Одарённые дети -надежда и опора нашей Родины.
статья по теме

Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

Данная работа -это размышление о проблеме одарённости детей дошкольного возраста,как нужно относиться к  детям с неординарными способностями,описывается опыт работы  с одарёнными детьми в Ульяновской области.Материал написан для сборника статей научно-практической конференции по проблеме одарённости детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiyaavtor_alasheeva_t.g.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

                «Одарённые дети –  надежда  и опора нашей Родины»

Автор: Алашеева Татьяна Геннадьевна

Адрес места работы: МБДОУ№3детский сад общеразвивающего вида «Рябинка», город Инза, Ульяновская область, ул. Яна Лациса,66.

-1-

«Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу.  дивен этот прозрачный камень. Но сколь  ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране»  (Ж. Брюно)

      Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных,педагогов, психологов. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной. Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял  В.А. Сухомлинский , его высказывания об одарённости детей самые актуальные сейчас в дошкольной педагогике. Приведу некоторые из них:»…Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», » Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного ,великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании  для тех педагогов и учителей ,кто выявляет одарённых детей  и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями. Но обладать таким чутьём и тактом  должен новый педагог , педагог нового поколения на  стандарт которого указывает  «Профессиональный стандарт  педагога»/2013год/:

«-работа с одарёнными учащимися;

- использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;

-2-

- Владение психолого-педагогическими технологиями , необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети. »

Основную цель по работе с одарёнными детьми поставил  Президент России  В.В. Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»:

«-Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одарённостью ,независимо от сферы одарённости…»,определены меры по поиску и поддержке талантливых детей:»… Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. Создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. В новом «Законе об образовании»/2012год/указывается ,что образование доступно каждому ребёнку в  нашей стране и он получает право на   дальнейшее развитие и обучение по индивидуальным  программам для  одарённых и способных детей. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» /2008год/основной задачей является: «…создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования ;создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…»

    Наш  Ульяновский регион не остаётся в стороне  от Федеральных законов о внимании к одарённым детям. Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых ребят  и общую среду для проявления и развития способностей каждого

-3-

ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. » Коллектив  Ульяновской гимназии  №34  создал авторскую программу     «Одарённые дети» и  считает своей целью:  «…формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные  задатки и наклонности..» По поручению  Правительства Ульяновской области и Министерства образования Ульяновской области начата разработка  проекта  областной целевой программы «Одарённые дети» на период до 2015 года. Губернатор нашей области С.И. Морозов отметил, что «…интересный и амбициозный проект над которым мы работаем – создание в Ульяновской области целостной системы по работе с одарёнными детьми и молодежью на всех уровнях образования; сбалансированности основных направлений деятельности по формированию интереса к техническим, естественно-научным дисциплинам, научно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации детей и молодежи является детский научный комплекс «ДНК».В основу этого проекта положен опыт научного Центра «Эврика» Финляндии, других уникальных мировых детских научных центров.  Данная методика позволит создать непрерывную систему образовательного процесса: дошкольное образование – общее образование – дополнительное образование – профессиональное образование профессиональное образование (практика) – профессиональная реализация ..» В Ульяновской области идет процесс формирования единой системы выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи. Ресурсное обеспечение работы с талантливыми детьми и молодёжью на территории Ульяновской области возлагается:

-на региональный научно-методический центр по работе с одарёнными детьми;

- на областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи».

- Специалистами центра по работе с одарёнными детьми создана компьютерная программа – электронный банк данных «Одарённые дети Ульяновской области».Образовательными учреждениями Ульяновской области ведётся исследовательская работа: ЦРР детский сад № 178

-4-

«Облачко», ЦРР детский сад № 128 «Гусельки», ЦРР детский сад № 253 «Белоснежка» и т.д.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. В современном дошкольном образовании сейчас многое меняется-должен поменяться и педагог – дошкольник, по моему мнению, именно на самой первой ступени образования-дошкольной - необходимо выявить ярких ,талантливых ,неординарных детей с высокими  показателями в разных видах детской  деятельности ,поддержать и направить. По опыту своей работы в дошкольном учреждении/более 30 лет/ хочу высказать свой взгляд на проблему одарённости детей, выявлению таких  особенных, ярких   детей  и  обучение  их    по  специальным программам для  дальнейшего  развития:

1.Воспитатель  дошкольного учреждения должен обладать педагогическим чутьём и педагогической внимательностью, чтобы видеть в детях зачатки одарённости.

2.Обязательно работать в тандеме с другим воспитателем по воспитанию и развитию таких детей.

3.Вести огромную ,кропотливую работу с родителями одарённого ребёнка, ведь в семье дети получают колоссальную поддержку ,внимание и участие.

4.Никогда не выделять таких детей  в присутствии других детей.

5.Необходимо разработать индивидуальную программу для каждого одарённого ребёнка, включить в эту программу всех специалистов дошкольного учреждения: психолога ,медсестру, воспитателя по изодеятельности, инструктора по физкультуре  и т.д.

6.Никогда не нагружать ребёнка сверх того .что он может и умеет, ведь цель педагога: мягко и ненавязчиво развивать его талант.

-5-

7.Всячески поддерживать и поощрять новые идеи, новые мысли  одарённого ребёнка и помогать ему их осуществлять.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Истинно одарённых  детей мало, но они есть- и воспитателю важно увидеть искорку  одарённости в каждом ребёнке  и разжечь огонёк таланта, постараться  раскрыть  и  поддержать.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Литература:

1.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998г. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/475-belova-scheblanova16

2.Комплексная программа «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Ульяновской области на 2012-2015 годы.

3.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности ,1989г.

4. Национальная  стратегия  действий в интересах детей на 2012-2017 годы  утв. Указом  Президента РФ  от 1 июня  2012 г. N 761)

5.Об образовании в Российской Федерации Российская Федерация Федеральный закон  Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

6.«Профессиональный стандарт  педагога»,Вестник Образования России Август 15,2013. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года .Утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662.

7.Программа «Одарённые дети»- 2009-2015 гг. Управление образования администрацииг.Ульяновска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Гимназия №34».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста. Тема: «Наша Родина – Россия»

Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста.Тема: «Наша Родина – Россия»...

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы Тема: «Наша Родина - Россия»

Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ; развивать логическое мышление, внимание, память, речевую и активность детей...

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ООД) по теме «Наша Родина»

Возрастная группа: подготовительнаяВид (разновидности) деятельности детей: Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, рассказывание, рассуждение); Игровая (подвижная игра «Ка...

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»

Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. «Наша Родина-Россия.»

Тема: «Наша Родина-Россия.»Цель: формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к родной природе.Задачи:закреплять понятие «Флаг» - символ нашей страны;активизир...