Мастер- класс для педагогов ДОУ «Не будь тороплив, будь памятлив! Или способы эффективного запоминания»
методическая разработка на тему
Научные исследования показали, что лишь 10% участка головного мозга человек использует в своей жизнедеятельности. В современной психологии пользуется популярностью методика, способствующая улучшению, тренировке, масштабированию запоминания. Она основывается на методе Цицерона, суть которой - использование мнемотехники. Цель данного мастер- класса: познакомить педагогов с методикой мнемотехники запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_protsessov_zapominaniya_dlya_pedagogov.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов ДОУ
«Не будь тороплив, будь памятлив! Или способы эффективного запоминания»
Цель: познакомить педагогов с методикой мнемотехники запоминания.
Задачи:
- упражнение в установлении ассоциативных связей между предметами;
- формирование эмоционально- значимых образов;
- развитие кругозора.
Ход.
Понятие «память» в различных источниках формулируется множеством определений.
Нам известно, что память- это один из наиболее значимых познавательных процессов для человека, будь то ребёнок или взрослый. Память представляет собой накопление, хранение и воспроизведение различного рода информации. От памяти зависит успешность накопления личного опыта познания, точность воспроизведения информации, что, несомненно, оказывает влияние на специфику, сложность, выборочность профессии.
Научные исследования показали, что лишь 10% участка головного мозга человек использует в своей жизнедеятельности. В современной психологии пользуется популярностью методика, способствующая улучшению, тренировке, масштабированию запоминания. Она основывается на методе Цицерона, суть которой - использование мнемотехники. В своё время Цицерон, проходя любой путь, связывал встречающиеся в дороге предметы, объекты с разными понятиями невидимыми нитями, чем тренировал гениальную память.
Рассмотрим выгодность данной методики. Проведём небольшой эксперимент. Я назову 20 слов. Вы внимательно слушаете , не записывая во время прослушивания. Только после прослушивания записываете их в том порядке, в котором они звучали в моей речи:
| 11. корова 12. гвоздь 13. река 14. огурец 15. дверь 16.фонарь 17.помидор 18.река 19.тарелка 20. рыба |
Чтобы улучшить ваш результат, воспользуемся эмоциональной окраской запоминания и установим яркие связующие звенья между нашими словами. Для этого нужно придумать историю, в которой все понятия связаны. Она может быть яркой, реалистичной, или фантастической.
Например, в парке стоял стол. Рука человека сажала калину, которую съедал слон. Парта стояла вместо калитки, которую часто открывали ногой. Через окно людям виднелся бак в парке. Возле бака часто гуляла корова, она любила наступать на гвоздь и купаться в реке. После купания её кормили огурцом. Дверь в её двор была освещена фонарём. Она возвращалась к хозяевам мимо грядок с помидором, репой. А во дворе всегда на тарелке лежала рыба.
После этой истории запомнить слова в нужном порядке гораздо легче. Попробуйте снова написать эти слова. Результат гораздо выше.
Существует ещё один способ эффективного запоминания. Для этого нужно вспомнить ту комнату в доме, где расположение предметов вам хорошо известно. Их нужно запоминать от двери по часовой стрелке, сверху вниз, переводя свой взор слева - направо. Для начала следует выбрать 5, затем 10, 15, 20… предметов в комнате. Затем нужно связать с этими предметами слова для запоминания. Эти слова следует воспроизводить как можно чаще. Каждый раз расширять объём запоминаемых слов.
Методика запоминания иностранных слов аналогична. Для этого несколько раз повторяем слово, вслушиваемся в его звучание, находим русские слова, звучание которых схоже. Например, английское слово «coot», что в переводе «шубка». Представляем собаку с густой шерстью (шубкой), «сажаем» на неё (сверху на шубку) кота и утку. Кодируем по 2 буквы с каждого, получается коут. Слово запомнили. Связь получилась яркая, эмоциональная, память «поглотила» это слово.
Если вдуматься, то все окружающие предметы очень связаны между собой, ассоциации устанавливаются на бессознательном уровне. Предлагаю вашему вниманию тест: «Желания и ассоциации»
- Напишите ваше желание. Оно должно быть осуществимым, позитивным, конструктивным.
- Расположите животных в предпочитаемом порядке слева направо: тигр, овца, корова, свинья, лошадь
- Дайте характеристику следующим словам- понятиям от имени прилагательного: собака, кошка, крыса, кофе, море
- Напротив каждого цвета, укажите человека, с которым Вы связываете этот цвет:
- Жёлтый
- Оранжевый
- Красный
- Белый
- Зелёный
5. Запишите своё любимые число и день недели.
Интерпретация.
1. Посмотрите значимость для вас различных ценностей
- Тигр-самолюбие
- Овца- любовь
- Корова- карьера
- Свинья- деньги
- Лошадь- семья
2. Сравните Ваши характеристики со следующими образами:
- Собака - я сам
- Кошка- супруг (возлюбленный)
- Крыса - враги
- Кофе - интимная, личная жизнь
- Море - собственная жизнь
3. Проведите аналогии с цветом и выбранными личностями:
- Жёлтый – тот, кого никогда не забудете
- Оранжевый – тот, кого считаете настоящим другом
- Красный – тот, кого по- настоящему любите
- Белый – Ваша родственная душа
- Зелёный – тот, кого будете помнить до конца своей жизни.
4. Посмотрите на своё желание. Оно исполнится, когда Вы сделает столько добрых дел, которое указали как любимое число и в ваш любимый день недели.
Итак, наполните свою жизнь добрыми делами, которые будут благотворно влиять на всех и на Вас, в первую очередь. И пусть в Вашей памяти останутся добрые поступки и благие намерения.
Подготовила: Малахова Ольга Александровна,
педагог - психолог МКДОУ «ЦРР-д/с№4»
п.г.т.Анна, Воронежская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"
В материале представлен обзор опыта работы по программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития р...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".
В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй дл...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия для детей - эффективный способ воспитания"
Любите ли Вы сказки? Читаете ли их своим детям, воспитанникам? Есть ли у Вас любимые сказки?Почему то я уверена, что на все эти вопросы практически каждый человек ответит "ДА!" Сказки ...
Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...
Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»
Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»...
Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"
ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....