НОД "Коляда накануне Рождества" для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Цель: приобщить детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети входят в группу вместе с воспитателем в народных костюмах под русскую народную песню «Ах, вы, сени, мои сени»
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: А какой месяц зимы?
Дети: Январь
Воспитатель: Правильно, зима. Она не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Какие зимние праздники в январе, вы, знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Крещение
Воспитатель: Что такое Рождество?
Дети: День рождения Иисуса Христа
Воспитатель: Как называется время от Рождества до Крещения?
Дети: Новогодние святки
Воспитатель: Что такое святки?
Дети: Праздник этот самый длинный Он весёлый и старинный Наши предки пили, ели Веселились две недели От Рождества и до Крещенья, Приготовив угощенье, Пели разные колядки По домам ходили в святки. Наряжались и шутили Праздник ждали и любили Так давайте же сейчас Встретим мы его у нас.
Воспитатель: Правильно, святки длились две недели. В период от Рождества до Крещения идут, так называемые, святые дни. Отсюда и название – святки. В старину святки ещё означали собой переход от старого года к новому.
Что же делали в святки?
Дети: Колядовали
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Ходили по домам с символом коляды, пели разные колядки и за это мехоноше давали разные гостинцы.
Воспитатель: Здесь много новых слов, давайте разберёмся? Что значит символ коляды и кто такой коляда?
Дети: Коляда – это солнце – младенец. Был такой бог у древних славян.
Воспитатель: Что такое колядки?
Дети: Обрядовые песни
Воспитатель:Кто такой мехоноша?
Дети: Это тот, кто носит мешок, в который складывают угощения.
Воспитатель: Правильно, Коляда – это бог солнце – младенец, знаменовал собой у древних славян нарождающееся солнце. В честь него пели колядки. А когда Русь стала православной, люди приурочили праздник Коляды к празднику Рождества. Вот поэтому и говорят: «Коляда накануне Рождества».Ребята, зимой какая бывает, в основном, погода?
Дети: Холодная, морозная
Воспитатель: Чтобы не замёрзнуть во время колядования зиму-матушку задабривали песней. Вот и нам надо зиму - матушку уважить, песней задобрить.
Дети вместе с воспитателем поют русскую народную песню «Как на тоненький ледок»
Воспитатель: Уважили мы с вами зиму – матушку, пора идти колядовать и колядку запевать.
Поют 1-ю колядку: К нам пришла коляда накануне Рождества Будет с нами коляда, да и после Рождества Пошла коляда с конца во конец Ой, коляда – коляда, ой, колядица моя
Воспитатель, неся вруках символ коляды, подходит с детьми к первому дому.
Поют 2-ю колядку: Авсень, авсень, ходи по всем, Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество, Открывайте сундучки, Доставайте пятачки, Выносите скорей, не морозьте детей. (говором): Есть кто в этом дому? Выходи встречать коляду.
Выходит хозяйка ( девочка): Здравствуйте, люди добрые!
Дети: Сеем, сеем, посеваем И пшеницей посыпаем. Сеем, сеем, посеваем С Новым годом поздравляем!
Хозяйка: И вас с Новым годом! Зачем пришли, пожаловали?
Дети:
Уж ты, тётушка, подай Ты, лебёдушка, подай Открывай-ка сундуки, Доставай-ка пятаки. Если нету пятака, то давайте пирога, Не дадите пирога, мы корову – за рога, Свинку – за шерстинку, быка – за хребтинку, Поведём на торжок, продадим за пирожок.
Хозяйка: Коляда-моляда, вы хотите пирога? Сейчас всех угощу, всем отрежу по куску.
Дети: Коляда-моляда, мы хотим пирога, Не режь, не ломай, целиком подавай
Хозяйка: Весь, так весь. Мехоноша, подставляй мешок, положу пирожок.
Дети: Спасибо тебе, хозяюшка, а за угощенье - мы к тебе с пожеланием: Кто даст пирога, тому полон хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом Тому сбудется, да не минуется.
Хозяйка: Спасибо, люди добрые, за пожелания. До свидания!
Дети: Спасибо этому дому, пойдём к другому.
Все вместе идут ко второму дому и поют 2-ю колядку: Авсень, авсень, ходи по всем, Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество Открывайте сундучки, доставайте пятачки Выносите скорей, не морозьте детей. ( говором): Есть кто в этом дому, Выходи встречать коляду.
Выходит хозяин ( мальчик): Здравствуйте! Что надо?
Дети: Сеем, сеем, посеваем И пшеницей посыпаем, Сеем, сеем, посеваем С Новым годом поздравляем!
Хозяин: И вас с Новым годом, Идите своим ходом.
Дети: Разреши, хозяин, у окошка встать, коляду рассказать: Добрый господин, богато живёшь, нас одари Кто нас одарит, тот богаче станет.
Хозяин: Уходите со двора. Спать давно уже пора.
Дети :Кто не даст лепёшки, тому побьём окошки, Кто не подаст ватрушки, Тому побьём кадушки, Кто не подаст пирога – разобьём ворота.
Хозяин: Да нет у меня ничего, а что есть, самому мало.
Дети:Ах, так! На двор чертей, в огород червей, На двор чертей, в огород червей!
Хозяин: Ладно, ладно, я просто пошутил. Мехоноша, подставляй мешок, положу пирожок.
Дети: Спасибо, тебе, хозяин. Кто даст пирога, тому полон хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом. Тому сбудется, да не минуется.
Воспитатель: Ой, ребята, что-то я совсем замёрзла, мороз до костей пробирает. Пойдёмте в избу погреемся. Будем вечер коротать, песни петь, да плясать.
Дети поют частушки вместе с воспитателем:
Заиграй-ка балалайка, Балалайка – три струны, Подпевайте, не зевайте, Выходите плясуны
Эй, топни нога, Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая.
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася.
Эх, топну ногой, Да притопну другой, Устоять я не могу, Вот характер какой.
Мы всегда, везде такие, Утром, вечером и днём, Потому что мы частушки Развесёлые поём
Раздайся народ Меня пляска берёт, Пойду, попляшу Себя людям покажу.
Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали.
Воспитатель: Частушки мы с вами пропели, а что ещё делали в святки?
Дети: Играли в разные игры.
Воспиатетль: Вот и мы с вами поиграем. В старину на святки люди наряжались в разные костюмы, отсюда и названия некоторых игр. Первая игра у нас будет «Баба – яга»
Слова поются на мотив русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени»: В тёмном лесе есть избушка ( идут по кругу) Стоит задом наперёд (прыжком поворачиваются в другую сторону) В той избушке есть старушка бабушка Яга живёт ( идут в другую сторону) У неё глаза большие словно угольки горят ( разжимают кулачки, подобно открывающимся глазам) Ух! (приседают) сердитая какая, дыбом волосы стоят ( резко поднимают руки вверх)
Воспиатетль: Баба – яга на чём летает?
Дети: На метле.
Воспитатель: Правильно и наша следующая игра называется «Ведьмина метёлка»
Дети стоят в кругу, у одного из игроков в руках метёлка. Пока звучит музыка, игроки передают метёлку друг другу, как только музыка перестаёт играть, игрок у которого метёлка осталась в руках отгадывает загадку. И так до тех пор, пока не будут отгаданы все загадки.
Воспитатель: Что ещё делали в святки?
Дети: Гадали
Воспитатель: Гадания были разные. Вы, может быть, знаете какие-то гадания?
Дети: Кидали башмачок через плечо, капали воск горящей свечи в воду.
Воспитатель:Молодцы .Мы с вами будем гадать на горшках, в которых раньше готовили еду и ставили их в русскую печь.
Дети встают вокруг горшков в круг, берутся за руки и идут по кругу со словами: Горшочек с вершочек Скажи нам дружочек Что сбудется, что станется Плохое пусть останется.
Один из участников подходит к 1-му горшочку и достаёт полотенце.
Воспитатель: Полотенце далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие
Дети идут по кругу со словами: «Горшочек…»
Другой участник подходит ко 2-му горшочку и достаёт ленту
Воспитатель: Лента. Через поле идучи, руссу косу плетуче Шёлком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству, прибыли.
Дети идут по кругу со словами: «Горшочек…»
Третий участник подходит к 3-му горшочку и достаёт пуговицу
Воспитатель: Пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, Выбросил добро по мочалинке Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
Ещё в старину люди были очень наблюдательными. Они замечали малейшие изменения в природе и на основе этого зарождались приметы, пословицы и поговорки. Ребята, а вы знаете какие – нибудь поговорки и пословицы о зиме.
Дети: Зима не лето, в шубу одета. Морозный январь – урожайный год. Зима без мороза не бывает. В зимний холод, всякий молод. Зимой солнце светит, а не греет. Мороз не велик, а стоять не велит.
Воспитатель: Какие вы все молодцы. А знаете, есть ещё и такая примета – кто в новый год чихнёт, тот здорово год проживёт. Кто болеть не хочет, чихнём-ка разочек все вместе и гости наши – три - четыре
Дети: Апчхи
Воспитатель: Дай вам Бог здоровья.
Все вместе встают лицом к гостям, держа поднос с угощениями: Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра, Пышных пирогов, мягоньких блинов, Доброго здоровья, маслица коровья. Кому песни поём, тому сбудется, тому сбудется не минуется.
Угощают гостей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kolyada_nakanune_rozhdestva.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 190»
Конкурс «Открытый урок»
Работа с дошкольниками
Конспект НОД « Коляда накануне Рождества»
для детей средней группы
Автор работы:
Косарева Ольга Валериевна
МБДОУ « Детский сад № 190»
Воспитатель 1975 г.р.
Стаж работы – 6 лет, 1 категория
Сот.телефон – 89106971925
С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлена и согласна.
25.01.2012 г. ____________________ О.В.Косарева
Разрешаю размещение своей работы на городском образовательном портале в полном объёме.
25.01.2012 г. _____________________ О.В.Косарева
г. Иваново 2012 год.
Пояснительная записка
к конспекту НОД по эстетическому воспитанию детей
среднего дошкольного возраста.
Тема: «Коляда накануне Рождества».
Цель: приобщить детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.
Присутствовали: заведующий МБДОУ, старший воспитатель, 12 воспитателей.
Период дошкольного возраста – это период становления личности ребёнка. В этом возрасте дети стремятся, как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Обогатить свой духовный потенциал. Знакомство детей с русскими народными обычаями, традициями учит детей любить, и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа.
Родное слово, родная песня, природа, изобразительное творчество народа в соединении друг с другом способствуют формированию самосознания духовно-нравственного, эстетического опыта и культурных традиций своего народа.
Исходя из этого, была проведена НОД по данной теме, в соответствии с ФГТ. НОД проведена в доступной, игровой форме, и спланирована на основе интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».
Воспитатель применила разнообразные методы и приёмы работы: словесный, наглядный, игровой. Чередуя беседу с обрядовыми играми, дети получили представление о традиции «колядования» на кануне Рождества, смогли в ней поучаствовать сами. Получили достаточно много знаний о празднике Рождества Христова, об обряде колядования, народном творчестве русского народа ( песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки, гадания).
Интеграция образовательных областей помогла решить задачи и в образовательной области «Коммуникация». Дети отвечали на вопросы воспитателя, узнали много новых слов, в том числе и устаревшие слова.
После проведения НОД, мы заметили, что у детей повысился интерес к народному творчеству, стали больше задавать вопросы о других православных праздниках.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный этап | |
Входят в группу вместе с воспитателем в народных костюмах под русскую народную песню «Ах, вы, сени, мои сени» | |
Этап актуализации опорных знаний и умений | |
Какое у нас сейчас время года? А какой месяц зимы? Правильно, зима. Она не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Какие зимние праздники в январе, вы, знаете? А что такое Рождество? А как называется время от Рождества до Крещения? А что такое святки? Правильно, святки длились две недели. В период от Рождества до Крещения идут, так называемые, святые дни. Отсюда и название – святки. А в старину святки ещё означали собой переход от старого года к новому. Что же делали в святки? Что это значит? Здесь много новых слов, давайте разберёмся? Что значит символ коляды и кто такой коляда? А что такое колядки? А что такое мехоноша? Правильно, Коляда – это бог солнце – младенец, знаменовал собой у древних славян нарождающееся солнце. В честь него пели колядки. А когда Русь стала православной, люди приурочили праздник Коляды к празднику Рождества. Вот поэтому и говорят: «Коляда накануне Рождества». Ребята, а зимой какая бывает, в основном, погода? Так вот, чтобы не замёрзнуть во время колядования зиму-матушку задабривали песней. Вот и нам надо зиму - матушку уважить, песней задобрить. Уважили мы с вами зиму – матушку, пора идти колядовать и колядку запевать. Подходит с детьми к первому дому. Выходит хозяйка ( девочка): Здравствуйте, люди добрые! Хозяйка: И вас с Новым годом! Зачем пришли, пожаловали? | Зима Январь Новый год, Рождество, Крещение День рождения Иисуса Христа Новогодние святки Праздник этот самый длинный Он весёлый и старинный Наши предки пили, ели Веселились две недели От Рождества и до Крещенья, Приготовив угощенье, Пели разные колядки По домам ходили в святки. Наряжали и шутили Праздник ждали и любили Так давайте же сейчас Встретим мы его у нас. Колядовали Ходили по домам с символом коляды, пели разные колядки и за это мехоноше давали разные гостинцы. Коляда – это солнце – младенец. Был такой бог у древних славян. Это обрядовые песни Это тот, кто носит мешок, в который складывают угощения.
Холодная, морозная. Поют русскую народную песню «Как на тоненький ледок» Поют 1-ю колядку: К нам пришла коляда накануне Рождества Будет с нами коляда, да и после Рождества Пошла коляда с конца во конец Ой, коляда – коляда, ой, колядица моя. Поют 2-ю колядку: Авсень, авсень, ходи по всем, Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество, Открывайте сундучки, Доставайте пятачки, Выносите скорей, не морозьте детей. (говором): Есть кто в этом дому? Выходи встречать коляду. Сеем, сеем, посеваем И пшеницей посыпаем. Сеем, сеем, посеваем С Новым годом поздравляем! Уж ты, тётушка, подай Ты, лебёдушка, подай Открывай-ка сундуки, Доставай-ка пятаки. Если нету пятака, то давайте пирога, Не дадите пирога, мы корову – за рога, Свинку – за шерстинку, быка – за хребтинку, Поведём на торжок, продадим за пирожок. |
Хозяйка: Коляда-моляда, вы хотите пирога? Сейчас всех угощу, всем отрежу по куску. Хозяйка: Весь, так весь. Мехоноша, подставляй мешок, положу пирожок. Хозяйка: Спасибо, люди добрые, за пожелания. До свидания! Все вместе идут ко второму дому. Выходит хозяин ( мальчик): Здравствуйте! Что надо? Хозяин: И вас с Новым годом, Идите своим ходом. Хозяин: Уходите со двора. Спать давно уже пора. Хозяин: Да нет у меня ничего, а что есть, самому мало. Хозяин: Ладно, ладно, я просто пошутил. Мехоноша, подставляй мешок, положу пирожок. Ой, ребята, что-то я совсем замёрзла, мороз до костей пробирает. Пойдёмте в избу погреемся. Будем вечер коротать, песни петь, да плясать. Частушки мы с вами пропели, а что ещё делали в святки? Вот и мы с вами поиграем. В старину на святки люди наряжались в разные костюмы, отсюда и названия некоторых игр. Первая игра у нас будет «Баба – яга» Баба – яга на чём летает? Правильно и наша следующая игра называется «Ведьмина метёлка» А что ещё делали в святки? Гадания были разные. Вы, может быть, знаете какие-то гадания? Молодцы. А вот мы с вами будем гадать на горшках, в которых раньше готовили еду и ставили их в русскую