ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО".
материал на тему

Диасамидзе Любовь Викторовна

"Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше пршлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим"! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_proekta.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

  Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста и

потому самый занимательный, чем тот, который связан с

детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это -  

устное народное творчество. Устное народное творчество как

средство развития речи детей. Речь является важным

средством самовыражения ребенка. Особая роль в языковом

развитии принадлежит устному народному творчеству, которое

объединило в себе и красоту, и богатство русского языка.

Народное творчество несет в себе не только развитие речи,

но и формирует духовно нравственного человека. А ведь

духовно – нравственный человек – это великое творение

природы.

           

                  ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 3 месяца.

                        ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 Выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

                       

                    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

 Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

Выявить наличие и определить значение взаимосвязи ознакомления дошкольников с устным народным творчеством и развитием речи.

Определить уровни развития речи детей при ознакомлении с устным народным творчеством.

                                     

                         

                          ПРОБЛЕМА:

  Недостаточное использование произведений устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.

                           

                           ГИПОТЕЗА:

  Наряду с основными методами и приемами развития речи дошкольников

можно и нужно использовать богатейший материал творчества народа.

Объект исследования: речевые навыки.

Предмет исследования: устное народное творчество.

                                   МЕТОДЫ:

1. Чтение литературы.

2. Самостоятельное обдумывание.

3. Поиск информации в интернете.

4. Наблюдение.

5. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, обыгрывание ситуаций.

               

          ТЕХНОЛОГИИ – ОБОРУДОВАНИЕ:

Фотоаппарат.

Компьютер.

Интернет.

Видеокамера.

Организация игр с ребенком.

            ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Образовательные:

-  формирование представлений детей об устном народном творчестве;

-  формирование интереса к устному народному творчеству;

-  учить применять приобретенные знания в жизни;

-  обогащение словарного запаса;

-  развитие образности речи;

Воспитательные:

         -  воспитывать любовь к устному народному творчеству;

         

         

           

            ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объема знаний детей об устном народном творчестве, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования программы дошкольного образования.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведение проекта.

5. Разработка тематического планирования мероприятий.

Актуальность:  Речь является важным средством самовыражения ребенка. Особая роль в языковом развитии принадлежит устному народному творчеству, которое сконцентрировало в себе всю красоту и богатство русского языка. Во время выполнения проектной деятельности происходит знакомство ребенка с произведениями устного народного творчества. Данный проект успешно расширяет словарный запас, развивает образность речи. В результате общения с произведениями устного народного творчества ребенку передаются их настроения и чувства: радость, грусть, тревога, нежность. Ход проекта направлен на реализацию важнейшей задачи – это развитие речи детей дошкольного возраста. Наш проект мы назвали «Развитие речевых навыков  дошкольников через устное народное творчество». Целью разработки стало обучение, понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию, обогащение словарного запаса. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно выражать свои мысли чувства, развивается умение образно описывать предмет. Отгадывание и загадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарный запас за счет многозначности слов, формирует представления о переносном значении слов. Разгадывание загадок развивают способность анализировать, обобщать, формирует умение делать выводы. У детей дошкольного возраста недостаточно выработана дикция. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, «проглатывание» окончаний и наоборот, излишне замедленная манера произношения слов. Поэтому в нашем проекте предусмотрена работа со скороговорками. В результате этой работы, дети учатся ясному и четкому произношению. Детям дошкольного возраста очень интересны сказки. Через сказку дети знакомятся с бытом, интересом народа. Сказки рассказывают о жизни, не похожую на обычную.

Наша работа в основном проводилась в группе. Почему мы выбрали

устное народное творчество? Потому что значительно повышается уровень речевого развития детей дошкольного возраста при использовании произведений народного творчества.

Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

                       

                       ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Этапы реализации проекта.

1этап. Подготовительный.

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Определение уровня развития речи детей при ознакомлении с устным народным творчеством.

2 этап. Основной.

 1. Чтение сказок, пословиц и поговорок, скороговорок, загадок, небылиц, потешек, скороговорок  и т.д.

 2. Рисование понравившихся сказочных героев.

 3. Знакомство детей с народными промыслами, бытом людей в давние времена, предметами быта, национальными костюмами.

 4. Театральная деятельность: русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

 5. Создание альбомов и выставок детских работ «Дымковская игрушка».

 6.  Совместная деятельность воспитателя, музыкального руководителя и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах.

 7. Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации проекта.

        1. Фольклор дошкольникам.

 Задачи: познакомить с потешным фольклором;

               развивать умение воспринимать художественный образ;

               формировать умение сопереживать героям;

       2. Знакомство с бытом людей в старину.

 Задачи: конкретизировать представления детей об убранстве русской избы;

               приобщить к семейным традициям наших предков;

               познакомить с правилами гостеприимства;

       3. Обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи: обыграть русскую народную сказку «Волк и семеро козлят»;

              учить выбирать самостоятельно роль;

              учить узнавать знакомые сказки по определенным фразам;

   

  4. Знакомство с предметами быта.

Задачи: познакомить с предметами обихода и их назначениями (печь, ухват,    

              сундук, скамейка, ведра, посуда, бочка и т.д.)

              учить различать и правильно называть их;

              воспитывать любовь к труду;

       

         5. Русская одежда.  

Задачи: познакомить с народным костюмом;

                   учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи

                   соответствующие существительные;

         6.  Русская матрешка.

Задачи: познакомить с русской народной игрушкой матрешкой;

                  формировать способность воспринимать художественные образы;

                  развивать эстетическое воспитание;

        7.  «Небылицы в лицах».  

Задачи: познакомить детей с понятием «небылица»;

              познакомить с содержанием «небылиц»;

        8. Пословицы и поговорки.

Задачи: продолжить знакомство детей с народными мудростями;

              развивать воображение;

             формировать умение объяснять смысл пословиц и поговорок;

        9. Загадки.

Задачи: уточнить и обобщить знания детей о загадках;

              развивать внимательность и наблюдательность;

              упражнять в умении разгадывать загадки;

     10.  Скороговорки.

Задачи: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством;

              упражнять детей в проговаривании скороговорок;

              работать над дикцией;

      11. Народные промыслы.

Задачи: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством;

              конкретизировать понятие «народные промыслы»;

              учить сравнивать национальные узоры;

              развивать эстетический вкус и мелкую моторику;

              воспитывать любовь к народному творчеству;

     

     12.  Итоговое мероприятие «В гости к Хозяюшке»

Задачи: продолжить знакомство с малыми фольклорными формами,

              закреплять знания о них;

              способствовать формированию выразительной интонационной речи        

              детей;

              воспитывать интерес к устному народному творчеству;

 3 этап. Заключительный.

  1. Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка.

  2. Организация досуга в рамках проекта.

                     РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

 

 - Значительное повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста при использовании произведений устного народного творчества.

 - Создание альбома детских рисунков «Любимый герой».

 - Выставка детских работ «Русский народный костюм».

 - Обогащение предметно – пространственной среды поделками, сделанные своими руками.

 - Создание презентации проекта.

  Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

 Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...

Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...