Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
«Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty-1.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Суслиной Татьяны Федоровны
«Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой»
Актуальность:
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
- Дать детям общее представление о Мордовской республике.
- Расширить знания детей о многонациональности республики.
- Расширить круг сведений о традициях и культуре мордовского, русского народа, через художественную литературу.
- Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
- Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.
- Повышать познавательную активность детей, активизация словаря.
Цель:
Сохранять и расширять знания национальных традиций, обычаев родного края, бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней через художественную литературу.
Объект исследования:
Особенности детей дошкольного возраста в общеобразовательной группе.
Концептуальность:
Важное средство воспитания детей дошкольного возраста- художественная литература и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
Детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова, в стихах - улавливают музыкальность, напевность, ритмичность поэтической речи.
Художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.
Устное народное творчество является главным средством активизации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки. При их изучении стараюсь детям открывать красоту и величие национального фольклора.
Таким образом, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями народа Мордовии, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Фольклорное искусство дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста. Они горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места.
Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.
Учитывая возрастные особенности детей в воспитании патриотических , духовно- нравственных чувств, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную возможностям детей систему НОД, игр и упражнений.
При отборе содержания к НОД я руководствовалась ведущими принципами краеведения и системности:
- С учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы ( традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их мифологическими особенностями, приспособления к среде обитания);
- С учетом принципа системности построено содержания НОД.
Наряду с игровыми методами, в обучении использую ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную и социальную активность детей:
- Концентрический метод обучения ( по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
- Метод « оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
- Эвристический( частично поисковый) метод;
- Метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.
Наиболее интересные для детей эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные НОД, которые включают в себя:
- Чтение специальной и художественной литературы ( мифы, легенды, сказки, сказания);
- Использования иллюстративного материала ( альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин как местных так и русских художников, отображавших красоту лесов, быт и праздники жителей Мордовии и русского народа и т.д.)
- Ручной труд ( роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементам костюмов, конструирование макетов);
- Народные спортивные игры ( в том числе соревновательного характера), динамические паузы, физкультминутки.
- Экскурсии в мини-музей, экскурсии в музеи города ( краеведческий),библиотеку им . Н.А. Некрасова, встречи с почетными жителями города Саранска.
- Понятий ( Мордовия, Россия, гимн Мордовии, России, флаг Мордовии и России, леса, мокша, эрьзя, татары, русские и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.
Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, панно ( предметов в технике аппликации из природного материала, кукол, макетов и т.д.).
Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей ( игры, конкурсы, экскурсии, праздники, выпуск стенгазеты и пр.)
На протяжении своей работы с детьми стараюсь приобщить их к красоте и добру, желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.
Я считаю, что эту работу следует начинать с детства.
Наличие теоретической базы
- В своей работе я использую примерную основную программу «Детство». Научные редакторы: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобиридзе, З.А.Михайлова.;
- «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и другие.
- О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой. Москва 2005.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Под.ред. О.С.Ушаковой. Москва 2003
Результативность
В результате, воспитательно-образовательная работа по Художественно-речевому развитию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой, приобщает детей к истокам народной культуры, помогает обогатить внутренний мир ребенка, развить речевую активность, пополнить словарный запас, Сформировать правильное и полное представление о родной стране, о быте прошлого на Руси, о народных праздниках и традициях, сформировать чувство национального достоинства. У родителей повысить заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Тиражирование.
Свой материал по Художественно-речевому развитию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой, я разместила на сайте http://nsportal.ru/suslina-tatyana-fedorovna, http://www.maam.ru/, http://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds66sar/
Мною были разработаны проекты: «Мордовия –родина моя»- долгосрочный; «Приобщение детей к традициям и культуре народов Мордовии»-долгосрочный, « Знакомство с культурой русского народа»- краткосрочный,«Неделя детской книги»- краткосрочный;. Главной целью этих проектов является - Ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это
создание национального уголка, куда стали приносить свои вещи, украшения, художественную литературу. Каждую вещь мы рассматривали с детьми, затем я рассказывала о ней, примеряли эти вещи. Я видела, как им нравятся украшения, наряды, старались запомнить названия этих вещей. Проводились совместные праздники, развлечения и викторины по литературным произведениям, в которых совместно с детьми участвовали и родители. Главной целью этой работы является- сблизить родителей и детей через совместную деятельность . Развивать гордость у детей за своих родителей, за понимание, поддержку и участие в их жизни, формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
У родителей повысить заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Перспектива на будущее.
Продолжать работу с детьми и родителями по патриотическому , этнокультурному воспитанию, повышать свой профессиональный уровень. Но главная перспектива заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...
Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Актуальность этого опыта заключается в том что именно игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятел...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И.
Тема инновационного опыта: Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьиАктуальность и перспективность опытаВ условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем эконо...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н.
Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н....
Представление собственного инновационного педагогического опыта по применению театралищованной деятельности
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучши...