На пути к новому образованию
статья на тему
В последнее время в нашей стране уделяется много внимания проблеме модернизации сферы образования.И в этих жарких спорах, как мне кажется, забывают о начальном звене образования - о детских садах. а ведь именно здесь начинается социализация ребёнка, его воспитание и образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_6.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «На пути к новому образованию»
В последнее время в нашей стране уделяется много внимания проблеме модернизации сферы образования. И в этих жарких спорах, как мне кажется, забывают о начальном звене образования – о детских садах. А ведь именно здесь начинается социализация ребёнка, его воспитание и образование.
Будущее дошкольного образования нельзя спроектировать без анализа того, что мы имеем сегодня. А имеем мы в общем-то не очень радостную картину. Воспитатели всё больше уделяют внимания обучению, а не развитию или воспитанию, и всё чаще стремятся сформировать представления, а не чувства. Как известно, обучение ведёт за собой развитие. Но сейчас оно зачастую не ведёт, а «уводит» за собой. И строится, как правило, на развитии восприятия и мышления, познавательной деятельности. Последняя же «плавно перетекает» в формирование учебной.
Педагоги должны работать на детей и для детей, а не для массы бумаг. Ведь дети – это наше будущее, а именно в дошкольном возрасте нужно заложить самое лучшее, дать ему самое трепетное воспитание. Если проигнорировать особенности развития ребёнка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Но в свете новых требований бумажная документация отбивает у многих педагогов охоту на креативную работу, желание вообще работать в дошкольном учреждении.
Давайте вспомним – часто говорят о роли первой учительницы в жизни из нас, но почти никогда – о роли воспитателя. Что это – незаслуженная забывчивость или заслуженное невнимание?
Главный элемент любой структуры и системы, на мой взгляд, – это люди. Именно поэтому в саду будущего должны работать те, кто, действительно, хочет и умеет работать с маленькими детьми. Кто любит их и готов учиться общению с дошкольниками; кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее и новое и приносить это в детский сад. Кроме того воспитатель, как и вообще педагог, – очень творческая профессия, думаю, что, только играя и сохраняя в себе ребёнка, можно добиться хороших результатов в детском саду.
Воспитатель должен не просто работать с детьми, он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитан иков сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь – всё это имеет для ребёнка большое значение».
С первых дней педагогической деятельности я всегда старалась завоевать авторитет, признание дошкольников, потому что только в этом случае можно говорить об успехах своего труда, который начинается с общения с малышами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия.
Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок.
Я считаю, что можно предложить некую технологию отношений, которая, на мой взгляд, заключается в следующем:
- прежде всего необходимо понять, что они – дети, и поэтому ведут себя как дети;
- принять ребёнка нужно таким, какой он есть;
- необходимо более полно узнать ребёнка;
- нужно найти позитивное в ребёнке, дать ему почувствовать ваше уважение к нему.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает.
Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания.
Поэтому так важно связать два общественных института – семью и детский сад, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Одной из важных проблем в работе педагогов-дошкольников с родителями является их занятость, стремление к карьерному росту, когда материальные ценности становятся выше духовных. Родители обустраивают свой быт, улучшают материальное положение и вес в обществе, и часто на детей совсем остаётся мало времени и внимания. Поэтому воспитатели заменяют им родителей.
Разногласие между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится и на ребёнка. Складывающиеся отношения отрицательно сказываются на поведении малыша, его отношение к сверстникам и взрослым.
Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребёнка, необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребёнком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему.
Как бы мы не ностальгировали по прошлому, в котором небо было голубее, вода чище, а задачи образования понятнее, мы не может не понимать, что жизнь не стоит на месте. То, что было хорошо и актуально в веке двадцатом, двадцать первом – уже почти раритет. И если мы не хотим превратиться в музей экспонатов, то пора действовать.
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребёнка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности.
По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии не сравнимы с другими средствами. Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с лёгкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку-трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающие в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А может быть это новое поколение детей? А что делать нам, педагогам-дошкольникам?
Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии. Другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблемы современного ребёнка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информации и технологий. Поэтому перед современными педагогами стоит насущная задача – стать для ребёнка проводником в мире новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
Я считаю, что модернизация образовательного пространства дошкольных учреждений необходима, но также надо помнить, что детский сад должен быть оборудован для полноценного нахождения детей. Это касается ремонта в группах, и мебели, и необходимых принадлежностей для игры и учёбы. Давно доказано, что человека должна окружать красота, которая незаметно, но ежесекундно формирует душу каждого из нас. Пребывание ребёнка в детском саду не должно быть тяжёлым испытанием, неприятной обязанностью. Задача современного общества – создать маленькому человеку все условия для полноценного развития.
Детский сад будущего – это дошкольное учреждение с «человеческим лицом», где всё будет сделано для ребёнка и ради ребёнка, где комфортно всем членам этой большой семьи, воспитанникам, воспитателям, всем остальным сотрудникам. И тогда дети и их родители будут с благодарностью вспоминать свою «первую школу» – детский сад, и своего «первого учителя» – любимого воспитателя.
В итоге, если мы сумеем найти оптимальное решение существующих проблем, мы получим удивительные результаты. Наши дети вырастут не потребителями, а активными людьми, способными изменить мир. И тогда можно будет изменить крылатое выражение «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Новое поколение не будет ждать, когда кто-то что-то им даст. Они найдут способ придумать и сделать всё самим. Это будут люди с активной жизненной позицией, собственным взглядом на мир, люди, умеющие ценить труд других и уважать окружающих.
Воспитатель первой квалификационной категории
Заботина Татьяна Леонидовна
МДОУ "Детский сад "Сказка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзия - на пути к новому качеству образования
Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....
Эссе на тему "На пути к новому образованию"
эссе о том, каким должно быть современное образование, каковы его цели и результаты....
Эссе на тему "На пути к новому образованию"
Хотим мы того или нет, время вносит свои коррективы в сознание и быт людей. В связи с этим должен измениться и подход к обучению и воспитанию детей. Во главе всего образовательного ...
Доклад на тему: «Формирование речевого развития дошкольников путем использования новых методов обучения по ФГОС ДО» ( из опыта работы).
Материал для воспитателей детских садов с презентацией....
Презентация«Формирование речевого развития дошкольников путем использования новых методов обучения по ФГОС ДО» ( из опыта работы).
Материал к докладу по развитию речи...
Формирование умственной деятельности дошкольников путем использования новых методов обучения. Сенсорное развитие в группе раннего возраста воспитатель Ковалева Надежда Геннадьевна.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
конспект образовательной деятельности по конструированию "Путь к новой планете"
Формирование умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой....