Пальчиковая гимнастика
картотека (младшая группа) по теме

Москвина Светлана Леонидовна

            Простые и веселые пальчмковые игры для развития моторики малыша

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ,РАЗВИВАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ КИСТИ,-«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ».

                « СОРОКА-СОРОКА»

Цель: активизировать движение пальцев рук.

Ход игры.

Указать пальцем правой руки выполняются  круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождается словами:

Сорока-сорока        Воспитатель загибает пальцы ребенка:

Кашу варила,           мизинец,

Деток кормила.        Безымянный,

Этому дала.               Средний,

Этому дала.                указательный

Этому дала.                 Большой.

Этому дала.

         «ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ «»

Цель: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка , сопровождая  собственные действия стихотворным текстом, побуждает малыша к ответным действиям.

Ладушки-ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

                       

                 «Этот пальчик-бабушка »

Цель: активировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами :

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся моя семья!

                         «Этот пальчик хочет спать »

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик- прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик ух заснул.

Тише ,пальчик ,не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики .Ура.

В детский сад идти пора!                            

                      «ТУК-ТУК-Я СТУЧУ «».

Цель: развивать моторику руки.

Ход игры.

Воспитатель читает стихотворный текст, побуждая ребенка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки:

Тук-тук-я стучу,

Новый столик сколочу.

                  «Поехали-поехали «».

Цель: учить совершать действия руками ( раскрывать ладонь, широко разводя пальцы ) в соответствии со стихотворным текстом.

Ход игры.

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами ,

К дедушке за репкой,

Желтой , большой,

Вот какой!    Показывает , разводя ладони в стороны.

Поехали-поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим,

Вот каким!

                          «КОЛОБОК ».

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры

Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит воспитатель:

Кулачок - как колобок.

Мы сожмем его разок.

Одна рука сжата в кулак – « колобок «», другой ребенок поглаживает кулачок , несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

                    «Веселые маляры «».

Цель: развивать моторику , выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Ход игры.

Ребенок  имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева- направо (локти на уровне груди ) под чтение педагогом двустишия:

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будем в нем.

                 « ПОВАР «».

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем :

Варим ,варим ,варим щи.

Щи у Вовы хороши !

                          «ПИЛА , пила ».

Цель: развивать мелкую моторику рук , выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры.

Ребенок выполняет скользящие движения  ребром ладони поверхности стола :

Пила, пила,

Пили быстрей,

Мы строим домик для зверей.

                              «ЛОДОЧКА».

Цель: выполнять ручные имитационные движения под стихотворный текст.

Ход игры.

Ребенок соединяет ладони обеих рук « ковшиком »и делает скользящие движения по поверхности стола.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя след- колечки.

                   «Птички  в  гнезде  »

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Пальчики одной руки складываются в щепоть . Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальчиками ; затем поменять положение рук.

Птенчики в гнезде сидят,

Маму ждут и есть хотят.

              « ЗАЙКИНЫ УШКИ ».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Пальчики зажаты в кулаке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихи:

Ушки длинные у зайки,          Зайка серенький сидит

Из кустов они торчат,              И ушки шевелит,

Он и прыгает, и скачет,            Вот так, вот так.

Веселит своих зайчат  .               Он ушами шевелит.

           « Сидит белка на тележке .»

Цель :развивает мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:            Загибает:

Лисичке-сестричке,                большой палец,

Воробью,                                 указательный,

Синичке,                                  средний,

Мишке толстопятому,            безымянный,

Заиньке усатому.                     Мизинец.

                         «СОЛИМ ЩИ ».

Цель6Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Перетирающие движения тремя пальчиками - большой, средним и указательным.

С целью активизации мышечных ощущений рекомендуем проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

                    «Пальчики у нас попляшут ».

Цель :развивать моторику рук.

Ход  игры.

Выполнять имитационные движения под стихотворный текст :

Пальчики у нас попляшут:     Дети вращают кисти рук

Вот они, вот они !

В кулачки мы пальцы спрячем,      сжимают и разжимают

В кулачки ,кулачки.                           Пальцы.

Пальчики опять попляшут:               перебирают  пальцы            

Вот они ,вот они !

 Пальчиками мы помашем:          встряхивают кистями рук

Уходи ,уходи!

                           «ЛАДОШКИ  »

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

 Ребенок выполняет движения , сопровождая их стихами;

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок-

И сжали в кулачок.

                         «Птички пьют из бочонка ».

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

 Пальчики одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образовавшееся отверстие в кулаке.

 Свистнул чижик:

-Фью,фью,фью!

Я с утра росинки пью.

                    «Пальчик побежал »

Цель: развивать мелкую моторику руки ( побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец )

Ход игры.

Пальцы ребенка сжаты в кулак. Воспитатель сгибает и разгибает большой пальчик ребенка, по возможности производит им вращательные движения под стихотворный текст:

Этот пальчик быстро встал

И по кругу побежал.

                « Бумажный мячик »

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры.

Ребенку предлагается лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку )

Вид упражнений:

-кистью руки отталкивать мячик:

-перекатывать мячик по столу.

                «Пальчиковый театр »

Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

Ход игры.

Ребенок надевает на указательный палец каждой руки игрушки - голову персонажа и совершает с ними игровые действия.

                     «В гости «».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

А) На листе бумаги наклеены две дорожки ( гладкая и шершавая ).В конце дорожек разложены картинки ( игрушки ) с изображением кошки или зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того , чтобы пойти в гости к зайке (кошке ) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.

Б)ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов ( объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги.)

                          «Следы «»

Цель :формировать контроль над мышечными ощущениями

 Ход игры.

Перед ребенком на столе игрушечный домик и заранее размягченный пластилин.

-Если к домику кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы (воспитатель показывает ,как оставить следы на пластилине ).

Упражнение проводится последовательно:

_*каждый пальцем отдельно:

*каждой парой пальцев обеих рук ( большими, указательными, средними )

*указательным и средним пальцами каждой руки.

 След (Загадка )

За тобою он идет,

Ни на шаг не отстает.

                     «Разные следы »

Цель: формировать контроль над мышечными ощущениями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребенку проложить следы к домику на дорожке из пластилина ( с учетом силы нажима пальчика от слабого к сильному ): « К домику прошла кошечка. Она маленькая ,наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее.»Таким же образом отрабатываются следы волка , медведя, слона. Ребенок действует щепотью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...