печь. Полотенце далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие Лента. Через поле идучи, руссу косу плетуче Шёлком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству, прибыли. Пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, Выбросил добро по мочалинке Жить тебе в большой семье счастливой жизнью. А ещё в старину люди были очень наблюдательными. Они замечали малейшие изменения в природе и на основе этого зарождались приметы, пословицы и поговорки. Ребята, а вы знаете какие – нибудь поговорки и пословицы о зиме. Какие вы все молодцы. А знаете, есть ещё и такая примета – кто в новый год чихнёт, тот здорово год проживёт. Кто болеть не хочет, чихнём-ка разочек все вместе и гости наши – три - четыре Дай вам Бог здоровья. Угощают гостей. | Коляда-моляда, мы хотим пирога, Не режь, не ломай, целиком подавай Спасибо тебе, хозяюшка, а за угощенье - мы к тебе с пожеланием: Кто даст пирога, тому полон хлев скота, Овин с овсом, жеребца с хвостом Тому сбудется, да не минуется. Спасибо этому дому, пойдём к другому. Поют 2-ю колядку: Авсень, авсень, ходи по всем, Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество Открывайте сундучки, доставайте пятачки Выносите скорей, не морозьте детей. ( говором): Есть кто в этом дому, Выходи встречать коляду. Сеем, сеем, посеваем И пшеницей посыпаем, Сеем, сеем, посеваем С Новым годом поздравляем! Разреши, хозяин, у окошка встать, коляду рассказать: Добрый господин, богато живёшь, нас одари Кто нас одарит, тот богаче станет. Кто не даст лепёшки, тому побьём окошки, Кто не подаст ватрушки, Тому побьём кадушки, Кто не подаст пирога – разобьём ворота. Ах, так! На двор чертей, в огород червей, На двор чертей, в огород червей! Спасибо, тебе, хозяин. Кто даст пирога, тому полон хлев скота, Осин с овсом, жеребца с хвостом. Тому сбудется, да не минуется. Поют частушки вместе с воспитателем: Заиграй-ка балалайка, Балалайка – три струны, Подпевайте, не зевайте, Выходите плясуны Эй, топни нога, Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая. Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася. Эх, топну ногой, Да притопну другой, Устоять я не могу, Вот характер какой. Мы всегда, везде такие, Утром, вечером и днём, Потому что мы частушки Развесёлые поём. Раздайся народ Меня пляска берёт, Пойду, попляшу Себя людям покажу. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. Играли в разные игры. Слова поются на мотив русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени»: В тёмном лесе есть избушка ( идут по кругу) Стоит задом наперёд (прыжком поворачиваются в другую сторону) В той избушке есть старушка Бабушка Яга живёт ( идут в другую сторону) У неё глаза большие Словно угольки горят ( разжимают кулачки, подобно открывающимся глазам) Ух! (приседают) сердитая какая, Дыбом волосы стоят ( резко поднимают руки вверх) На метле. Стоят в кругу, у одного из игроков в руках метёлка. Пока звучит музыка, игроки передают метёлку друг другу, как только музыка перестаёт играть, игрок у которого метёлка осталась в руках отгадывает загадку. И так до тех пор, пока не будут отгаданы все загадки. Гадали. Кидали башмачок через плечо, капали воск горящей свечи в воду. Встают вокруг горшков в круг, берутся за руки и идут по кругу со словами: Горшочек с вершочек Скажи нам дружочек Что сбудется, что станется Плохое пусть останется. Один из участников подходит к 1-му горшочку и достаёт полотенце. Идут по кругу со словами: «Горшочек…» Другой участник подходит ко 2-му горшочку и достаёт ленту Идут по кругу со словами: «Горшочек…» Третий участник подходит к 3-му горшочку и достаёт пуговицу Зима не лето, в шубу одета. Морозный январь – урожайный год. Зима без мороза не бывает. В зимний холод, всякий молод. Зимой солнце светит, а не греет. Мороз не велик, а стоять не велит. Апчхи Встают лицом к гостям, держа поднос с угощениями: Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра, Пышных пирогов, мягоньких блинов, Доброго здоровья, маслица коровья. Кому песни поём, тому сбудется, тому сбудется не минуется.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...
Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы. "ВОЛШЕБНАЯ КНИГА Зимы." для детей средней группы.
Новогодний сценарий для детей среднего возраста с интересными персонажами, которые живут в волшебной книге Зимы....