Требования к играм и игрушкам (сообщение на педсовете)
консультация (младшая группа) на тему
В
сообщении представлены наиболее значимые, с позиции педагога, требования к играм и игрушкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_soobshcheniya_na_pedagogicheskom_sovete_06-02-2013.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Требования к играм и игрушкам»
Конспект сообщения на педагогическом совете
Подготовила воспитатель Жиркова С.В.
Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться, познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно отличаются от традиционных, чрезвычайно важно понимать их влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал конкретных игрушек.
Самостоятельную деятельность ребенка с игрушкой принято называть игрой. Кроме того, в психологии выделяется специфический вид детской игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра. Таким образом, говоря об игрушках, мы имеем в виду два значения термина игра. В широком смысле игра — это любая деятельность ребенка с игрушкой или игровым материалом, в соответствии с их назначением. В узком смысле игра — создание условного воображаемого пространства с помощью игрушек или без них.
Игровая деятельность ребенка рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Соответственно игрушка — особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психического и личностного развития в каждый возрастной период. Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т. е. решение возрастных задач развития. Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр.
Мотивация игровой деятельности лежит в самом ее процессе. Игра относится к непродуктивному типу деятельности, которая направлена не на какой-либо вещественный результат, а на сам процесс ее осуществления. Интерес к игровой деятельности и желание играть во многом определяется игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка.
Привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка - важное требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка. Только в этом случае она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.
Привлекательность игрушки связана как с различными характеристиками самой игрушки, так и с общей социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка.
Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.).
Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами. Для образных игрушек важно прежде всего наличие яркого определенного образа — человека или животного. Узнаваемость этого образа вызывает определенное отношение и подсказывает его характер (как он ходит, разговаривает, что любит и пр.). Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой. Совершенно новые, незнакомые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не стимулируют к самостоятельным действиям, к желанию играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости — важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.
В-третьих, привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Для ребенка привлекательно и то, что модно, что есть у всех, что он видит на экранах телевизоров. Игрушка имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе. Поэтому способность игрушки воплотить в себе «дух своего времени» и передать его детям должна учитываться при ее оценке. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре.
Далее, поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих практических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом признаков. Прежде всего это прочность игрушки и качество ее изготовления. Данные характеристики нельзя рассматривать как чисто технические или экономические, поскольку они, безусловно, влияют на реализацию игрового действия, возможность играть с ней. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением — если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка.
Для игрового материала важны соответствующие экологические характеристики, обеспечивающие легкую и безопасную возможность действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень, мозаика — легко собираться и разбираться и пр, использование безвредных материалов и т.д.). Такие характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.
Если проследить логику развития игры, можно выделить три типа игры, которые характерны для разных этапов детства: предметная игра ребенка раннего возраста, сюжетная игра дошкольника, игра с правилами, характерная для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый тип игры предполагает специфические игровые материалы и соответствующие требования к ним. Исходя из задач разных видов игры, можно выделить три группы игрушек и определить основные требования к ним.
1. Важнейшим требованием к группе игрушек для предметной игры (вкладыши, пирамидки, коробки форм и пр.) является наличие четкой и однозначной ориентировочной основы игровых действий.
2. Игрушки для сюжетных игр (образные игрушки и соответствующая им предметная среда) требуют открытости и незавершенности игрушки, поскольку эти качества дают возможность для проявления собственной инициативы в игре.
3. Тип игровых материалов также для игры с правилами предполагает наличие четкой ориентировочной основы, которая содержится не в предмете игры, а в осознанном правиле, внешне фиксируемом в игровом материале.
Помимо разных видов игры исключительно важную роль в развитии ребенка имеют продуктивные виды детской деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование и пр.). Продуктивная деятельность ребенка способствует становлению и развитию важнейших психических функций и личностных качеств, таких как произвольность, творческое воображение, целенаправленность, самостоятельность, чувство собственной компетентности и прочее.
Для осуществления детской продуктивной деятельности существует значительное количество разнообразных материалов: кубики и конструкторы, мозаики, разного рода составные картинки, наборы для детского творчества (лепки, аппликации, вышивания, нанизывания бус или создания моделей и пр.). Все эти материалы с точки зрения игры можно рассматривать как игровые, поскольку в дошкольном возрасте продуктивная и игровая деятельности тесно связаны. Следовательно, к игровым материалам для продуктивной деятельности могут быть предъявлены те же требования, что и к игрушкам.
Эти материалы прежде всего должны быть привлекательными для ребенка, т. е. соответствовать его смыслам и интересам, вызывать желание использовать их и стимулировать самостоятельные действия.
Таким образом, основным психологическим требованием к играм и игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
• привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры,
• полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия,
• операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».
Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....
Сообщение на педсовет "Дидактические игры в НОД"
Теоретический материал для воспитателей...
Сообщение на педсовет «Кукла в детской игре»
Купили куклу. Для одних детей — это событие, большой праздник и кукла становится незаменимым другом. Иные дети вначале радуются подарку, но вскоре оставляют куклу без внимания. Некоторые взрослые пы...
"Играем, познаем окружающий мир, формируем полоролевое представление." сообщение на педсовет
Что такое игра? В процессе игры дети готовятся к самостоятельной взрослой жизни, усваивают культурные и моральные нормы общества, в котором живут, способы индивидуального и группового поведения, учать...
Сообщение на педсовете "Роль игры в развитии интереса к физической культуре".
Роль игры в развитии интереса детей к физической культуре посредством развития сюжета. интереса к самой игре....
Сообщение на педсовете Тема: Условия организации сюжетно - ролевой игры и создание оборудования в своей возрастной группе"
Игра - это ведущий вид деятельности детей. Наша задача создать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно - ролевой игры....
Педсовет Требования к играм и игрушкам в современных условиях
Педсовет Требования к играм и игрушкам в современных условиях...