Знакомство со страной Эмпатия. 2.Театрализованная игра (1) Встреча 2: Готовимся к путешествию. | Цель. Обогащение представлений детей об Задачи. 1. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру 4. Активизация и обогащение эмоционально-чувственного 5. Развитие способности выделять, дифференцировать, Цель. Обогащение представлений об эмпатии как Сочувтии, Сопереживании, Содействия. Задачи. 1. Воспитание положительного отношения к эмпатийному поведению. 2. Расширение и обогащение представлений об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействия. 3. Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. | |
Ноябрь | 1. Театрализованная игра – путешествие (2) Встреча 1: город Сорадости. 2. Театрализованная игра (2) Встреча 2: Навстречу Сорадости | Цель. Обогащение Задачи. 1. Развитие интереса и положительного отношения к эмпатийному поведению. 2. Знакомство с новым 3. Развитие способности понимать и оценивать поступки героев литературных произведений. 4. Обогащение эмпатийного опыта способами проявления сорадости.
1.Развитие положительного отношения ребенка к проявлениям эмпатии. 2. Воспитание желания | |
Декабрь | 1. Театрализованная игра (2) Встреча 3: "Хорошее настроение" 2. Театрализованная игра - путешествие (3) | Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Задачи. 1. Развитие желания радоваться друг за друга. Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления Сочувствия. Задачи. 1. Развитие интереса и 2. Знакомство с новым понятием и его значением. 3. Обогащение эмпатийною опыта способами проявления согрусти. | |
Январь | 1.Театрализованная игра (3) Тема: Прогулка по г. Согрусти 2.Театрализованная игра - путешествие (4) Встреча 1: город Взаимопонимания. | Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления Задачи. 1. Развитие положительного отношения к формам эмпатийного поведения. 2. Расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. 3. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. 4. Обогащение личного эмпатийного опыта способами проявления согрусти. Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопонимании как форме Сопереживания. Задача. 1. Развитие желания чутко и бережно относятся к чувствам и переживаниям окружающих. 2. Знакомство с новым понятием и его значением. 3. Активизация эмоционально чувственного опыта и обогащение представлений о чувствах и эмоциях, способах их вербализации. 4.Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. | |
Февраль | 1. Театрализованная игра (4) Встреча 2: Секреты Взаимопоиимаиия 2.Театрализованная игра (5) Встреча 2: Прогулка по г. Взаимопомощи. | Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. 1. Развитие положительного отношения ребенка к эмпатийному поведению. 2. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека. 3. Развитие способности анализировать и оценивать собственные поступки.
1. Развитие чуткого, внимательного отношения к людям. 3. Практическое применение способов эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях в театрализованной деятельности. | |
Март | 1. Театрализованная игра - путешествие (5) 2. Театрализованная игра - путешествие (6) | Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопомощи как форме проявления Содействия. 1.Воспитание положительного отношения к проявлениям эмпатии. Цель. Обобщение и закрепление полученных представлений об Эмпатии как Сочувтии, Сопереживании, Содейсгвии. Задачи. 1. Поддержание положительного отношения формам эмпатийного поведения. 4. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.
| |
Апрель | 1. Встреча 2: Путешествие в город Соучастия. 2. Заключительная встреча. Прощание со страной Эмпатия | Цель. Обобщение и активизация полученных представлений об Эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии. Задачи. 1. Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. 2. Воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. 3. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. 4. Развитие способности анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. 1. Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с семьёй | Октябрь | Анкетирование родителей | |
Октябрь-март | Наблюдение за процессом взаимодействия родителей и детей | ||
Ноябрь | |||
Декабрь | Консультация родителей | ||
Февраль | |||
Апрель | Консультация для родителей |
3 этап
Заключительный
Индивидуальные, групповые и подгрупповые игровые взаимодействия с детьми.
Цель. Развитие самостоятельного эмпатийного поведения у дошкольников.
Задачи.
1.Создание условий для поддержания интереса детей к театрализованной деятельности и эмпатийному поведению.
2.Активизация эмпатийного опыта.
3.Закрепление опыта самостоятельной театрализованной деятельности детей.
Изучение методической литературы
1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. М., 2007
2. Акулова О.В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005.
3. Алексеева Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе. М., 1987.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников. М., 1991.
5. Архипова И.А., Андерсон М.Н. Возрастная динамика развития умения распознавать эмоции младшими школьниками. \\ Система дошкольного и начального образования: пути развития. М.,2005.
6. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. М., 1975.
7. Абраменкова B.B. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1981.
8. Поиск материалов в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности
Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...
Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...
Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “
игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы
Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...
"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"
quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание" (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...
- Мне нравится (1)